Музыка «Патетической сонаты» в кинематографе

Музыка «Патетической сонаты» имеет достаточно яркую эмоциональную окраску. Возможно, именно по этой причине многие режиссеры и деятели киноискусства используют музыку в собственных работах. На сегодняшний день шедевр классической музыки дополнил эпизоды таких фильмов, как:

 

  • Парк юрского периода: Затерянный мир (1997);
  • Элизиум - рай не на Земле (2013);
  • Уильям Тёрнер (2014);
  • Шафер напрокат (2015);
  • Эпоха невинности (1993);
  • Перед рассветом (1995);
  • Признания опасного человека (2002);
  • Звездный путь: Восстание (1998);
  • Роми и Мишель на встрече выпускников (1997);
  • Затерянный мир (1999).

Задание

 Письменно ответить на вопросы, ответы выслать мне:

1.В чём значение творчества Бетховена?

2.Какая тема отчётливо проходит через всё творчество?

3.К Каким жанрам обращался Бетховен в своём творчестве?

4. Сколько сонат для фортепиано написал?

5. Есть ли среди сонат Бетховена программные? Если знаешь, назови их.

6. Переведи на русский язык слово «патетическая»

7.В каком разделе сонаты воплощена основная идея произведения?

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания. Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

 Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

 

Класс отделения «Хоровое пение», «Фортепиано», «Народные инструменты». (7.04)

Тема: М. И. Глинка. Симфонические произведения

Прочитайте текст.

 Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий, небольших по масштабам. Однако историческая роль этих произведений значительна: их в полной мере можно считать основой классического русского симфонизма. По своему художественному значению они занимают достойное место рядом с монументальными симфониями русских композиторов-классиков.

Наследие: «Увертюра-симфония» на две русские темы (неоконченная); «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», увертюры к операм и симфонические номера.

В своих симфонических произведениях Глинка заложил основы практически всех основных типов симфонизма: народно-жанровый (испанские увертюры и «Камаринская»), драматический (увертюра к «Ивану Сусанину»), эпический (увертюра к «Руслану и Людмиле»), лирико-психологический («Вальс-фантазия»).

В своих симфонических произведениях Глинка не стремился к детальному развитию конкретной программы. В каждом произведении он избирает свой «поэтический сюжет», навеянный впечатлениями окружающей жизни, образами реальной действительности. Таким образом, Глинка отражает характерный для русской школ принцип обобщённой программности.


В жанровом отношении Глинка, продолжая традиции своих русских предшественников, развивает лаконичную форму увертюры. В каждом отдельном случае эта форма является неповторимо новой: она всецело определяется общей художественной концепцией. Форма двойных вариаций в «Камаринской», сонатная форма в «Арагонской хоте», рондообразная в «Вальсе-фантазии», концентрическая в «Ночи в Мадриде».

С точки зрения оркестровки, три поздние увертюры Глинки представляют собой энциклопедию его оркестрового мышления, его темброво-инструментального мастерства, драматургических принципов его оркестровки. Тембр у Глинки имеет определённую семантику. Создаёт ли он музыкальный портрет героя, видит ли он внутренним взором конкретную сценическую ситуацию, всюду его мысль, переплетаясь в звучании оркестра, приобретает определённое значение, характер.

. Главная тенденция оркестра Глинки – предельная экономия выразительных средств. Не склонен был расширять свой оркестр и поражать слух невиданными инструментальными сочетаниями.

 

Прослушивание произведений

«Арагонская хота» https://www.youtube.com/watch?v=C4WkfndcmLA

«Камаринская»,https://my.mail.ru/bk/andrushenko-olga/video/6600/7580.html?from=videoplayer

«Вальс –фантазия» https://www.youtube.com/watch?v=UwDgRgVxTNk&feature=emb_logo

Задание

Напишите сочинении на тему: «Впечатление от прослушивания произведения Глинки…» (выбрать любое из трёх). Работу отправляйте на

 Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

 


Класс отделения: «Народные инструменты», Духовые и ударные инструменты» (7.04)

                                  Тема: П.И.Чайковский первая симфония «Зимние грёзы»

Спокойная русская природа вдохновляла многих музыкантов на создание потрясающих по красоте и живописности произведений. Не исключением является и Петр Ильич Чайковский. Симфония «Зимние грезы» - это не только первое симфоническое сочинение в творчестве композитора, но и первая в истории отечественной музыки лирико-психологическая композиция.

История создания

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Пётр Ильич Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди. Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, Чайковский был практически на грани нервного срыва.

Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

     

 

     

Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку. После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения. Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.

Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».

Интересные факты

· В скерцо композитор использовал материал из фортепианной сонаты, сочиненной в 1865 году.

· Любимым временем года композитора была зима.

· Главная тема из второй части была использована позже в музыке к весенней сказке Островского «Снегурочка».

· Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.

 

· В основе четвертой части заложена русская народная песня «Я посею ли, млада». Примечательно, что эта песня имеет также второе название, более распространенное в городском быту, а именно «Цвели цветики».

· В общей сложности на сочинение произведения ушло практически 8 лет.

 

     

 

     

Содержание

Удивительная сердечность и искренность музыки даёт слушателям возможность прочувствовать всю красоту русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой», что сразу дает настрой на легкую меланхолию. Но название обманчиво, ведь музыка наполнена невероятной живой энергетикой. Подчеркивает эту особенность стремительный темп Allegro. Тональность соль минор отлично передает лиричность главной темы. Главная партия состоит из двух элементов: первый спокойный, имеющий дух протяжной народной песни, и второй, вносящий ощущение тревоги, которое достигается при помощи использования большого количества хроматических интонаций.

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.

Слушать https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=3-qXK-y6978&feature=emb_logo

 

Вторая часть медленная, написана в темпе Адажио. Название «Угрюмый край, туманный край» соответствует образности, вложенной в музыку. Форма трехчастная с явно-выраженными чертами рондо. Музыка загадочна, плавна. В ней живет дух русской песни. С первых тактов слушатель становится вовлечен в туманный мир, в котором все таинственно.

 

Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная. Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным. Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Полифонические приемы помогают отразить разнообразность народного творчества.

 Слушать https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=MFX8jT8Ww-c&feature=emb_logo

«Зимние грёзы» являются одним из лучших сочинений Петра Ильича Чайковского раннего периода. Именно в этом произведении впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества. Композитор применяет новые для себя приемы композиции, которые уже начинают выявлять особенности его музыкального мышления. Симфония, безусловно, является знаковым сочинением для отечественной музыки.

Задание

 Ответьте на вопросы письменно:

1. В каком году написана первая симфония?

2. Какие впечатления в ней воплощены?

3.Сколько раз Петр Ильич переделывал симфонию?

4. Является ли она программной?

5. Как называется первая часть?

6. Название второй части?

7. В какой форме написана третья часть – скерцо?

8. Что рисует финал симфонии?

Отправьте работу на Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com,

 сот.тел. 89195763068

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: