Специфика трудового воспитания в школе

Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда –

 это и принесет им счастье.

                                                 К.Д. Ушинский

Трудолюбивость, любознательность, развития желание познать мир – основы трудового воспитания закладываются с детства и это очень важно и значительно для будущей жизни. С самых малых лет учат детей, что «без труда не выловишь рыбку из пруда». Труд помогает адаптироваться во внешнем мире, помогает школьникам самовыражаться, показывать результаты своей трудовой деятельности тем самым занимать особое место в обществе. С пониманием «труда» ставятся более высокие цели для дальнейшей жизни, осуществляется свободный выбор. Труд учит ценить вещи, ценить труд других людей, учит различать хорошее от плохого, правильное от не правильного, нужного от не нужного. А.М. Горький утверждал, «что высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду… только уважающий свой труд (а поэтому и полноценно работающий) человек может ценить и уважать труд другого..» [2, C. 422]

В контексте рассмотрения основного вида труда школьника – учебной деятельности – трудовое воспитание представляется как процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся, воспитание добросовестного отношения к учебе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Поскольку учебная деятельность занимает практически все годы становления личности – от детского сада до обучения в высших учебных заведений важно сформировать ценностное отношение к трудовому процессу, к результатам труда. 

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных и социальных качеств характера человека.

Трудовая деятельность помогает овладевать знаниями, умениями, навыками, приобретать чувство уверенности. У подростков благодаря трудовой деятельности вырабатывается умение прилагать определенные усилия для достижения результата, тем самым  школьники приучаются к самостоятельности, учатся преодолевать трудности, проявлять при этом свою сообразительность и смекалку.

Цель трудового воспитания – формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в жизни общества; включение школьников в трудовую деятельность; вооружение трудовыми навыками и умениями.

Сущность трудового воспитания:

– выращивание в человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда, стремлений, интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда;

– создание целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственно-волевых черт, творческого начала;

– развитие экономического мышления, создание инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом

Лучше всего сущность отношения к труду раскрывает понятие «удовлетворенности трудом» – результат оценки своей работы, «позволяющей достичь определенных ценностей, которые связаны с работой, при условии, что эти ценности дают возможность удовлетворить потребности индивида» [15].

Удовлетворенность труда, являясь оценочным элементом отношения к труду,  связана с внутренним состоянием ученика с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом – эмоциональное оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом зависит его эффективность.

К факторам, формирующим оценочное отношение людей к их трудовой деятельности или существенно влияющих на него, относят: объективные характеристики трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом прямо зависит от особенностей характера и условий труда, при этом реализуется принцип «хорошая работа удовлетворяет, плохая не удовлетворяет».

В условиях школы, чтобы повысить желание учеников к качественному выполнению своих обязанностей, необходимо исключить факторы, снижающие их удовлетворенность трудом. Проявляться нежелание трудиться может: в опозданиях; конфликтах в школе или дома, раздражительности. Для того чтобы предотвратить снижение интереса к труду, необходимо знать, что же влияет на удовлетворенность трудом  школьников, а, следовательно, сказывается на эффективности труда:

  • Большее удовлетворение приносит работа, которая соответствует способностям.
  • Социальное окружение – чем больше взаимопонимания, поддержки, помощи в коллективе, тем выше желание трудиться.
  • Четко организованная система школьной деятельности.
  • Возможность обучения и развития.
  • Внутренний контроль – понимание школьником, что все, что с ним происходит, зависит от него самого. Личности, считающие, что происходящие с ними события –  это результат внешних факторов, имеют внешний контроль. Человек, обладающий внутренним контролем, более эффективный труженик. Самоэффективность – это уверенность в своих силах, решительность, целеустремленность. Ученики, имеющие высокую степень самоэффективности – трудолюбивые, показывающие наивысшую результативность труда.
  • Позитивная аффективность – преобладание положительных эмоций, которые повышают удовлетворительность трудом. Присутствие же отрицательных настроений ее снижает. Если человек попадает в общество положительно настроенных, веселых, целеустремленных людей, то и сам через некоторое время набирается таких качеств.

Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.

Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

Оптимальные условия для развития самоопределяющейся личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для школьника субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно в старших классах у учащихся появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Смысл – это то, ради чего труд осуществляется, «т.е. конечная цель» [15]. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возникает и начинает формироваться в подростковом периоде.

Высокоэффективный труд возможен в самых разнообразных видах труда, если он приносит удовлетворение. Задача профильной школы состоит в том, чтобы помочь старшекласснику найти себя как можно раньше.

Таким образом, отношение к труду в существенной мере определяет успех или неуспех общества в его продвижении по пути экономического и социально-культурного прогресса. В связи с этим, трудовое воспитание  школьников, способствующее развитию личностных качеств (целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность и др.), формирует уважение к трудящимся людям, интерес к их трудовой деятельности, уважительное отношение к результатам труда, а также видение перспективы применения своего труда в дальнейшей практике. При этом обязательно воспитывается ощущение нужности для окружающих и, конечно же, чувство значимости своего труда.

 

2. 2. Профессиональное самоопределение старшеклассников –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: