Карточка- инструкция №1 с.55-58

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения практических занятий

по дисциплине: ОУД.05 «История»

 Специальности:

 

          40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

 

 

2019

Методические указания для выполнения практических занятий по учебной дисциплине ОУД.05 История разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Организация разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»

 

Разработчик: Горбунова Т. Н. преподаватель ГОБПОУ«Липецкий машиностроительный колледж»

 

 

Одобрено Председатель цикловой комиссией Гуманитарных дисциплин   Утверждаю Заместитель директора по учебной работе
Т.Н. Горбунова   Ю.А. Гуськова

 

 Содержание.

I. Введение. 

II. Список практических работ:

1. Русь в IX- начале XII. Практическое занятие №1

2. Русские земли и княжества в XII- середине XIII в.в. Практическое занятие №2

3. Образование единого Русского государства. Практическое занятие №3

4. Российское государство в правление Ивана Грозного. Практическое занятие №4

5. Смутное время начала  ХVII в. Практическое занятие №5

6. Становление абсолютизма. Внешняя политика России в ХVII в. Практическое занятие №6

7. Становление абсолютизма. Внешняя политика России в ХVII в. Практическое занятие №6

8.  Россия в эпоху петровских преобразований. Практическое занятие №8

9.  Внутренняя и внешняя политика России в XVIII в. Практическое занятие №9

10.  Внешняя политика России XIX века. Практическое занятие №10

11. Общественно- политическая мысль в России в  XIX в. Практическое занятие №11

12. Культурное пространство Российской империи в XIX в. Практическое занятие №12

13. Первая российская революция 1905-1907г.г. Общество и власть после революции. Практическое занятие №13

14. Серебряный век русской культуры. Практическое занятие №14

15. Первая мировая война. Практическое занятие №15

16. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю. Практическое занятие №16

17. Гражданская война в России. Практическое занятие № 17

18. СССР в 1920-1930- е годы. Практическое занятие №18

19.  Великая Отечественная война. Практическое занятие №19

20. Послевоенное устройство мира. «Холодная война». Практическое занятие № 20

21. СССР в коце 1940-х начале - 1980-х г.г. Практическое занятие № 21

22. Перестройка и распад СССР.

Практическое занятие № 22

23. Культурное пространство советского общества в 1945-1991г.г. Практическое занятие №23.

24. Российская Федерация в конце ХХ — начале ХХI   в. Практическое занятие № 24

25. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Практическое занятие № 25

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие составлено на основе рабочей программы курса ОУД «История» в соответствии с требованиями ФГОС по специальностям:

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Методическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения:

 

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

Результаты освоения учебной дисциплины.

В результате изучения истории обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

 

 

Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.

Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

- безошибочно выполнил задание;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки

 

Практическая работа №1

 

Тема.  Русь в IX- начале XII. 

 

Цель: выявить особенности развития Древнерусского государства.

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017.

с.143-161.

 

Ход работы.

 

Задание №1. Заполните таблицу.

 Древнерусские князья и их политика

 

Князь Его деятельность
Олег - 879-912  
Игорь - 912-945  
Ольга 945- 964  
Святослав 964-972  
Ярополк 972-980  
Владимир Святой 980-1015  
Святополк Окоянный1015-1019  
Ярослав Мудрый 1019-1054  
Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод) 1054-1093  
Владимир Мономах 1113-1125  
    Мстислав Великий 1125-1132  

 

 

Задание №2.

Заполните таблицу: «Древнерусское зодчество».

 

Памятник архитектуры, ИЗО Время создания Месторасположения.
     

 

 

                                                                

 

 

Практическая работа №2

Тема.  Русские земли и княжества в XII- середине XIII в.в

Цели:

  1. Раскрыть причины раздробленности Древнерусского государства; выявить особенности политического развития отдельных княжеств; осмыслить последствия политической раздробленности.
  2. Показать какие силы представляли опасность для Руси в XIII веке; в чем выражалась эта опасность.

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 154-156, 162-167

 

Ход работы.

Задание №1. Выявите причины и последствия раздробленности на Руси

 

Задание №2: Заполните сравнительную таблицу «Основные центры политической раздробленности на Руси».

 

Княжество (земля) Территориальные и природные особенности Экономические особенности Социально-политические особенности Развитие культуры
Владимиро-Суздальское княжество        
Великий Новгород        
Галицко-Волынское княжество        

 

 

Задание №3. Составьте план-конспект «Нашествие хана Батыя на Русь».

 

Задание №4. В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в ходе сражений на Неве и Чудском озере?

 

 

Практическая работа №3

Тема.   Образование единого Русского государства

Цель:

выявить причины и осмыслить особенности объединения русских земель в единое государство.

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 168-182

 

Ход работы.

 

 Задание №1. Заполните таблицу.

Особенности процесса объединения русских земель.

Причины объединения русских земель Соперники Московского княжества в борьбе за лидерство. Причины возвышения Москвы. Причины поражения соперников Москвы в борьбе за лидерство
       

 

Задание №2

Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского по отношению к Орде.

 

Задание №3.

Напишите историческое эссе на тему «Роль Ивана III в Истории России».

 

Практическая работа №4

Тема.   Российское государство в правление Ивана Грозного.

 

Цель: выявить противоречия во внешней и внутренней политике Ивана Грозного.

 

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 183- 193

 

Ход работы.

Задание №1. Заполните таблицу.

 Российское государство в правление Ивана Грозного.

 

Правление Ивана IV «+» «-»
Внутренняя политика    
Внешняя политика    

Итоги правления Ивана Грозного

 

 

Задание №2

1.Назовите предпосылки зарождения крепостного права в России.

2. Заполните таблицу «Становление крепостного права в России»»

 

Документы закрепощающие крестьян Содержание
   

 

Практическая работа №5

Тема.   Смутное время начала  ХVII в.

 

Цель: осмыслить причины и итоги Смутного время; выявить роль личности в истории

 

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 194-200

 

Ход работы.

 

Задание№1: Заполните таблицу «Смутное время на Руси»

 

Причины Смуты Основные события Смутного времени Итоги смуты
     

 

Задание №2: Ниже приведены семь имен исторических деятелей Смутного времени выбери из них три и выполни задание.

1. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)

2. Шуйский В. И.

3. Марина Мнишек

4. Заруцкий И.М.

5. Минин К.М.

6. Пожарский Д.М.

7. Болотников И.И.

Укажите их роль и место в эпоху Смуты.

Задание№3: Ниже приведены четыре русских города, какую роль они сыграли в эпоху Смуты:

Смоленск, Нижний Новгород, Москва, Тула.

Задание №4: Дайте определение понятию «Смутное время»

 

 

Практическая работа №6

 

Тема.  Становление абсолютизма. Внешняя политика России в ХVII в.

 

Цель:

- раскрыть предпосылки, сущность последствия формирования в России самодержавной власти

- выявить направления и задачи внешней политики России в ХVII в

 

Оборудование:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 208-215

 

 

Ход работы.

 

Задание №1

Какие факты свидетельствуют о формирование абсолютизма в России 17 веке.

 

 

Задание №2

 Заполните таблицу: «Внешняя политика России в ХVII в».

 

 

Направления внешней политики Государства-соперницы  Задачи Способы реализации Результат
Западное        
Северо-западное        
Южное        
Восточное        

 

 

Практическая работа №7

 

Тема. Культурное пространство Российского государства в XIII- XVII вв...

 

Цель: выявить особенности развития русской культуры 13-17 в.в., охарактеризовать ее достижения

 

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 216-223

 

Ход работы.

Задание №1

 Заполните таблицу: «Русская литература 13-17 в.в.».

 

 

Литературное произведение Автор Жанр
     

 

Задание №2

Прокомментируйте важнейшие достижения достижения русской культуры 15 в.

 

 

Задание №3

 Заполните сравнительную таблицу: «Новые явления в русской культуре 16-17 в.в.».

 

 

Век Грамотность и образование Архитектура Живопись Театр Быт.
16 в.          
17 в.          

 

 

 

Практическая работа №8

 

Тема. Россия в эпоху петровских преобразований.

 

Цель: Осмыслить причины, предпосылки, роль и значение петровских преобразований.

 

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 288-297

 

Ход работы.

 

Задание №1: Заполните таблицу: «Преобразования Петра I».

Наименование реформ Их сущность Их значение
Экономические    
Социальные    
Государственно-административные    
Военные    

Задание №2: Северная война 1700-1721 г.г.

Алгоритм к изучению материала о войне.

- Причины и характер войны (основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон).

- Ход войны (повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира).

- Значение войны (экономические, политические, социальные и др.)

 

Задание №3: Почему деятельность Петра I вызывает дискуссии?

 

Практическая работа №9

 

Тема. Внутренняя и внешняя политика России в XVIII в.

 

Цель:

- выявить особенности внутренней политике государственной власти в 18 веке.

- выявить направления и задачи внешней политики России в XVIII в.

 

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 — М., 2017. С. 303-313

 

Ход работы.

Задание №1. Заполните таблицу

«Внутренняя  России в XVIII в.»

 

Император, императрица Внутренняя политика
Екатерина 1 (1725-1727)  
Петр 2 (1727-1730)  
Анна Иоанновна (1730-1740)  
Иван 6 (1740-41)  
Елизавета Петровна (1741-61)  
Петр 3 (1761-62)  
Екатерина 2 (1762-1796)  
Павел 1 (1796-1801)  

 

 

Задание №2

 

 Заполните таблицу: «Внешняя политика России в XVIII в».

 

 

Направления внешней политики Государства-соперницы  Задачи Способы реализации Результат
Западное        
Северо-западное        
Южное        

 

 

 

 

Практическая работа №10

Тема. Внешняя политика России XIX века.

 Цель: выявить направления и задачи внешней политики России в XIX в.

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С. 10-17

 

Ход работы

 

 Задание №1

 Заполните таблицу: «Войны 19 века»

Войны Россия в 19 веке Результаты войн
   

 

Задание №2 

 Заполните таблицу: «Территориальный рост Российской империи»

 

Год Территориальное приобретения
   

 

 

Практическая работа №11

Тема. Общественно - политическая мысль в России в  XIX в.

 

Цель:

- осмыслить эволюцию общественно - политической мысли в России в  XIX в

  1. выявить присутствие декабристских идей в общественной мысли 19 века

Оборудование: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 — М., 2017. С. 55-58, 64-68, 82-85.

 

Ход работы.

 

 

Работа по подгруппам. Каждая подгруппа получает свою карточку-инструкцию. Обсуждение вопросов и подготовка отчетного выступления.

Карточка- инструкция №1 с.55-58

Движение декабристов

 

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте причины зарождения движения декабристов

2. Проведите сравнительный анализ «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Что было в этих программах общего и чем они различались?

3. Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 г.?

- Вопрос для обсуждения:

Могли ли декабристы поднять народ на революцию, если бы приняли такое решение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: