II. Организационно-подготовительный этап

Исследование

История топиарного искусства

Необычное слово - «топиарий». Интересно, что скрывается под этим названием? Оказывается, что еще в далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. В садах римской знати можно было увидеть затейливые фигуры из деревьев. Древние римляне славились своими садами и имели специального раба (топиария), который поддерживал в надлежащем состоянии декоративный участок – «топия».

Топиарное искусство возникло в Древней Персии как способ изменения естественной формы кроны растений. Затем оно распространилось на Египет. Во времена римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Там оно приобрело широкую популярность в имениях у римских патрициев, где существовали специальные цеха садовников, которые из вечнозеленых дубов, лавров, калины создавали живые шедевры.

С закатом Римской империи топиарное искусство было почти утеряно, и сохранилось лишь в монастырских садах, которые в те времена были очагами культуры.

Второе рождение топиарное искусство переживало в эпоху Ренессанса. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые возможности. Эти идеи нашли свое отражение в архитектуре и садово-парковом строительстве. Сады располагались на территории имений, построенных в стиле

классицизма, и были неотделимы от их архитектуры. В моду вошла показная роскошь, и сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев.

Рассвет топиарного искусства пришелся на 17 век, когда ландшафтный архитектор Андрэ ле Нотром создал для короля Людовика XIV сад дворца Версаль вблизи Парижа. И, начиная с 20-х годов 17 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных.

В начале 18 века мода на топиары начала отступать под натиском поэтов и философов, выступающих против насилия над деревьями и кустарниками, и в моду вошли естественные пейзажные сады, в которых не нашлось места для ровно стриженых кустов и деревьев. Но спустя всего несколько десятилетий интерес к стриженым формам начал вновь разгораться и уже в конце 18 века в Северной Америке начали появляться первые сады в регулярном стиле, они включали в себя образцы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов. В них зародилось новое направление в топиарном искусстве – каркасные топиары. На растения надевались каркасы из проволоки, и когда растение вырастало за рамки каркаса, оно стриглось. Эта технология позволила сделать топиарное искусство более доступным и вызвала новый всплеск интереса к топиарам в 19 веке. Теперь практически любой человек мог без особой подготовки вырастить топиар любой сложности.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе - Санкт-Петербурге.

В наше время красивые сады получили новую жизнь. Ведь не у каждого человека есть сад, где он может позволить себе вырастить подобные чудеса. Поэтому люди перенесли искусство топиарии в дом, «вырастив» маленькие деревья, для украшения жилища.

Эти оригинальные деревья, для изготовления которых используются различные материалы, также назвали топиариями. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии назвали еще «деревьями счастья». Согласно древнекитайского учения фэн-шуй «дерево счастья» - символ процветания и изобилия. Последователи этого учения считали, что дерево в помещении желательно

ставить на востоке или на северо-востоке. По их мнению, северо-восток область богатства и денежного благополучия, а восток обеспечивает здоровьем и исполнением всего запланированного.

Таким образом, топиарий несёт в каждый дом красоту, уют, счастье и благополучие! Так же это сказочное дерево возвращает нас в мир грез и фантазий.

 

Виды топиариев

Современная фигурная стрижка растений подразделяется на несколько условных видов. Первый и самый распространенный из них — традиционный топиарий. Выросшее в земле, на клумбе или даже в горшке растение художественно обстригают, придавая ему любую форму, начиная от самых простых геометрических фигур — конуса, шара, пирамиды, куба — и заканчивая сложными силуэтами животных, причудливыми геометрическими формами, буквами, словами и различными архитектурными образами. Техника получения определенной художественной формы растения зависит от задачи — простой или сложной. Если вы хотите получить простую фигуру, например шар или конус, то сделать это достаточно легко. Сначала выращиваете растение до необходимого вам размера и, если у вас от рождения хороший глазомер, с помощью обычных садовых ножниц придаете ему интересующую вас форму.

Если же вы задумали получить достаточно сложный, требующий определенной четкости линий элемент топиарий, то на месте, куда посажен будущий объект для стрижки, необходимо аккуратно, не задевая его корней, вкопать специальную фигурную металлическую рамку-форму. В дальнейшем, когда растение вырастет, аккуратно по контурам рамки подстригите его, придав необходимый вид. Профессионалы используют приспособления, обеспечивающие возможность придавать растениям безупречные формы.

Второй вид — это каркасное топиари, или, как его еще называют, «новое топиари». Здесь технология отличается тем, что сама зеленая скульптура выращивается не из земли, а из специальной формы. Его несомненным преимуществом, перед традиционным, является относительная мобильность живых фигур, то есть возможность помещать растения в любом месте участка согласно творческой ландшафтной идее.

Сначала выбирается форма будущей скульптуры, по эскизу изготавливается металлическая фигурная рамка — для рамок часто используют алюминий, поскольку он достаточно легкий, гибкий и прочный. Затем металлическую конструкцию обматывают леской, после чего заполняют торфом и сфагнумом (это служит грунтом для растения), подводят к сооружению оросительную систему, вкапывают или укрепляют ее на земле и сажают внутрь формы выбранную растительную культуру, которая в течение нескольких недель или месяцев растет в этой фигурной рамке. Если на одной скульптуре посадить несколько видов почвопокровных, да еще и красиво цветущих, у топиариев будет просто потрясающий вид.

 

Искусство топиария пережило столетия, приходило в упадок и возрождалось. В 21 веке рукодельницы вдохнули в него новую жизнь. Виды топиариев можно классифицировать по разному критерию. Наиболее интересной кажется классификация по времени года: летние - из ракушек или мелкой гальки; зимние – из шишек и елочных украшений и т.д.

Тема «дерева счастья» бесконечная, а виды топиариев не ограничены рамками техники и стилей – «бумажные», из «нотных» цветов для комнаты с пианино, топиарий из денег, цветочный топиарий из гофробумаги на свадьбу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: