Примерный вариант экзаменационной работы по русскому языку

Условия проведения: работа проводится в течение 180 минут и состоит из 3 частей: часть А (31 вопрос с вариантами ответа), часть В (8 заданий по тексту, на которые надо дать краткий ответ), часть С (сочинение по тексту).

Критерии оценивания: каждое правильно выполненное задание части А и В оценивается в 1 балл, задание В8 – в 2 балла, если сделана 1 ошибка – 1 балл, часть С оценивается в 20 баллов. Максимальное количество баллов – 60.

Перевод баллов в оценки: «2» - 0-29, «3» - 30-39, «4» - 40-51, «5» - 52-60.

Примерные задания

Часть А

А1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бАнты, 2)солгалА, 3)черпАть, 4)донЕльзя.

А2 В каком слове все слоги открытые?

1) со-ва, 2) рю-кзак, 3) но-вость, 4) во-кзал.

А3 В каком предложении вместо слова ЛЕДОВЫЙ нужно употребить ЛЕДЯНОЙ?

1) Невозможно описать яркость и красочность ЛЕДОВОГО моря.

2) Ладожское озеро было ЛЕДОВОЙ трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

3) Он произнёс эти слова ЛЕДОВЫМ голосом.

4) Огромный научный интерес представляют изменения ЛЕДОВЫХ условий в арктических морях.

А4 В каком примере выделенное слово использовано в переносном значении?

1) тонкие пальцы, 2) крутой парень, 3) зал полон, 4) зал подготовлен к празднику.

А5 Какое лингвостилистическое явление иллюстрируют слова ДИПЛОМАТ – ДИПЛОМАНТ?

1) паронимы, 2) синонимы, 3) антонимы, 4) омонимы.

А6 Какой вид омонимов представлен в примере: блестящее стекло – варенье стекло по краю банки?

1) лексические, 2) омофоны, 3) омоформы, 4) омографы.

А7 Какое лингвостилистическое явление иллюстрируют слова СПАТЬ – ДРЫХНУТЬ?

1) паронимы, 2) синонимы, 3) антонимы, 4) омонимы.

А8 Какое лингвостилистическое явление иллюстрируют слова ТРУДНО – ЛЕГКО?

1) паронимы, 2) синонимы, 3) антонимы, 4) омонимы.

А9 В каком предложении нет фразеологического оборота?

1) Предлагаем установку евроокон.

2) Будь он семи пядей во лбу, а от моего суда не уйдёт.

3) Гордиев узел какой-то затянулся – пришлось перерубить, а больно будет.

4) Пётр Первый в Европу прорубил окно.

А10 Какое слово не имеет окончания?

1) отдыхал, 2) памятник, 3) сооружая, 4) ложь.

А11 Какое слово имеет непроизводную основу?

1) садовник, 2) труд, 3) сознание, 4)свинина.

А12 Какое слово имеет сложную основу?

1) луноход, 2) боевой, 3) солёный, 4) глиняный.

А13 Какое существительное относится к 1 склонению?

1) фишка, 2) март, 3) вестник, 4) апрель.

А14 Какое существительное является разносклоняемым?

1) солнце, 2) знамение, 3) выбор, 4)имя.

А15 Какое из прилагательных является качественным?

1) цементный завод, 2) мамина сумка, 3) деревянные движения, 4) вологодское мороженое.

А16 Какое из числительных является сложным?

1) триста, 2) пятнадцать, 3) восемьдесят шесть, 4) шестьдесят восемь.

А17 Какой из глаголов относится к 1 спряжению?

1) просить, 2) лишать, 3) дудеть, 4) вертеть.

А18 Какой из глаголов является возвратным?

1) вернуться, 2) заверить, 3) вершить, 4) читать.

А19 Какой из глаголов является переходным?

1) проситься, 2) краснеть, 3) видеть, 4) радоваться.

А20 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) трескуч…, стали собират…ся, смеркает…ся,

2) ткач.., жгуч…, печ…,

3) испеч.., вещ…, гуаш…,

4) чертёж…, проч…, спряч…

А21 Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) всех быстрее, 2) четырьмястами людьми, 3) кварталы домов, 4) подожгёт траву.

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки не расставлены).

1) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей.

2) Он разъезжал на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

3) Листья распускаются если не в апреле то в мае.

4) В ноябре и декабре здесь было сыро и ветрено.

А23 В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых надо поставить знаки препинания? Автомобиль (1) ныряя в (2)прорубленные в скалах (3) тоннели (4) уносил нас к морю.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 4; 3)1, 2, 3; 4)2, 3, 4.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне ясно (1) помнится (2) летнее утро и скамеечка на дорожке. Там (3) по-видимому (4) до сих пор стоит запах чайных роз.

1) 1. 2; 2) 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4)1, 2, 3, 4.

А25 В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

2) Погода была ужасная ветер выл снег падал хлопьями.

3) Чтение вот лучшее учение.

4) Жизнь прекрасна и удивительна.

А26 В каком из перечисленных сложносочинённых предложений перед И ставится запятая?

1) К ночи облака спустились на низкое ущелье () и показалась луна.

2) Грин много рассказывал о себе, он не успел закончить автобиографию () и потому многие годы его жизни почти никому неизвестны.

3) В сенях пахло свежими яблоками () и висели лисьи и волчьи шкуры.

4) Уже совсем рассвело () и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

А27 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая доклад директора,

1) перед нами возникали яркие картины будущего,

2) начальник цеха потирал руки,

3) в актовом зале царила тишина,

4) в голове мелькали хорошие мысли.

А28 Каким членом предложения является подчёркнутое слово?

Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё.

1)подлежащее, 2) сказуемое, 3) определение, 4) дополнение.

А29 В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка в постановке знаков препинания?

1) «Посвети барину»: сказал Бирюк.

2) «Имеете вы известия от вашего сына?» - спросил я её наконец.

3) Собакевич спросил: «Какая же будет ваша последняя цена?»

4) «Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас».

А30 Какое слово пишется через дефис?

1) (пол)листа, 2) (пол)дачи, 3) (пол)бани, 4) (пол)пряника.

А31 Какое из слов пишется слитно?

1) (солнце)защитный, 2) (тёмно)синий, 3) (ярко)красный,4) (сине)голубой.

 

Прочитайте текст и выполните задания В1-В8, С1.

(1)Девушка в красном пальтишке, меховых башмаках и пуховой шапочке кормила голубей из кулька. (2)И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. (3)Девочка смеялась, сыпала крупу и всё повторяла: (4) «У, какие!..»

(5)А на скамейке сидел её отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил её за усердие. (6)А ночью он сгрёб лопатою мёртвых голубей в кузов машины и, когда нагрёб их полный кузов, отвёз на свалку и сжёг там.

(7)Вернулся он домой наутро, осторожно прошёл мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки её были хорошо, с мылом, отмыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбаясь.

(8)И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышлёная» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидемстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то я вспомнил, как в другом месте, другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. (9)Но клеща в эту пору не убить: он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в этой местности истребили всю подчистую

(10)А птицы там было, птицы! (11)Уже отравленные, но всё ещё живые, способные двигаться птицы: глухари, тетерева, рябчики – вылетали на восходе солнца, грелись и падали замертво на узкую тропинку. (12)И так их много упало, что, когда я шёл по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи и сапоги по щиколотку уходили в перо. (13)Было идти тяжело и вязко, как будто по мягко проседающему мху.

(14)Но я шёл, шёл, ослеплённый слезами, и не мог проклинать, а молился каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы за себя, за детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких. (15) «Боже, милосердия ми воздаждь…и милосердия ми воздаждь и милосердия…»

(По В.П. Астафьеву)

Часть В

В1 Укажите способ образования слова ПАЛЬТИШКО (предложение 1).

В2 Из предложений 2-7 выпишите производные предлоги.

В3 Определите вид подчинительной связи в словосочетании РАЗДУВ ЗОБЫ (предложение 2).

Ответы на задания В4-В8 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Укажите его номер.

В5 Среди предложений 7-12 найдите предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 5-10 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью лексического повтора и указательного местоимения. Укажите номера этих предложений.

В8 Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведённых примерах. Сопоставив их названия с номерами из списка терминов, приведённого ниже.

А) описание жизнерадостной девочки, кормящей голубей, сменяется страшной картиной гибели птиц,

Б) с болью рассказывает автор о бессмысленной жестокости человека, использовав такой приём: «борцы» за здоровье людей (предложение 8),

В) А птицы там было, птицы! (предложение 15).

Список терминов

1) метафора, 2) эпитет, 3) ирония, 4) антитеза, 5) парцелляция; 6) ряды однородных членов, 7) риторическое восклицание, 8) цитирование, 9)анафора.

Часть С

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: