Исследование значения труда для учащихся профильной школы

 

Приступая к исследованию значения ценности труда для старшеклассников профильных классов, было проведено анкетирование (Приложение 1)  учащихся 10-11-х классов, в котором принимало участие 32 школьника. Целями опроса было выявить:

1. значимость ценности труда «для себя» и «для общества»;

2. особенности значимости учебного труда в профильной школе;

3. удовлетворенность старшеклассников учебной деятельностью.

Анализ результатов показал, что школьники ценность труда «для себя» видят в развитии (15,5%), «в познании себя и мира», в помощи выявления своих способностей, в получении новых знаний (6,3%), благодаря которым развиваются «духовно и физически», в «усердной подготовке к ЕГЭ», в совершенствовании себя (6,3%), в саморазвитии (6,3%), в самореализации (6,3%), в самовыражении, приобретении необходимых навыков (6,3%), в удовлетворении собственных потребностей (6,3%), в обеспечении успешного будущего (6,3%).

Старшеклассники отмечают, что труд значим для общества, так как позволяет обществу, государству развиваться (15,6%), «развитие труда – прогресс для общества» (12,5%), открывать, изобретать новое (12,5%), «удовлетворять общественные потребности», преобразовывать окружающий мир (9,4%) и др.

По результат анкетных данных видно, что приоритетными аспектами в учебном труде для учащихся профильных классов является ценность самовыражения, понимание труда, как естественной потребности, способа духовного развития (Рисунок 1):

Рисунок 1. Результаты ответов «Что такое для Вас труд?» (в %)

Многим старшеклассников свойственно осознание того, что без «труда не выловишь рыбку из пруда», стимулирует эффективность учебной деятельности желание получить хороший результат. В  единичных случаях у школьников отмечается необходимость  внешнего контроля учебы со стороны учителей и родителей (Рисунок 2):

Рисунок 2. Результаты ответов «Что побуждает Вас трудиться?» (в %)

У большинства учащихся профильных классов высокая степень удовлетворенности своим трудом (Рисунок 3):

 

 

Рисунок 3. Результаты определения степени удовлетворенности своим трудом (в %)

Примечание: 1 – 50%; 2 – 60%; 3 – 70%; 4 – 80%; 5 – 90%; 6 –100%.

При этом, в старшей школе учащиеся ценят возможность проявления самостоятельности в процессе труда, получения общественного признания (дипломы, сертификаты, отметки), установления коммуникативных связей, реализации творческих способностей. Старшеклассники удовлетворены процессом организации учебной деятельности, в которой могут совершенствовать свои способности (Рисунок 4):

Рисунок 4. Удовлетворенность школьников различными сторонами учебной деятельности (в %)

 

Многие школьники ведут портфолио, которое помогает им формировать умение учиться – они ставят цели, планируют и организовывают, анализируют собственную учебную деятельность; уверены, что такая форма фиксации достижений своего труда пригодиться им в будущем (Рисунки 5, 6):

Рисунок 5. Результаты ответов на вопрос «Как вы фиксируете результаты  своего труда?» (в %)

Рисунок 6. Результаты ответов на вопрос «Что дает Вам портфолио?» (в %)

 

 

Исходя из результатов проведенного исследования среди старшеклассников профильных классов можно сделать основные выводы:

  • старшеклассники дифференцируют ценность труда «для себя» и «для общества, признавая личное и общественное развитие важным фактором прогресса. Общественную ценность труда связывают также с преобразованием окружающего мира и созданием новых технологий. Трудовые ценности «для себя» – это, прежде всего, саморазвитие, самореализация. В профильной школе значимым является труд, позволяющий максимально раскрыть свои способности, приобрести новые знания для успешной сдачи единого государственного экзамена и дальнейшей перспективы продолжения образования по выбранной профессии. Результаты своего труда большинство школьников фиксируют в портфолио.
  • Приоритетными аспектами в учебном труде для учащихся профильных классов является ценность самовыражения, понимание труда, как естественной потребности, способа духовного развития. Школьники старших классов осознают, что без «труда не выловишь рыбку из пруда», нацеленность на положительный результат стимулирует эффективность учебной деятельности, которая предполагает углубленное изучение профильных предметов, повышенную степень самоорганизации, ответственности.
  • Большинство учащихся профильной школы удовлетворены процессом организации учебной деятельности, где могут совершенствовать свои способности. Школьники ценят возможность проявления самостоятельности в процессе труда, получения общественного признания (дипломы, сертификаты, отметки), установления коммуникативных связей, реализации творческих способностей.

Заключение

   Данная работа посвящена актуальной теме: «Труд, как ценность для современных старшеклассников».

В первой главе «Что такое труд?» были рассмотрены ценности труда, роль труда в историческом развитии общества, особо уделено внимание изучению функций, которые реализуются по направлениям, рассматривающим труд, как процесс по производству благ и услуг, как материальное условие существования и развития общества, как условие развития самого человека, как форму становления личности.

Во второй главе «Труд как ценность для современных старшеклассников» дан анализ специфики трудового воспитания в школе в контексте учебной деятельности, где трудовое воспитание представляется как процесс организации и стимулирования учебного труда, воспитания добросовестного отношения к учебе, развития инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. В современных условиях на этапе начального профессионального самоопределения профильное обучение как культурный процесс осуществляется с учетом поиска личных смыслов школьников, при сотрудничестве всех участников взаимодействия.

Проведенное исследование позволило выявить, что специфика учебной деятельности в профильной школе способствует формированию ценностного отношения к труду у старших школьников, чем подтвердила свою гипотезу.

Учащиеся профильных классов дифференцируют ценность труда «для себя» и «для общества», признавая личное и общественное развитие важным фактором прогресса. Общественная ценность труда связывается также с преобразованием окружающего мира и созданием новых технологий. Среди значимых трудовых ценностей «для себя» школьники профильных классов, прежде всего, выделяют саморазвитие и самореализацию; значимым для учащихся является труд, позволяющий максимально раскрыть свои способности, приобрести новые знания для успешной сдачи единого государственного экзамена и дальнейшей перспективы продолжения образования по выбранной профессии.

Приоритетными аспектами в учебном труде для учащихся старших классов является ценность самовыражения, понимание труда, как естественной потребности, способа духовного развития. Школьники старших классов осознают что для того, чтобы получить и принести максимальную пользу, необходимо много трудиться («без труда не выловишь рыбку из пруда»). Интерес,нацеленность на положительный результат стимулируют эффективность учебной деятельности, которая предполагает углубленное изучение профильных предметов, повышенную степень самоорганизации и ответственности.

Большинство старшеклассников профильной школы удовлетворены процессом организации учебной деятельности, где могут совершенствовать свои способности. При этом, школьники ценят возможность проявления самостоятельности в процессе труда, получения общественного признания (дипломы, сертификаты, отметки), установления коммуникативных связей, реализации творческих способностей. Значима для старшеклассников фиксация результатов своего труда в форме портфолио.

Мы предлагаем ряд рекомендация для старшеклассников, по эффективности целенаправленной организации трудовой (учебной) деятельности (Приложение 2).

      Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.

 

 

Литература

 

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин.– СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

2. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.

3. Измайлова Е. А. О проблемах профильной школы  [Электронный ресурс] URL:

http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/2/2010_12/izmailova_12_53_54.pdf

4. Корбанович Т.В. Формирование профессионально-трудовых ценностей у старшеклассников в процессе профильного обучения [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-trudovykh-tsennostei-u-starsheklassnikov-v-protsesse-profilnogo-#ixzz3RyaCsBAE

5. Миланченко А.О. Ценность труда в современном российском обществе / А.О. Миланченко // Молодой ученый. –  2012. – № 4. – С. 514-517 [Электронный ресурс] URL: http://www.moluch.ru/archive/39/4593/

6. Портфолио учащихся в современной школе [Электронный ресурс] URL:

http://mogsohonsosh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=252:portfolio-uchashchikhsya-v-sovremennoj-shkole&catid=60&Itemid=290

7. Рахматуллин Р. Электронное портфолио / Р. Рахматуллин // Информационные ресурсы России. – 2012. –  № 5 [Электронный ресурс] URL:

http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/irr3648/irr36484157/irr364841574161/irr3648415741614169/

8. Роль труда в обществе [Электронный ресурс] URL:

http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/trudovaya-deyatelnost.html

9. Саакян А.К. Социокультурная обусловленность ценности труда / А.К Саакян // Вестник КРСУ. – 2011. Том 11, – № 2. – С. 51-60 [Электронный ресурс] URL:

http://www.arch.kyrlibnet.kg/uploads/KRSUSAAKIANA.K.2011-2.pdf

10.  Социология и труд [Электронный ресурс] URL:

http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/trudovaya-deyatelnost.html

11.  Сущность и роль труда в обществе [Электронный ресурс] URL:

http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/trudovaya-deyatelnost.html

12. Труд [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Труд

13. Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи [Электронный ресурс] URL:  http://www.dissercat.com/content/trudovaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-dukhovnogo-potentsiala-sovremennoi-rossiiskoi-mol#ixzz3QbeVrzOf

14. Удалова Е.С. Ценность труда и трудовые ценности как фактор профессионального самоопределения личности / Е.С. Удалова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 83-85 [Электронный ресурс] URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-truda-i-trudovye-tsennosti-kak-faktor-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti-na-primere-rossiyskoy-deystvitelnosti-1

15.  Хагур Ф.Р. [Электронный ресурс] URL: Категория «удовлетворенность трудом» в социологическом измерении http://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-trudom-kak-obekt-sotsiologicheskogo-izucheniya

 

Приложение

Приложение 1

 

Анкета

1. В чем Вы видите ценность труда?

для себя______________________________________________________________________________________

для общества_________________________________________________________________________________

 

2. Что такое труд для Вас в большей степени труд? (проставьте значимость в порядке приоритета)

  • естественная потребность
  • способ удовлетворение первичных потребностей
  • способ самовыражения
  • способ удовлетворять духовные потребности
  • способ общения

3. Что побуждает Вас трудиться? (проставьте значимость в порядке приоритета)

  • хорошие результаты в учебе, в своем будущем
  • Вас заставляют учителя или родители
  • понимание что «без труда не выловишь рыбку из пруда

                                              

Удовлетворенность трудом

4. Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют различные стороны Вашей ученической деятельности?

Вопрос Удовлетворен Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен Затрудняюсь ответить Скорее не удовлетворен чем удовлетворен Не удовлетворен
Материальное стимулирование          
Разнообразие труда          
Творческий характер          
Самостоятельность в процессе трудовой деятельности          
Соответствие с личными способностями и интересами          
Уровень организации          
Общение во время трудовой деятельности          
           

 

5. Отметьте, пожалуйста, по шкале в какой степени Вы удовлетворены своим трудом (в %)

0 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
                     

Спасибо!

Приложение 2

Рекомендации:

Как правильно организовывать трудовую деятельность старшеклассников

Правильная организация рабочего времени дает возможность выполнить все намеченные планы, заработать авторитет друзей и одноклассников, избежать нареканий конфликтов с учителями и быть мастером своего дела.

Для организации рабочего времени существует ряд принципов, следуя которым, можно достигнуть такого уровня в своей ученической деятельности, когда к концу учебной недели у подростка не останется ни одной не решенной проблемы или недоделанного домашнего задания, и в пятницу вечером вы будете думать не о будущем понедельнике, а о наступающем уик-энде. Все Ваши мысли будут заняты только тем, как максимально интересно провести выходные, вы ведь их заслужили!

Чтобы выработать правильную методику действий для начала следует отметить, что существует ряд причин, которые влияют на создание дефицита рабочего времени. К ним можно отнести: нагромождение работы, спешку, суету при выполнении задания, не правильную расстановку приоритетов и как результат доработки дома и т.д.

На качество выполняемой работы также влияет заинтересованность в конечном результате (мотивация). Зачастую, знание того, что Ваш труд никогда не будет оценен по достоинству, лишает Вас всяческого желания выполнять работу качественно, быстро и не дает возможности правильно организовать свой день.

 

Существует ряд советов для решения этих проблем. Они довольно действенны, и следуя им работу можно превратить в радость, а не в тяжелое бремя.

Совет 1: В начале учебной недели составьте список дел, которые необходимо решить до выходных. На первый план необходимо выдвинуть более объемные дела, которые требуют больше времени или для решения которых необходимы результаты работы других сотрудников. Затем распределите их в порядке важности и срочности. Зафиксируйте составленный план на бумаге. После выполнения очередной задачи ее необходимо вычеркнуть из плана. Это даст Вам возможность увидеть результат Вашей работы, ощутить моральное удовлетворение и планировать свои силы в дальнейшем.

Совет 2: Недельный план следует разбить по дням недели также исходя из срочности, потребности и важности. Чтобы не держать все намеченное в голове, Вам необходимо завести «деловой блокнот» или «дневник»

Совет 3: Анализируя Ваш предыдущий опыт, определите те факторы, которые обычно мешают Вам в выполнении поставленных задач. Запишите их на бумаге для наглядности и попробуйте выяснить причину каждой из выявленных проблем. В дальнейшем старайтесь придерживаться сделанных Вами выводов.

Совет 4: Составьте график (регламент) своего рабочего дня. Для этого Вам необходимо учесть все: утренний подъем, завтрак, путь на работу, время выполнения намеченных заданий, время контактов с сотрудниками и начальством, время перерывов, не запланированные перерывы, без которых не обходится ни один рабочий день. Этот регламент необходимо согласовать с Вашими сотрудниками и руководством, чтобы в течение дня Вас попусту не отвлекали пустыми разговорами и несвоевременными заданиями.

Совет 5: Определите для себя стимулы. Как известно, каждый из нас с большим интересом и рвением выполняет ту работу, которую ему «хочется» делать, а не ту, которую «надо». Имея стимул, все задания из разряда «надо» перейдут в разряд «хочется». После этого дело – только за Вами.

Совет 6: Установите для себя четкие твердые сроки выполнения поставленных задач и старайтесь придерживаться их, чего бы Вам это ни стоило. В первое время это будет трудно, зато потом это «золотое» правило войдет у Вас в привычку. Не позволяйте никому без особо веских причин нарушать эти сроки. Только тогда Вы сможете добиться своего.

Совет 7: Всегда поощряйте как себя, так и своих сотрудников за качественную и своевременно выполненную работу или поручение. Это благоприятствует установлению здорового микроклимата в коллективе, заставляет сотрудников охотно выполнять просьбы друг друга и помогает в решении поставленных задач.

Выполняя эти советы, Вы сможете более плодотворно трудиться, довести до совершенства свой рабочий процесс, уйти от невыносимой текучки. Вы добьетесь высших результатов, если научитесь организовывать свою трудовую и ученическую деятельность правильно.

 

 «С чего начать?»

1. Определите цель. Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете дошли вы или нет. Поэтому, прежде всего, четко поставьте цель. Не мелочитесь, ищите крупные цели. В дальнейшем, выполняя свою работу, задавайте себе вопрос: «приближает ли меня то, что я делаю в данный момент, к достижению моей цели?» случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи управляемы и случаются чаще.

2. Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него все несделанное сначала года. Лучше наметьте два-три дела из тех, что давно откладывали и выполните их. Ничего, если дневная программа будет невелика, но зато не останется места для поблажек и отговорок. Выпишите на листке важнейшие дела на неделю, месяц, год и пусть они будут у вас перед глазами. Это принципиально важно. Планы которые держаться в голове, легко отвергаются. Составленный письменно план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Ваша активность становиться более целенаправленной и ориентированной на строгое следование программе. В результате вы меньше отвлекаетесь. Кроме того, письменные планы обеспечивают разгрузку памяти.

       Четкий план на день способствует рациональному распределению времени, самоконтролю и оценке результатов, планированию действий.

               Памятка-алгоритм по составлению плана и работе с ним

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными.

2. Зафиксируй полезные дела (ежедневные обязанности и вновь появляющиеся).

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время.

4. Продумай порядок выполнения твоих действий.

5. Запиши планируемые мероприятия в нужной тебе последовательности, оставляя время для непредвиденных дел.

6. Не забывай ставить отметку о выполнении.

7. Вечером посвяти 5 минут своему плану, проанализируй его, все ли сделано, если нет, то, почему. Если не все выполнено, то постарайся сделать это вечером или запланируй на завтра.

8. Составь новый план.

3. Наметьте сроки. Это испытанный способ от разговоров перейти к действию. Не старайтесь установить рекорд скорости. Гораздо важнее довести дело до конца, не беритесь за серьезную работу прежде чем не закончите предыдущую. Секрет соблюдения сроков широко известен: не откладывай дела на завтра. Немецкий писатель Жан Поль советовал: «Ничего не откладывай на посла, ибо после тебе легче не будет». Многие совершают весьма распространенную ошибку, решив начать новую, упорядоченную жизнь, почему-то первым делом назначают себе срок: с Нового Года, со дня рождения и так далее. Ничего за этими решительными сроками не скрывается – это лишь примитивная проволочка. Если решили – действуйте!

4. Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется. Вы возразите: мол, какой может быть стимул, чтобы сесть за математику, напоминающую уссурийские дебри. В этом есть логика, но нет попытки подумать. Предположим вы не тщеславны, не самолюбивы и считаете, что быть способным лентяем не порок, а признак свободомыслия. А потому давно смирились с тем, что тройка – ваш потолок. Но чтобы гипотеза о ваших способностях согревала вас и впредь, ее нужно хотя бы изредка подтверждать. И если вы, по крайней мере, раз в неделю докажете себе, что в принципе ваш «рейтинг» вовсе не троечный, то сможете по-прежнему уважать себя. Можете поступить и так: выпишите все плюсы и минусы, связанные с решением немного поднапрячься и сделать работу на совесть. А вдруг плюсов окажется больше?

5. Скажите себе «нет». На свете существует множество дел, которые лично вы не можете не делать. «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…» учитесь выбирать главное. «Хорошие ребята», которые ни в чем не отказывают ни себе, ни другим, удобны, но не вызывают уважения.

6. А теперь скажите себе «Пора». Если семь раз отмерили, то режьте же наконец. Обдумав как следует ситуацию, не тяните время. Входите в работу постепенно, начинайте с легкого. Но когда вы в хорошей форме, то беритесь за основное. Рутинную работу сделаете, давая отдохнуть голове. Старайтесь взяться за дело раньше намеченного, хоть на четверть часа. Во-первых, это гораздо лучше, чем начинать позже, во-вторых, таким образом, вы отлично настроите себя на работу.

7. Начните с главного. Что именно для вас главное – самое срочное или самое важное, решите сами. А заодно и установите очередность дел.

8. Используйте время полностью. Подумайте, сколько времени уходит у вас на поездки в транспорте, вынужденное ожидание и множество других бездельных дел. В том же транспорте имейте с собой хотя бы журнал, если у вас нет более важных дел, таких, как, например, изучение иностранного языка или подготовка к экзаменам.

Попробуйте в течение недели записывать упущенное вами за день время. Например, подсчитайте, сколько вы потратили времени на, мягко выражаясь, не самые необходимые телефонные разговоры.

 Если вы начнете действовать, то обязательно станете успешным человеком, ценящим время и умело распоряжающимся им!!! ПОРА!

           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: