Организация соревнований по игровым видам спорта

    Соревнование — составная часть системы подготовки спортсменов в игровых видах и служит целью тренировки, критерием ее эффективности, а также является эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

    Соревнования составляют отличительную особенность спорта, являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов и ориентиром для построения спортивной тренировки.

    Соревновательная деятельность (СД) — совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований [9]. Она тесно связана со спортивным результатом.

    Приведенные понятия дают нам, во-первых, усвоить отличительную особенность спорта от физической культуры (наличие соревнований), во-вторых — возможность разобраться в специфике организации соревнований по игровым видам спорта.

    Также важно знать понятие системы соревнований. Система соревнований включает в себя: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования.

    Правила соревнований — документ, где определяются условия соревновательной борьбы в конкретной спортивной игре, которая протекает под контролем арбитров, способы фиксирования выигрыша и проигрыша, определение победителей в игре и распределение мест. Правила являются законом для всех!

    При международных федерациях большинства спортивных игр работают комиссии по правилам игры, которые вносят изменения в правилах (в основном после олимпийского цикла) для повышения зрелищности, популяризации игр, вовлечения людей.

    Положение о соревнованиях — документ, который включает: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, кто осуществляет руководство, программу соревнований, способы розыгрыша и определения победителя, награждение победителей, формы документов и сроки их представления (приложение).

    С помощью изменений в положении можно влиять на многие аспекты. Главный судья соревнований обязан уметь составлять положения о соревнованиях (в школе — это компетентность учителя ФК).

    Календари соревнований — призваны упорядочить соревнования по целям, задачам, месту и времени проведения, составу команд и спортсменов, затратам средств, усилий.

    В зависимости от вида соревнований строится календарь:

    • первенства, чемпионаты;

    • кубковые;

    • блиц-турниры;

    • уравнительные;

    • классификационные;

    • отборочные;

    • матчевые;

    • товарищеские.

    Также можно выделить классификацию соревнований по масштабу (рис. 4.1).

    Нормативно-квалификационные требования — документ, в котором определяются требования и условия присвоения спортивных разрядов и званий в конкретной спортивной игре. В России таким документом является Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).[8]

    Таким образом, перечисленные компоненты системы соревнований: правила, положения, календари и классификационные системы — служат рычагами управления развитием спортивных игр в той или иной стране.

 

Сущность и функция спорта как сложного явления общественной жизни

 

Физическая культура и спорт посредством своего воздействия в виде физической деятельности, профилактического и лечебного средства, гигиены и культуры, активного отдыха и развлечения утвердились, с одной стороны, как важный фактор гармонического развития и воспитания молодежи, а с другой — как жизненная необходимость для людей разных возрастов, профессий и социальных категорий. Особое место спорт занимает в жизни молодого поколения.[11] В настоящее время активной спортивной деятельностью занимаются сотни миллионов молодежи.

Спортивные соревнования ежегодно посещают свыше 30 млрд зрителей. В передачах радио и телевидения спорту уделяется довольно значительное время. Около 30—35% объема ряда крупнейших ежедневных газет отведено спортивной хронике.

    Следует отметить, что создатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен видел в спорте средство для совершенствования и демонстрации физической силы при равных и честных условиях, в основе которого лежит одно «преобразованное религиозное чувство» патриотического, интернационального и демократического стремления. Этот «дух Кубертена» сохранился и в некоторых современных концепциях спорта до настоящего времени.

 

Спорт и его функции

 

Характер и уровень спорта определяются, прежде всего, социально-экономической структурой общества. Отсюда следует, что спорт не только отражает события общественной жизни, но и управляется теми же законами, что и общество в целом. Следовательно, социальная характеристика спорта является необходимым и важным элементом в стратегии идеологической борьбы.

 «Физическое» проявляется, прежде всего, в организме человека. Это — его здоровье, физическое состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных сферах жизни. Физическая деятельность человека как выражение «физического» является также многообразной. Она находит место в трудовом процессе, учении, игре, общении, познании, спорте и является очень важным фактором в обеспечении гармонии процессов во внутренней среде организма (Н. Пономарев). Отсюда следует, что человеческая личность детерминирована (обусловлена) его внутренней биологической сущностью и социальной средой (т.е. системой общественных отношений, членом которых является отдельный индивид).

Физическая (двигательная) деятельность в спорте в форме специализированных физических упражнений не только развивает функции организма, но имеет отношение и к поведению личности. С ее помощью индивид готовится и к выполнению своих социальных функций. Следовательно, в основе спорта лежит не простая (свободная) физическая активность, как это отражено в «Манифесте о спорте», а осознанная, направленная деятельность человека к максимальным для него практическим результатам в отдельных видах физических упражнений. Эти результаты проявляются в соревнованиях, которые представляют сердцевину спорта, без которых он теряет свою специфическую характеристику. Именно на этих соревнованиях борьба человека со временем и с пространством или с другими себе подобными индивидами получает общественную оценку данной социальной группы или общества в целом. В этом именно состоит прикладное значение спорта, несмотря на то, что физические упражнения сами по себе не имеют практического приложения в сфере производства, т.е. не являются утилитарными. Так, социальная среда, находясь между человеком и природой, создает совершенно новые взаимоотношения между ними. С ее помощью осуществляется процесс обмена веществ, который идет в двух направлениях: от природы к человеку и, наоборот, от человека к природе. В результате этого процесса и под влиянием творческого труда как «вечно естественной необходимости» социальная среда изменяется, преобразуется и совершенствуется, и параллельно с этим она влияет на телесное и духовное развитие человека. Типичным примером в этом отношении является так называемая акселерация, которая характеризуется ускоренной активностью биологического приспособления под влиянием новых социально-экономических условий.

Однако следует отметить, что физическая деятельность, которая представляет содержание спорта и определяет его " специфику, не может быть сведена только к биологическим процессам, так как она связана со многими сторонами развития, которые напоминают о биосоциальной сущности человека. Некоторые из этих выводов нашли место в различных определениях спорта.

По мнению Цв. Желязкова, существующие различия являются неизбежными по двум причинам:

• с одной стороны, спорт является сложным и многосторонним общественным явлением, которое неизбежно ведет к акцентированию тех или иных его черт, функций и т.д.;

• с другой стороны, спорт является историческим явлением, которое находится в процессе изменения и развития. Эти изменения также находят отражение в различных определениях.[10]

Вместе с тем следует иметь в виду, что спортивно-соревновательная деятельность является объектом исследования многих наук, что также ведет к различному подходу и оценке его сущности. Вследствие этих причин полное объяснение сущности спорта в одном определении является невозможным. Это в большей степени относится к его общественным функциям, неразрывно связанным с современной научно-технической революцией и социальным прогрессом и вытекающими из этого изменениями в жизненном статусе людей. Иными словами, постепенно превращаясь в своеобразный критерий (норму) физического развития и особенно дееспособности, спорт оказывает активное влияние на творческую работоспособность и активность человека, его долголетие и эвристические способности в различных сферах жизни, что, несомненно, поднимает выше уровень материального и духовного потенциала общества. Но, как отмечают А. Новиков и В. Гришин, становясь «биологической нормой» социальной природы человека, спорт в то же время превращается и в социальную норму, которую общество ставит перед индивидом. Таким образом, подобно другим сферам человеческой деятельности, в современном спорте как своеобразном социальном институте наступили серьезные структурные и функциональные изменения. Согласно М. А. Якобсону иерархическая структура современного спорта состоит из трех этажей:

• массового или самодеятельного спорта, относящегося к физической рекреации, целью которого является развлечение, отдых и улучшение здоровья;

• учебного спорта — спортивной деятельности, касающейся сферы образования и воспитания, включенного в государственные учебные программы, имеющие учебно-воспитательную цель;

• большого или зрелищного спорта — спортивной деятельности, которая относится к системе национальных и международных соревнований для достижения высоких спортивных результатов, тесно связанных с одной из форм отдыха и экономической сферой услуг.[12]

Иначе говоря, в современном спорте осуществляется своеобразное профилирование, которое изменяет как его сущность (средства, методы и форму воздействия), так и его общественные функции. Вышеперечисленные три функции современного спорта находятся в тесной диалектической зависимости. Так, например, спорт высоких достижений создается на базе массового самодеятельного спорта; размах последнего в большей степени зависит от постановки работы в учебных заведениях, армии и др. Вместе с тем популярность спорта в учебных заведениях, армии и в государстве в целом в значительной степени зависит от успехов выдающихся представителей большого спорта. Эта связь между большим, учебным и массово-рекреационным видами спорта относится соответственно и к основным социальным сферам общественной жизни — труду, образованию и отдыху. Следовательно, спорт как система общественных отношений органически связан с главными побудительными мотивами человеческой деятельности, что бесспорно поднимает его на достойное место в культуре современного общества.

Из обобщения представленного материала видно, что спорт может рассматриваться в двух аспектах:

• первое, в обобщающем аспекте, имеющем задачу раскрыть самые общие черты и функции спорта как общественного явления;

• второе, в конкретном аспекте, имеющем в качестве задачи отображение наступивших структурных и функциональных изменений в сущности спорта как состязательной (двигательной) деятельности.

Отметим еще одно важное, на наш взгляд, обстоятельство: спорт является системой общественных отношений, которая характеризуется интенсивной двигательной деятельностью (физические упражнения) для подготовки и участия в соревнованиях с целью физического и духовного совершенствования человека.

То, что раскрывает деятельную сущность спорта как основной формы современной физической культуры, является игровым, состязательным характером двигательной деятельности. Основным критерием воспитательного эффекта этой деятельности являются спортивно-технические результаты и их социальная значимость.

Интерпретируя представленные данные, можно сделать следующие заключения:

• по своему происхождению спорт тесно связан с играми, имитирующими основные формы трудовой деятельности человека;

• эффект подобной деятельности был главным критерием уровня этих способностей. Их совершенствование стимулировалось практическими нуждами общества (труд, быт, военное дело);

• общественная оценка эффекта двигательной деятельности положила начало воспитательному процессу развития и совершенствования этих способностей, как и необходимости сопоставления (измерения) индивидуальных достижений;

• появление соревнований как социальной формы утверждения общественной деятельности человека, стимулирующей высокие достижения, и положило начало спорту как общественному явлению.

Итак, спортивные достижения как непосредственная цель спортивной подготовки и соревнования, как способ общественной оценки этой деятельности являются основными компонентами в содержании спорта, которые определяют процесс индивидуального и социального развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Согласно Г. Наталову критерием (мерой) этого развития являются объем и уровень спортивных достижений. Социальное значение спортивных достижений определяется величиной вложенного усилия, совершенством спортивной техники, тактики и представляет этически оправданную мотивировку этой деятельности. Их органическая связь наиболее выражена в сфере большого спорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: