определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП Организацией и включает:
· учебный план
· систему специальных условий реализации основной образовательной программы
Учебный план АООП
· фиксирует общий объем нагрузки
· максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
· состав и структуру обязательных предметных областей
· распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Продолжительность образования
· 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
· 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
· 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
· 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет)
· 2 вариант АООП: (для обучающихся с ТМНР) разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения:
· I ступень – от 7 до 9 лет,
· II ступень – от 10 до 12 лет,
· III ступень – от 13 до 15 лет,
· IV ступень – от 16 до 18 лет
Целевые установки преобразований образовательного процесса
Перечень особых образовательных потребностей данной категории учащихся, предлагаемый стандартом, задает целевые установки преобразований образовательного процесса:
1. Р аннее получение специальной помощи средствами образования и выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
2. Удлинение сроков получения образования;
3. Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
4. Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами, другими обучающимися и направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
5. Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Помимо этого, для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР выделены следующие особые образовательные потребности:
1. Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;
2.Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
3.Организация обучения в разновозрастных классах (группах);
4.Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи.
Механизмы внедрения ФГОС
· 1. Оценка готовности образовательных учреждений к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных основных или адаптированных программ.
· 2. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных основных и адаптированных программ в образовательных учреждениях.
· 3. Получение образовательным учреждением права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида.
· 4. Организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих как адаптированные, так и адаптированные основные программы ФГОС определенного вида.
· 5. Совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС.
· 6. Совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий, прежде всего, по новым позициям примерного учебного плана.
· 7. Обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных основных и адаптированных программ.
· 8. Создание в регионах, преимущественно на базе образовательных учреждений реализующих адаптированные основные программы, «Ресурсных центров».
Решение о переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС обучающихся с УО.
Модель введения ФГОС ОВЗ обучающихся с УО:
Подготовительный период
Основной период
Пять основных направлений деятельности плана действий по обеспечению введения стандарта
1. нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение введения стандарта
2. финансово-экономическое обеспечение введения стандарта
3. организационное обеспечение введения стандарта
4. кадровое обеспечение введения стандарта
5. информационное обеспечение введения стандарта
Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с УО
1. Комплектование контингента учащихся.
2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения учащихся с УО.
3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС обучающихся с УО, проведение корректировочных мероприятий.
Вывод
ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.