Основные ранги таксонов растений распределены по принципу иерархичности (соподчинения): более крупные таксоны объединяют в себе более мелкие.
Например:
Царство Растения
Отдел Покрытосеменные
Класс Двудольные
Семейство Сложноцветные
Род Ромашка
Вид Ромашка аптечная
Жизненная форма — внешний облик растения.
Основные жизненные формы: дерево, кустарник, кустарничек и трава.
Дерево — многолетнее растение с крупным одревесневшим стволом.
Кустарник — растение с многочисленными некрупными одревесневшими стволами, которые живут не более 10 лет.
Кустарничек — низкорослое многолетнее растение с одревесневшими стволами, высотой до 40 см.
Травы — травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. У двулетних и многолетних трав весной из зимующих почек отрастают новые побеги.
Высшие и низшие растения
Различные группы растений значительно отличаются по строению.
Низшие растения не имеют органов и тканей. Их тело — слоевище, или таллом. К низшим растениям относятся водоросли. Большинство из них обитают в водной среде. В этих условиях питание они получают, поглощая вещества всей поверхностью тела. Все или большая часть клеток этих растений находятся на свету и способны к фотосинтезу. Поэтому у них нет необходимости к быстрому перемещению веществ по организму. Клетки этих растений в большинстве случаев имеют однотипное строение.
|
|
В водной среде встречаются и другие фотосинтезирующие организмы. Это прежде всего циан бактерии, которые иногда называют сине-зелёными водорослями. Это прокариотические организмы, не являющиеся растениями.
Часто водорослями называют высшие растения, обитающие в воде. В этих случаях термин «водоросли» применяется в экологическом, а не в систематическом смысле.
Высшие растения имеет функционально различные органы, образованные специализированными клетками. В основном, они обитают на суше. Воду и минеральное питание они получают из почвы, а для осуществления фотосинтеза должны подниматься над её поверхностью, поэтому для таких растений необходимо перемещение веществ между частями организма (проводящая ткань) и механическая поддержка и опора наземно-воздушной среде (механическая и покровная ткани).
Наличие специализированных клеток, тканей и органов позволило им достигать больших размеров и освоить широкий набор сред обитания. Многие представители высших растений вторично вернулись в воду. В пресных водоёмах они составляют основную массу водной растительности.
Задания
Задание №1.
Запишите в тетрадь отдел Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные напишите:
|
|
а) общую характеристику строения,
· жизненный цикл,
· объем.
· географическое распространение,
· происхождение.
б) Запишите принципы подразделения моховидных на классы и основные представители классов (латынь).
в) Роль моховидных в сложении растительного покрова и жизни человека.
Задание №2.
Запишите в тетрадь отдел Голосеменные растения:
а) общая характеристика,
· географическое распространение,
· особенности строения стробилов,
· жизненный цикл голосеменных,
· развитие и строение семени,
· происхождение.
б) Запишите принципы подразделения на систематические группы Голосеменных растений.
в) Роль голосеменных растений в жизни человека и в природе в целом
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие вопросы изучает систематика растений и ее практическое значение?
2. Какими систематическими единицами пользуется систематика растений?
3. Что такое вид? Сущность бинарной номенклатуры.
4. Система академика.
5. Какие характерные черты низших и высших растений?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему систематика растительного мира. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс «foxford.ru» Форма доступа https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-i-vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy
Практическая работа №8
Тема: Изучение основных представителей грибов.
Цель работы: Усвоить классификацию и особенности строения и размножения грибов и уяснить их значение. Изучить под микроскопом мицелий и спорангии мукора, пеницилла, мучнистороных.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работы:
-Листья смородины, пораженные мучнисторосовым грибом,
-Плодовые тела трутовика,
-Муляжи пластинчатых и трубчатых грибов;
-Настенные плакаты,
-Микроскопы,
-Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-Предметные и покровные стекла;
-Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
-интернет ресурс «foxford.ru» Форма доступа https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-griby
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить основные представители грибов.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Царство Грибы
В настоящее время описано около 100 000 видов грибов, но по некоторым оценкам их может быть около 1,5 миллионов.
|
|
Систематика
Царство Грибы
Подцарство Грибообразные
Подцарство Настоящие грибы (не образуют подвижных клеток ни на одной стадии жизненного цикла)
Отдел Зигомицеты (относятся к низшим грибам)
Отдел Аскомицеты, или Сумчатые грибы
Отдел Базидиомицеты
Отдел Дейтеромицеты (Несовершенные грибы)