Работа с текстом на уроках родного русского языка
Драчкова Татьяна Васильевна,
учитель МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского р - на
Цель: поделиться опытом работы с текстом на уроках родного русского языка
В моей методической копилке много разных видов работы с текстом, остановлюсь лишь на некоторых.
Результативными являются традиционные формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Не отказываясь от традиций, использую достаточно новые, хотя уже широко известные приёмы технологии развития критического мышления, позволяющие организовать работу в группе, в паре.
1) кластер (групповая работа)
2) Таблица З – Х – У (знаю- хочу узнать-узнал)
|
|
3) Приём «инсерт».
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, использую данный приём, который позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию,.
( Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки)
1.
V (уже знал) | – (новое или противоречащее прежним знаниям) | + (интересно) | ? (неясно, есть вопросы) | ! (хочу узнать больше) |
4.Синквейн – быстрый и мощный инструмент рефлексии.
.
Вот такой синквейн получился у ребят на уроке в 9 классе «Крылатые слова и выражения как выражение речевой культуры»
Крылатые слова
Яркие, запоминающиеся
Называют, удивляют, вдохновляют.
Крылатые слова – жемчужины языка.
Афоризмы.
Интерес обучающихся вызывает составление текстов-ропаликов.
Название происходит от греческого «ропалон» - палица, дубина. В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение слова «палица»: старинное оружие – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Ропалик - текст, в котором каждое следующее предложение содержит на одно слово(или одну букву) больше.
Примеры текстов-ропаликов:
Я
За
Вас
всех
милые
друзья
подниму
неспешно
бокальчик
советского
шампанского
проверенного
специалистами
отечественными
профессионалами
высокоодарёнными
экстраординарными
квалифицированными
продегустированного
председательствующим
освидетельствованного
|
|
2000г. Сергей Марков
Приди!
Я жду.
Остался я один.
Секунды ждать не будут.
Они торопить меня не станут.
На уроке в 9 классе «Этика и этикет в электронной среде общения» ученики составили такой ропалик:
Люди, (1 слово)
Будьте вежливы,(2 слова)
Соблюдайте нормы этикета, (3 слова)
Общаясь в среде Интернета.(4 слова)
Очень важны для проведения уроков родного русского языка критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
Особую роль приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Очень интересны для такой работы «Затеси» В.П. Астафьева: небольшие по объему и емкие по содержанию.
Примеры миниатюр.
Дождик.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.
Будни
Гололед.
По окраине города култыхала подвода с цыганами. Раскат. Выпал цыганенок из узлов. Грузовая машина переехала цыганенка. Выскочил шофер, схватил мальчика, трясет, ахает, просит позвонить в «Скорую помощь».
Тем временем цыган останавливает лошадь, идет к машине, а там, как на притчу, как на грех (нарочно не сочинишь!), — сынишка шофера лет трех-четырех. Цыган вспорол ему ножом живот, выколол оба глаза, бросил на сиденье и отправился к своей подводе.
Шофер с цыганенком на руках остолбенело смотрел на все это и, когда опомнился, ринулся в кабину, догнал подводу, раздавил цыгана, жену, девочку лет двенадцати и лошадь изувечил, осатанев.
Выслушал я этот рассказ. Не могу сидеть, не могу работать. Пошел на улицу. Выхожу к реке. На льду «скорая», два парня крошат лед пешнями, расширяют прорубь: убил кто-то кого-то и под лед засунул, в прорубь. Маленькая толпа любопытных, состоящая в основном из пенсионеров. Неторопливо, с перекурами долбят лед парни, ковыряется в моторе шофер, катаются по льду на коньках ребятишки, за ними, балуясь, гоняются собаки…
На горке идут машины, степенно прогуливают бабушки внучат, экскурсия осматривает памятники старины, из пединститута спешат куда-то студентки, хохочут, на старом базаре торгуют кедровыми орехами, по три шестьдесят за кило, семечками и цветками, привезенными с юга барыгами в чемоданах. Выбрел на горку пьяный мужик, поглазел, пошатался, побрел дальше…
Это происходило в будни, в пятницу, поздней осенью одна тысяча девятьсот семьдесят шестого года, в одном из самых смирных и добрых городов России.
Работу с миниатюрами постепенно усложняю. И однажды предлагаю для анализа такой текст:
Современный жених.
На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.
-Радости и без жены хороши! - ответствовал современный жених.
(В.П. Астафьев «Затеси»)
Работа с псевдотекстом
Очень интересна работа с псевдотекстами. (См. Приложение1). (Псевдо (от греч. – ложь) - первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”) В её основе лежит принцип лингвостилистического исследования.
Примером такой работы может служить следующее: детям предлагается прочитать текст и ответить на вопрос: о чём он?
|
|
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголо - татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, а верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился.
Затем ученику предлагается в предложенном отрывке угадать различные тексты.
Выполняя это упражнение, школьник сначала разбирает текст, а затем собирает воедино разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты.
Для работы с псевдотекстами предлагаю следующее задание:
вычленить тексты по четырём признакам:
- единство темы;
- тип речи;
-стиль текста;
-способы связи предложений в тексте.
Такая работа имеет элементы неожиданности, занимательности. Это позволяет научить детей не шаблонному восприятию текста, а критическому осмыслению того, что они читают.
Уроки, на которых проводится такая работа, остаются в памяти детей, стимулируют к созданию творческих работ.
Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь определенных результатов:
- сформировать у учащихся положительную мотивацию изучения русского языка;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и
навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.