Практическая работа № 1
Тема: Разработка идеи создания нового товара
Цель урока – получить знания о классификационных признаках товара; научиться определять уровень создания товара; приобрести способности к анализу рыночных ситуаций.
Задание 1
1. Вы являетесь «разработчиком» товаров, поэтому разрабатываете и присваиваете товару конкретное марочное имя (знак (?) в таблице 1 замените на конкретное марочное имя).
2. Опишите товар с помощью трехуровневой модели, представленной на рисунке 1, используя таблицу 2 и методические рекомендации к выполнению задания.
Таблица 1
Варианты задания
Исследуемый товар | Разработанное марочное название |
Безалкогольный напиток (?) | |
Диван (?) | |
Алкогольный напиток (?) | |
Микроволновая печь (?) | |
Колбаса (?) | |
Компьютер (?) | |
Конфеты (?) | |
Автомобиль (?) | |
Духи (?) | |
Кафельная плитка (?) |
Методические рекомендации
Товар – сердцевина всего комплекса маркетинга. Если товар не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием маркетинга, не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке. Поэтому в центре внимания любого предприятия, производящего товары или услуги, постоянно находятся вопросы, связанные с товаром.
|
|
Товар – явление сложное, многоаспектное, он представляет собой совокупность многих свойств, среди которых главные – потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто его приобретает.
Общепринятое определение: товар – продукт труда, произведенный для обмена, который находится на рынке или может быть туда доставлен – остается справедливым и в маркетинге, но для маркетолога важна не роль товара в его обмене на деньги, а возможность его использовать, потреблять. Маркетологи смотрят на товар с позиций потребителя, для которого наиболее важны даже не технические характеристики товара, а «главное – чтобы костюмчик сидел».
Говоря о товаре, потребители представляют себе осязаемый объект с физическими свойствами. Но часто они приписывают товару и неосязаемые качества. Например, широко известны такие выражения, как: «люди покупают не лекарства, а здоровье», «на фабрике мы делаем косметику – в магазине мы продаем красоту и надежду». Во многих случаях для потребителей больший интерес представляют не функциональные свойства товара, а то, какие чувства вызывает обладание им (престиж, гордость, причастность к передовому образу жизни, ощущение молодости), то, что человек ожидает от товара.
|
|
Таким образом, товар состоит из неосязаемых достоинств, равно как и из осязаемых характеристик. В итоге товар означает совокупность свойств и достоинств, призванных удовлетворить потребности потребителей.
Товар – это всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товаром могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Потребитель оценивает товар, сопоставляя приносимую им пользу и затраты на его приобретение. Полезность товара, с точки зрения потребителя, заключается в его способности решать определенные проблемы.
Чтобы учесть все особенности восприятия товара потребителями, маркетологи рассматривают его на трех уровнях (рис.1):
1) товар по замыслу;
2) товар в реальном исполнении (осязаемый товар);
3) товар с подкреплением.
Рис. Три уровня товара
Основополагающим является первый уровень: задача разработчиков
состоит в грамотном определении основной ценности, желаемого потребителем достоинства товара, акцентировании внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не на его технико-эксплуатационных характеристиках. Товар по замыслу – сердцевина понятия товара в целом.
На втором уровне компании должны превращать желаемые достоинства товара в его свойства. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, дизайном, марочным названием, специфической упаковкой.
Третий уровень товара – послепродажный сервис. Подкрепление товара – это то, чем фирмы дополнительно снабдили свою продукцию в виде услуг, рекламы, консультаций для клиентов, особенностей поставки и др.
Вашей задачей на этом этапе выполнения контрольной работы является разработка трехуровневой модели товара. Подробно опишите ваш товар на каждом уровне, воспользуйтесь для этого макетом табл. 2.
Таблица 2
Трехуровневый анализ товара
Уровень товара | Характеристики товара |
1. Товар по замыслу | |
2. Товар в реальном исполнении | |
3. Товар с подкреплением |