Русская литература (Пирожкова Татьяна Федоровна)

1. Особенности литературного процесса первых десятилетий 18 века

Крупнейшие преобразования, происшедшие в России в начале 18 столетия и связаны с деятельностью Петра 1. Для русского народа было жизненно необходимым вывести свою страну из отсталого состояния, как можно быстрее выйти в области экономики, политики, культуры, наконец, на рубежи передовых европейских стран. Также реформы были необходимы для укрепления внешнего и внутреннего положения дворянского гос-ва. И за короткий срок деятельностью Петра 1 и его преданных единомышленников и, конечно, колоссальными усилиями русского народа с Россией произошел «великий метаморфозис».

Была создана армия нового образца, вскоре ставшая одерживать победы победы над шведской армией Карла 12. Столь же успешно был организован военно-морской флот, с его помощью Россия получила выход в Балтийское море. Значительны были успехи и в области торговли, промышленности. Реформирует Петр также и нравы русских людей и прежде всего дворянства и купечества (Петр 1 жестоко эксплуатировал крестьян). Рушатся домостроевские уставы. Маскарады, балы способствуют внутренней свободе и установлению светских отношений.

Эти экономические и социальные сдвиги обусловили резкое отличие литературы 18 века от 16-17 вв.- периода, когда лит-ра была тесно связана с исторической тематикой и носила в основном церковный официальный характер.

Литерат. Традиции 17 века развивались и в 18. Лит-ра конца 17 века закладывает и основы классицизма. Патриотизм и гражданственность, свойственные древнерусской лит-ре свойственны также и лит-ре 18 века, где создается национально-самобытная лит-ра.

Итак, первый период: конец 17 и первые десятилетия 18 в., вошел в историю литературы под названием «Литература петровского времени». Это переходный период и в русской общественной жизни, и в лит-ре, на который наложили отпечаток преобразования Петра 1. Он характеризуется борьбой старых и новых тенденций, которые находят преимущественное выражение в публицистике. Замена лит-ры религиозной на светскую.

Здесь же можно добавить:

Важнейшим событием русской культурной жизни было издание первой официальной газеты «Ведомости», положившей начало русской периодической печати. Указом от 15 декабря 1702г. Петр объявил об издании первой русской газеты. «Ведомости предназначались для «извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости»--первая газета, рассчитанная на широкие круги русских читателй, в отличие от рукописной газеты «Куранты», которая издавалась до «Ведомостей» и предназначалась для узкого придворного круга и царя.

Газета «Ведомости» носила агитационный характер. Велась пропаганда новой науки, культуры, сообщалось в ней об обороноспособности страны, о превосходстве ее военной стратегии, о развитии экономики и т.д. Большое место отводилось иностранной информации, что объяснялось усилением связей с Европой.

Первый дошедгий до нас печатный номер «Ведомостей» от 2 января 1703 г.

Здесь же стоит добавить:

«Повесть о Василии Кореотском»

«Гисто́рия о росси́йском матро́се Васи́лии Корио́тском и о прекра́сной короле́вне Ира́клии Флоренти́йской земли́»— одна из старейших российских «любимых повестей», созданная во времена Петра I. Известна по трём рукописям XVIII века; её авторство неизвестно и остаётся предметом гипотез.

В повести рассказывается о приключениях дворянского сына Василия Кориотского (герой петровского времени, предприимчивый и преуспевающий от видит пользу в «навигационной науке», благодаря своим способностям он продвигается), уроженца «Российской Европии». С детства окружённый «великой скудостью», он отправляется в «Санктпетербурх», записывается там в матросы и затем едет для обучения наукам в Голландию. На чужбине он прилежно изучает мореходное дело и присылает оттуда деньги своим бедствующим родителям; завершив обучение, он, несмотря на уговоры, стремится вернуться домой и повидаться с отцом. Следующий в Россию корабль Василия разбивает буря, а его самого выбрасывает на остров морских разбойников. В результате стечения обстоятельств он становится разбойничьим атаманом и участвует в ряде набегов. В плену у разбойников к тому времени уже имеется «флоренская королевна» Ираклия; Василий влюбляется в прекрасную пленницу и бежит вместе с ней от разбойников. После череды разлук, похищений и злоключений он встречается с австрийским «цесарем», побеждает своего коварного соперника-адмирала, женится на Ираклии и становится «королём флоренским».

«Гистория» примечательна соединением традиций русской бытовой повести XVII века, новгородских былин о «богатом госте» и любовно-авантюрного романа, характерного для европейского барокко. Герои говорят языком, в которос сочетая «старая московская дубоватость» и изысканность, напыщенность. Сходным образом в ней сочетаются славянизмы с иноязычными заимствованиями петровской эпохи, черты традиционно-патриархальной морали с нарождающимся индивидуализмом. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет.

Здесь же стоит добавить:

Одним из важнейших мероприятий Петра было создание общедоступного театра в Москве. Театр. Зрелища были известны еще с 1672г. при дворе Алексея Михайловича. Тогда спектакли носили религиозный характер.

Новый театр должен был стать публичным, доступным широким слоям населения. Так, в 1702г. появилась труппа, по приказу Петра, во главе с немцем Иоганном Кунстом. Его жена Анна Кунст—первая актриса на русской сцене. Для театр. Представлений построили «комедийную храмину» на Красной площади. Репертуар был преимущественно из пьес немецкого театра или переработанных пьес в духе шекспировской традиции. Но Петр хотел видеть современные спектакли, пропагандировавшие его нововведения. После смерти Кунста руководителем стал Отто Фюрст.

Общедоступный театр был закрыт в 1706г. и дальше спектакли ставились в Славяно-греко-латинской Академии.

Здесь же можно добавить:

Что касается лирики, то к началу 18в. в России усиливается развитие стихотворства. Главная роль уделялась зрительному впечатлению и поэтому большую роль играла графическая техника(например, выделение особым шрифтом заглавных букв). Культивировалось в основном старое силлабическое стихотворство (равносложность, когда рифмующиеся строки должны заключать в себе одинаковое количество слогов). Создавалось много панегириков в честь военных побед («Кант на взятие Нарвы», «Кант на победу Меньшикова»). Феофан Прокопович писал: «Все начали стихотворствовать до тошноты». Стихотворные вставки в светских повестях были щегольством нового дворянства. Во время правления Петра было сложено много исторических песен в честь побед. Также, известно много «плачей», связанных со смертью Петра. Особенно знаменательным в эту эпоху было появление поэзии сердца, любовной лирики. Взгляд на любовь как на чувство греховное отходил в прошлое, изменялось и отношение к женщине. В большинстве любовных стихотворений времен Петра обнаруживается смесь галантной любовной лирики с народнопесенными образами: светик мой, дорогая, лапушка, виват, бриллиант и т.д. Новый герой лирики—благородный «кавалер», умеющий изъяснять свои нежные чувства, сумевший приобрести внешний лоск и манеры.

 

2. Публицистика Петровского времени

Важнейшим событием русской культурной жизни было издание первой официальной газеты «Ведомости», положившей начало русской периодической печати. Указом от 15 декабря 1702г. Петр объявил об издании первой русской газеты. «Ведомости предназначались для «извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости»--первая газета, рассчитанная на широкие круги русских читателй, в отличие от рукописной газеты «Куранты», которая издавалась до «Ведомостей» и предназначалась для узкого придворного круга и царя.

Газета «Ведомости» носила агитационный характер. Велась пропаганда новой науки, культуры, сообщалось в ней об обороноспособности страны, о превосходстве ее военной стратегии, о развитии экономики и т.д. Большое место отводилось иностранной информации, что объяснялось усилением связей с Европой.

Большое внимание уделялось военной информации. О ходе Северной войны сообщалось в реляциях, письмах, в сообщениях о военных действиях.

Среди сообщений о победах интересна, написанная Петром1 корреспонденция о Полтавской битве, напечатанная от 2 и 15 июля 1709г. Петр пишет о храбрости русских солдат, о силе духа, которые помогли одержать победу над шведами и взять в плен «несколько тысяч офицеров и рядовых…»

До 1711г., когда газета издавалась в Москве и Петербурге ее редактором был Федор Поликарпов, директор Печатного двора, с 1711г.— Михаил Аврамов.

Основной жанр газеты—информация, однако есть и другие жанры: корреспонденция, газетный репортаж(сообщения о празднествах).

Царь редактировал отдельные номера газеты, руководил корректурой и подборкой материала. Привлек к участию своих сподвижников—Меньшикова, Апраксина, Шафирова и т.д.

Продавались «Ведомости» по 1—4 деньга(полкопейки), а иногда безвозмездно выдавались.

Первыми «штатными работниками» русской печати были Борис Волков —переводчик посольского приказа, который стал работать редактором в «Вед.» с 1719г., и Яков Синявич, тоже переводчик посольского приказа, указом Петра 1 от 1720г. был призван в «Вед.» отвечать за расширение информации о внутренней жизни страны.

Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков.

Выходили «Вед.» нерегулярно. В 1703г. вышло 39 номеров, в 1705г.—46, а в 1718г всего 1 номер. Тираж от 50—до 100 экземпляров. С 1719г. печатание газеты было переведено в Петербург. Газета печаталась славянским шрифтом, а с 1710г.—гражданским.

Газета с самого начала была агитатором и пропагандистом петровских преобразований, несмотря на информационный характер. Издание было рассчитано на формирование общественного мнения.

Первый дошедший до нас печатный номер «Ведомостей» от 2 января 1703 г.

Здесь же добавляем:

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, защитник идей Петра Феофан Прокопович (1681—1736). Он пишет сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Окончил Киево-Могилянскую Академию, затем совершенствовал образование в Польше и Риме. По возвращении он начинает преподавать в Академии пиитику и риторику. Он горячо поддерживает Петра, приветствуя его проповедью в 1706г. всвязи с приездом Петра в Киев.

В 1709г. он выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. С 1716г. по приказу Петра он становится его правой рукой, особенно в делах церковных, т.к. жанр Феофана— церковная проповедь. «Слова» Феофана—это пропаганда петровских реформ: «Слово о пользе путешествий» (1717) Феофан доказывает необходимость путешествий с образовательной целью; «Похвальное слово о флоте Российском» --поддерживало идею Петра о необходимости создания в России могучего флота. Известное «слово» Феофана «Слово похвальное в день рождения Петра Петровича).

Феофан часто выступает как памфлетист и сатирик. В проповеди «Слово о власти и чести царской» (1718г.) он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. В сатирический памфлет вылился и «Духовной регламент, или устав Духовныя коллеги» (1721), в которое содержалось официальное положение церкви. Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, церковные невежды, жадные попы. Он считает, что польза в просвещении. Он отвергал слепую веру в писания «отцов церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию.

«Слово на погребение Петра Великого»( 1725г.)—наполнено патриотизмом и патетичностью, она пронизана скорбью. Он призывает продолжать в интересах России дела Петра.

В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащему суду только перед Богом. «Не может народ судити дела государя своего»--пишет он.

Феофан пишет похвальные слова и в честь Екатерины 1, Петра 2, Анны Иоановны.

 

3. Феофан Прокопович. Трагикомедия «Владимир». Театр Петровского времени

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, защитник идей Петра Феофан Прокопович (1681—1736). Он пишет сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Окончил Киево-Могилянскую Академию, затем совершенствовал образование в Польше и Риме. По возвращении он начинает преподавать в Академии пиитику и риторику. Он горячо поддерживает Петра, приветствуя его проповедью в 1706г. всвязи с приездом Петра в Киев.

В 1709г. он выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. С 1716г. по приказу Петра он становится его правой рукой, особенно в делах церковных, т.к. жанр Феофана— церковная проповедь. «Слова» Феофана—это пропаганда петровских реформ: «Слово о пользе путешествий» (1717) Феофан доказывает необходимость путешествий с образовательной целью; «Похвальное слово о флоте Российском» --поддерживало идею Петра о необходимости создания в России могучего флота. Известное «слово» Феофана «Слово похвальное в день рождения Петра Петровича).

Феофан часто выступает как памфлетист и сатирик. В проповеди «Слово о власти и чести царской» (1718г.) он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. В сатирический памфлет вылился и «Духовной регламент, или устав Духовныя коллеги» (1721), в которое содержалось официальное положение церкви. Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, церковные невежды, жадные попы. Он считает, что польза в просвещении. Он отвергал слепую веру в писания «отцов церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию.

«Слово на погребение Петра Великого»( 1725г.)—наполнено патриотизмом и патетичностью, она пронизана скорбью. Он призывает продолжать в интересах России дела Петра.

В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащему суду только перед Богом. «Не может народ судити дела государя своего»-- пишет он.

Феофан пишет похвальные слова и в честь Екатерины 1, Петра 2, Анны Иоановны.

Трагикомедия Владимир

Яркой публицистичностью пронизана и трагикомедия «Владимир», написана в 1705г. Она ставит важнейшие вопросы современности.В трагикомедии представлена эпоха крещения Руси. Сюжет пьесы —принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами. Все освещается публицистически. «Историческая» тема принятия христианства воспринималась иносказательно, как политическое уподобление с современностью.

Эта пьеса была пропагандой петровских преобразований, которые автор приравнивал к крещению Руси. Владимир уподобляется Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, врагов христианства, он сатирически разоблачал современное духовенство. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять хрис-во. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветение Киева. Завязка—начало борьбы Владимира со жрецами(второй акт).

Интересен третий акт, кульминация, где показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога, спор Жеривола. Борьба в душе Владимира приводит к истине. По его приказу идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство(просвещение) торжествует.

Трагикомедия содержит новые черты. Школьные драмы выдерживались в строгом серьезном тоне, а в трагикомедии трагедийные, драматические элементы переплетаются с сатирическими.

Гротескно изображены герои пьесы: алчные, корыстные, ненасытные жрецы не хотят упразднения язычества, но аппетиты их чрезмерны. Иронически пишет Прокопович: «И во сне жрет Жеривол».

Трагикомедия пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего. Старые боги(идеалы) низвергнуты, народ ликует. Феофан воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

Театр петровского времени

Одним из важнейших мероприятий Петра было создание общедоступного театра в Москве, который должен был пропагандировать преобразования Петра.

Новый театр должен был быть публичным, доступным широким слоям населения, иным должен был быть и его репертуар. В 1702г. Появилась труппа во главе с немцем Иоганном Кунстом, его жена Анна Кунст—первая актриса на русской сцене. Для театральных представлений построили «комедийную храмину» на Красной площади в непосредственном соседстве с Кремлем и храмом Василия Блаженого, что вызвало недовольство духовенства. «Театральная храмина» вмещала 400 зрителей. Плата была в зависимости от места: и 10, и 6, и 5, и 3 копейки.

Репертуар театра состоял преимущественно из пьес немецкого театра, которые в свою очередь переделывали итальянские комедии масок. Театр не смог оправдать ожиданий Петра, который хотел видеть на его подмостках спектакли на современные темы, пропагандировавшие его нововведения.

После смерти Кунста руководителем театра стал Отто Фюрст.

Репертуар был самый пестрый, существовала запутанная любовная интрига, нагромождение ужасов, убийств, мелодраматических эффектов.

Большой популярностью пользовалась любовно-авантюрная «Комедия о графе Фарсоне». Она отличалась запутанной любовной интригой, кознями придворных, которые погубили кавалера графа Фарсона. Написана была языком, свойственным пьесам петровского времени: смесь славянизмов с иностранными словами.

Общедоступный театр был закрыт в 1706 г, тем не менее театр способствовал развитию школьной драматургии.

Спектакли ставились в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Традиция школьного театра шла из Киево-Могилянской академии, однако пьесы там были преимущественно религиозно-дидактического характера.

Большой интерес представляет пьеса по случаю коронации Екатерины «Слава российская», поставленная в 1724г., написана пьеса Федором Журавским, носила светский характер.

Журавским была написана и пьеса на смерть Петра Великого-- «Слава печальная», показанная 1725г. Она рассказывает о деятельности Петра и прославляет его.

Спектакли ставились и в придворных театрах, таков театр в селе Преображенском, устроенный в 1707г. Сестрой Петра, Натальей Алексеевной, и театр в селе Измайлове у царицы Прасковьи Федоровны.

Наряду с рассмотренными театрами следует иметь ввиду и народный театр. Их репертуар—пьесы, созданные народом и пьесы, которые явились переделками книжной литературы, приспособленной к эстетическим вкусам народа («Царь Ирод», «Венец Димитрию», «Рождество»). Народная драма отбрасывает правила, предусмотренные поэтикой школьной драмы. В Ней нет актов, обязательных пролога и эпилога. Она более жизненна.

Среди пьес первой четверти 18 в. особенно выделялась трагикомедия «Владимир» Прокоповича.

 

4. Классицизм как литературное направление

Термин «классицизм» ввел Вяземский. Он впервые употребил этот термин к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина. Классицизм сложился в 30-ые годы 18 в. Классицизм в России был литературным направлением глубоко закономерным и на определенном этапе прогрессивным для русского литературного процесса. Русский классицизм тесно связан в своем развитии с европейским классицизмом. Первоначально классицизм возник во Франции в середине 17в., где к этому времени абсолютизм одержал победу над феодальной раздробленностью.

Русский классицизм явился выразителем мировоззрения в основном передового дворянства. Передовые дворяне склонны были считать, что отрицательные явления в русской жизни обусловлены недостатком разумности и доброй воли царствующих самодержцев и части дворянства.

Классицизм получил теоретическое обоснование в поэме Буало «Поэтическое искусство» (1674г.).

Значение классицизма заключалось в гражданском пафосе, в проповеди общегосударственных идей, в просветительских тенденциях.

Выше всего в человеке классицизм ставил разумную способность подавлять личные чувства во имя долга перед гос-вом. Классицисты изображали не конкретного человека, а человека вообще. Классицизм гражданственен: важно общечеловеческое, а все остальное не нужно. Поэтика классицизма отличалась строгой нормативностью. Это сказалось в строгом разделении жанров и стилей. Классицисты изображали только возвышенное или низменное, добродетель или порок, смех или слезы и т. д. Поэтика классицизма требовала не только подчинения правилам, но и подражание образцам. Образцом являлось античное искусство. Отсюда же правило трех единств: места, времени и действия. Все действие пьесы должно происходить в одном месте, а все происходящее действие должно уложиться в сутки. Должна быть одна сюжетная линия, небольшое кол-во действующих лиц. Действие не должно быть загруженным. Действий в пьесе должно было быть строго 5.

Теоретиком русского классицизма был Сумароков (1718--1777). Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым две стихотворные эпистолы — «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых Сумароков выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о необходимости обогащать литературный язык за счет неустаревших церковнославянских слов и избегать слов иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. В «Эпистоле о стихотворстве» (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков, теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всех жанров, не отдавая предпочтения ни одному из них:

Все хвально: драма ли, эклога или ода —

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа...

Впоследствии эти эклоги были переработаны в один Манифест русского классицизма «Наставление хотящим быти писателями» в 1747г. Здесь он уделял большое внимание Античной лит-ре. Он очень любил Анакреонта.

Отличительные черты русского классицизма:

1) наиболее отчетливо выражен гражданский пафос

2) ярко выражена сатирико-обличительная тенденция, начало которой положил Кантемир

3) связь с истоками народного творчества

Сатирическая линия в литературе классицистов способствовала развитию реалистических тенденций. Это еще не реализм, но реалистические элементы, которые проявлялись в том, что отрицательные явления общественной жизни показываются не отвлеченно, а конкретно, как реальные факты.

5. Сатиры Кантемира. Белинский о Кантемире

Антиох Кантемир(1708—1744)—первый русский сатирик 18 в. Ранний предшественник Гоголя.

Родился в Константинополе умер в Париже, но похоронен в России, по собственному завещанию «без всякой церемонии ночью».

С детства воспитывался в глубоком уважении к личности Петра Великого. Отец был философом и политическим деятелем. Мать была из знатной византийской семьи. Склонность Кантемира к лит-ре обнаружилась рано. Он прекрасно знал иностранные языки, античную и зарубежную лит-ру. Был переводчиком и подражателем Горацио. В открывшейся в 1725г. Академии Наук в Петербурге Кантемир слушал лекции по математике и физике. Он дружил с Феофаном Прокоповичем и примкнул к созданной им «ученой дружине», где вместе со сподвижниками Петра Кантемир выступает против стремящихся в своих интересах ограничить власть императрицы Анны Иоановны.

Литературную деятельность начал с переложения псалмов. В 1726г. Антиох отдал в типографию «Симфонию на Псалтырь» ( указатель тематический), произведение было издано в 1727г. Затем стал писать любовные песни, но прославился сочинением сатир. Всего Антиохом было написано 9 сатир.

Первая сатира Кантемира «На хулящих учение. К уму своему» 1729г. «Сатира забавная слогом осмеивая злонравие, старается исправлять нравы человеческие»--пишет Кантемир. Сатира начинается с обращения к уму, дальше идут речи против противников просвещения. Сатира носила ярко выраженный антиклерикальный характер. Кантемир выступал защитником наук. В первой же сатире Кантемир пишет о трудности литературного пути и сетует на бедственное положение науки в настоящий момент: «Наука ободрана, в лоскутах обшита,/ Изо всех почти домов ругательством сбита;/ Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы,/ Как, страдавши на море, корабельной службы». Портреты противников просвещения из первой сатиры:

Ханжа Критон—первый хулитель наук. «С четками в руках» он «ворчит и вздыхает». Он осуждает тех, кто читает Библию, не слушает попов. Критон—типичный представитель невежественного и алчного духовенства.

Селиван—дворянин и невежда. Он также хулитель наук. Считает, что не должно дворянину наукой заниматься, в ней он не видит никакой материальной пользы, зачем «трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет».

Лука, Медор—противники наук. Лука—праздный гуляка, а Медор—фат и щеголь. «Не сменит на Сенеку он фут доброй пудры»--пишет Кантемир о Медоре.

Таким образом, Кантемир верил в идеи просвещенного абсолютизма и считал, что власть должна принадлежать монарху, а не сословию. Сатира—способ воспитать граждан.

Вторая сатира Кантемира—«На завист и годость дворян злонравных. Филарет и Евгений». В этой сатире впервые была высказана мысль о равенстве людей.

Написана в форме диалога между Филаретом (добродетелем) и Евгением (благородным). Последний перечисляет заслуги своих предков, считая, что они дают ему право на занимание главных должностей в гос-ве. Взгляды автора выражает Филарет, рассуждающий о природном равенстве людей: «Адам дворян не родил».

В этой сатире выступают идеальные образы гос. деятелей: он должен быть умным, проницательным, бескорыстным, «отцом невинного народа».

Так, родовой аристократ Кантемир отстаивал естественное равенство людей.

Во второй сатире он впервые обличает жестоких помещиков, что говорит о гуманизме писателя: «зверям лишь прилична жадность крови; плоть в слуге твоем однолична»--пишет Антиох.

Кантемир остался верен старой традиции и писал силлабические стихи, хотя реформа стихосложения уже имела место быть.

Кантемир писал не только сатиры, но и басни и стихотворения: «Письмо к стихам своим» --последнее происведение Антиоха.

«Не писать мне нельзя. Не могу стерпети» --пишет Кантемир о самом себе.

Судьба сатир Кантемира:

Впервые сатиры Кантемира были изданы в 1749 г. (т. е. После смерти сатирика) в Лондоне. На родине сатиры Кантемира были известны в рукописях, а издавались они лишь в 1762г.

Белинский о Антиохе Кантемире (статья Белинского 1845г.):

Белинский высоко ценил творчество Кантемира. «Кантемир в своих стихах—публицист» --отмечает Белинский, имея в виду резкую оппозиционность сатир Кантемира. Также Белинский писал: «в стихах Кантемира говорится о том, что у всех было перед глазами, и говорится не только русским языком, но и русским умом». «Несмотря на подражание латинским сатирикам и Буало, он умел остаться оригинальным, потому что был верен натуре и писал с нее»--Белинский о самобытности сатир Антиоха. Критику принадлежат слова «развернуть изредка старика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное блаженство».

 

6. Историко-литературное значение творчества Тредиаковского

Василий Кириллович Тредиаковский(1703—1769) родился в Астрахани. Сын приходского священника. В 20 лет переезжает в Москву, где 2 года учится в Славяно-греко-латинской Академии, затем неудовлетворенный образованием отправляется в Гаагу, затем в Париж в Сарбонну. В Сарбоне он учится 3 года, становится крупным ученым-филологом, в 1730г. возвращается в Россию с тем, чтобы послужить просвещению Родины. Приезжает на родину атеистом, с восторгом читавшим сатиры Кантемира, называвшим церковников «тартюфами» и «сволочью». Выступает убежденным сторонником просвещенного абсолютизма, защищавшим деяния Петра. Петр 1 скажет о нем: «Вечный труженик, но никогда мастером не будет».

В 1732г. Тредиаковский становится штатным переводчиком при Академии наук, затем секретарем. Он был первым из россиян, получивший звание профессора красноречия по русскому и латинскому языках.

В 1732г Василий становится придворным поэтом Анны Иоановны, но к нему плохо относились даже применяли физическую силу.

С середины 1740-ых годов же время началась полемика Тредиаковского с Ломоносовым и Сумароковым, но Ломоносов опережает его и затмевает Тредиаковского-поэта.

Свою лит. Деятельность он начал с написания галантно-любовных песенок, писал их по-французски, но с русскими заглавиями: «Басенка о непостоянстве девушек». Он подражал легкой французской поэзии 18 в.

Вернувшись в 1730г. В Россию Василий издает перевод романа французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров Любви»--первый в России галантный роман с приложением «Стихов на разные случаи». Это бьло его первым выступлением в печати и первым в России сборником светских стихов. Написан роман отчасти прозою, отчасти стихами. Рассказывается о любовных приключениях героя, ухаживающего за красавицей. Тирсис попадает на остров Любви, где им завладевают «купидончики». Он добивается любви Аминты, и автор передает все душевное состояние Тириса: надежду, отчаяние, ревность. Застав свою возлюбленную в объятиях другого он пребывает в отчаянии, но вскоре утешается, влюбившись в двух красавиц. И он вскоре узнает, что можно любить нескольких сразу, не привязываясь. И Тирсис успокаивается не ощущая какого-либо беспокойства. Роман имел большой успех, но духовенство было против него.

В предисловии к роману он писал, что отказывается от славянского языка в пользу простому русскому. Он предлагает освободиться от славянизмов.

Тредиаковский реформировал русское стихосложение. В 1735г появилась его книга «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Здесь он впервые указал на тонический принцип как наиболее соответствующий природным свойствам русского языкаю. В основе этой системы лежит принцип равномерного распределения ударений, принцип «тонической» стопы(важно уже не количество, а ударения). Стихи напоминают музыку в тоническом стихосложении. Реформа была тесно связана с русским фольклором. Также, Тредиаковский считал, что рифма должна быть женская. Он отдавал предпочтение хорею.

Тредиаковскому принадлежит первое написание торжественной похвальной оды «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734). Слово «ода» было употреблено Тредиаковским впервые. Он написал ее сначала силлабическими стихами, затем ода была переработана. Он впервые дает жанровое определение оды в труде «Рассуждение об оде вообще».

К лучшим стихам Тредиаковского стоит отнести патриотическое «Стихи похвальные России» (было приложено к роману «Езда в остров Любви»), но написана она ямбом и силлабическим стихом в 1752г.

Гражданственностью проникнуто стихотворение «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санктпетербургу» (1752): «Приятный брег! Любезная страна!...», написано ямбом.

К числу значительных стихотворений Василия Тредиаковского принадлежит «Эпистола от российской поэзии к Апполону» (1735). Здесь он стретится ввести русскую поэзию в среду европейской лит-ры, обращаясь к Апполону с просьбой посетитьРоссию и распространить на ней свет поэзии.

Творчество Тредиаковского разнообразно: он пишет эпистолы, эпиграммы, оды, он занимается переводами. Тридцать лет он отдал переводу многотомной истории Греции и Рима.

«Телемахида»:

В 1766г. появляется политико-нравоучительная эпопея Тредиаковского «Телемахида». «Телемахида»--это перевод стихами прозаического романа Фенелона «Похождения Телемака» (1699г.) Написана поэма гекзаметром. Именно Тредиаковский, воспользовавшись гекзаметром, подготовит почву для перевода Гнедича («Илиада) и Жуковского («Одиссея»).

Жанр-- «ироническая пиима». Он хотел создать русскую эпическую поэму.

Герой поэмы—Телемак, странствуя в поисках отца, изучает нравы и порядки разных народов. В его лице автор изображает идеального героя. Телемак, обращаясь к Метору, своему учителю, спрашивает его, в чем состоит «царская державность» и Ментор говорит, что он достоин «царить» только тогда, когда он заботится о «добре всенародном».

Безусловно, Тредиаковский намекал в «Телемахиде» на современное ему деспотическое правление Екатерины. И ярко выраженную политеческую направленность заметила Екатерина и представила автора смешным и бездарным на страницах журнала «Всякая всячина», предлагая читать «Телемахиду» как средство от бессонницы.

Историко-литературное значение Тредиаковского неоспаримо. Будучи мало даровит как поэт,он является крупнейшим филологом своего времени, автором многих переводов.

Таким образом, определяя историко-литературное значение творческой деятельности Тедиаковского, Белинский писал: «Тредиаковский никогда не будет забыт, потому что родился вовремя». Пушкин очень ценил Тредиаковского и говорил, что ему было больше известно о стихосложении, чем Ломоносову и Сумарокову.

 

7. Реформа русского стиха. Тредиаковский и Ломоносов

С 1740-ых годов началась полемика Тредиаковского с Ломоносовым о направлении, в котором должна развиваться русская поэзия, о характере стихотворного языка, но и итоге поэтический талант Ломоносова затмит Тредиаковского-поэта.

Силлабическое стихосложение, возникшее в условиях схоластической церковной культуры, не соответствовало новому светскому содержанию русской лит-ры. Это впервые понял Тредиаковский, обративший внимание на русскую народную поэзию

Тредиаковский первый поставил вопрос о необходимости введения тонического принципа и дал Ломоносову материал для полемики.

В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) лежит принцип равномерного распределения ударений, принцип «тонической» стопы.

Старый русский силлабический стих имел одно постоянное ударение, а Тредиаковский строит свою систему на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Работа Тредиаковского направлена в будущее, т. к. этим способом мы пользуемся до сих пор.

Тредиаковский считал, что рифма должна быть женской, а Ломоносов считал, что неправильно пользоваться только женской; Ломоносов не отвергал смешения женских и мужских рифм (т. е. марьяш).

Тредиаковский свой «тонический» принцип применял только к длинным 13-и 11-сложным стихам, Ломоносов отстаивает закономерность употребления не только двусложных (как было у Тредиаковского), но и трехсложных стоп.

Ломоносов отдавал предпочтение ямб у, а Тредиаковский хорею.

Тредиаковский отвергает церковнославянизмы, а Ломоносов нет.

В 1739г. Появляется трактак Ломоносова «О правилах российского стихотворства», снявший все ограничения с силлабо-тонической системы стихосложения. Тредиаковский вынужден был согласится с теоретическими обоснованиями Ломоносова и во втором издании своего «Нового и краткого способа» (1752г.) он принял все замечания Ломоносова.

Важно(!):

Ломоносов— реформа русского литературного языка

Тредиаковский— реформа стихосложения

 

8. Ломоносов. Тематика и художественные особенности од М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов(1711—1765) --крупнейший поэт первой половины 18в., выдающийся ученый.

Считается, что Ломоносов родился в очень бедной семье, однако его отец был состоятельный человек, имел суда. Его жажда знаний привела 19-и летнего отрока в декабре 1730г. В Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, однако образованием в академии он не был доволен, в Могилянской академии тоже.

В числе лучших учеников он был отправлен в Петербургскую академию наук, а оттуда в 1736г. в Германию, в Марбургский университет для изучения горного дела.

Ломоносов вернулся в Россию в сентябре 1741г. И был зачислен в штат Академии наук сначала младшим научным сотрудником, а затем с 1745г.--профессором.

За 23 года работы в Академии Ломоносов смог создать основы отечественной науки. Вся его деятельность была направлена на развитие просвещения, на то, чтобы защитить труд Петра Великого.

С оды Ломоносова «На взятие Хотина» (1739г.) Белинский начинает новую русскую литературу, ибо именно в этой оде героико-патриотическое содержание нашло адекватную художественную форму. Ломоносов ликвидировал разрыв между содержанием и формой. Белинский считал, что с 1739г. начинается русская лит-ра.

Поэзия Ломоносова величественная, торжественная. Он слагал оды четырехстопным ямбом.

За всю жизнь написал порядка 20 од.

Ломоносов-поэт, требуя от своих читателей уважения к крестьянскому сословию не уставал воспевать в одах ратный и трудолюбивый подвиг солдата и земледельца.

Ломоносов— сторонник героической тематики в поэзии: «Хоть нежности сердечной  / В любви я не лишен,/ Героев славой вечной/ Я больше восхищен».

Тема родины была центральной в одах Ломоносова. Он не устает славить величие России, обширность ее территории, обилие ее природных богатств. Так, в оде 1748г. Создан грандиозный образ России: «Она, коснувшись облаков, / Конца не зрит своей державы, / Гремящей насыщена славы./ Покоится среди лугов, /В полях исполненных плодами, /Где Волга, Днепр, Нева и Дон...»

Он воспевает обилие природных богатств в «Оде на прибытие из Голштинии Петра Федоровича» (1742г.): «Млеком и медом напоенны, /Тучнеют влажны берега, /И, ясным солнцем освещенны,/ Смеются злачные луга».

Уже в первой «Оде на взятие Хотина» (1739г.) Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал в труде русский народ. С этой же своеобразной формулой мы встречаемся и в оде «Первые трофеи...»(1741г.), где победителем над шведами также становится русский народ.

Ломоносов в одах также призывает к служению науке, к получению образования, т. е. тема просвещения, как во время Петра Великого: «Везде исследуйте всечасно,/ Что есть велико и прекрасно,/ Чего еще не видел свет;/ Трудами веки удивите...» или в оде 1747г.: «Науки юношей питают,/ Отраду старым подают, /В счастливой жизни украшают, /В несчастный случай берегут...».

В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте России. Примером для подражания Ломоносов избрал Петра Великого, как царя-реформатора. В одной из своих од он объявил Петра «богом России» («Он Бог, он Бог твой был, Россия»). В неоконченной героической поэме «Петр Великий» Ломоносов хотел прославить деятельность Петра, т. к. он отстаивал идеи просвещенного абсолютизма.

Елизавете Петровне (дочери Петра) Ломоносов посвящает «Оду на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» (1747г.).

Ломоносов не мог оставить жанр хвалебной оды. Так, в оде 1762г., посвященной Екатерине 2, Ломоносов воспевают императрицу.

Ломоносов пишет оды и на тему мира, т. е. призывает человечество заканчивать войны и установить прочный мир («возлюбленная тишина»--пишет во многих одах Михаил Васильевич).

Оды Ломоносова издавались большими по тому времени тиражами (от 200 до 2000 экземпляров). Злободневные по содержанию, ставившие вопросы общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были дойти до народа.

Можно добавить:

В произведении «Разговор с Анакреоном» (1771г.) Ломоносов определяет направление своего творчества. Предмет его поэзии—героические дела. «Он бул чужд в стихах чувствительности» скажет о Ломоносове Радищев.

 

9. Научная поэзия Ломоносова

У Ломоносова были оды и с философским взглядом: «Ода, выбранная из Иова» и два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божиим величестве при случае великого северного сияния». Основной мотив— прославление мироздания. Отражают особенность поэтического мышления Ломоносова. Ломоносов смотрит на вселенную не с точки зрения того или другого мифа, а с точки зрения современного ему естествознания, так хорошо ему знакомого. В этих одах выражется вера в науку.

Человек, стоящий перед лицом величественной природы, еще не постиг всех ее тайн, всех законов, но поэт не сомневается, что человек должен познать природу, раскрыть «закон натуры». В «Утреннем размышлении» Ломоносов описывает теорию строения солнца, океана, предвосхищает те научные представления, которые сложились к концу 19в.: «Там огненны валы стремятся/ И не находят берегов;/ Там вихри пламенны крутятся,/ Борющись множество веков; /Там камни, как вода, кипят, /Горящи там дожди шумят». В «Вечернем размышлении» глубоко поэтично передано восхищение человека, потрясенного грандиозностью мира: «Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна».

Стоит добавить:

Поэзия и наука органически сливаются в замечательном стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе Стекла» (1752г.)-- научно дидактическое послание, написана Шувалову. Ломоносов объясняет свой интерес к стеклу. Нарисовав картину рождения стекла, разъяснив пользу стекла в быту и научном употреблении, он логически переходит к другим темам: о человеческом разуме, дерзающем познать природу и подчинить ее себе, о борьбе разума и невежества, о науке, о золоте, которое принесло людям несчатье. В этом произведении сочетались научные интересы с опытом деятельного практика.

Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в оде 1750г., которая начинается словами «Какую радость ощущаю..». Он обращается к молодым ученым с призывом исследовать то, что еще никем не исследовано и не открыто. Он мечтает о техническом прогрессе. Пишет о развитии механики, о возникновении каналов, которые соединяют моря, о развитии метеорологии. Он обращается к химии, астрономии, географии. Все науки должны прославить отечество.

 

10. Учение Ломоносова о трех штилях. Значение его теории

В 1740г. появляется первый труд Ломоносова «Риторика». Она имела практическую цель: Ломоносов осуждал авторов, которые напыщенно изъясняются, он призывал читателей правильно говорить. По сути, это книга по теории литературы, руководство к красноречию.

В 1757г. Появляется второй труд Ломоносова «Грамматика» --учебник-пособие. Это первая книга, написанная русским человеком о грамматике русского языка, т. к. до Ломоносова вышла в свет «Грамматика» немецкого автора и грамматику в основном писали немцы. Михаил васильевич осуждал автора за незнание норм русского языка.

В 1757г. Ломоносов написал трактат «О пользе книг церковных в российском языке». Здесь излагается теория трех штилей. Это итоговый труд, посвященный русскому литературному языку. Он выделил три группы слов:

1) слова общие, употребляемые у древних славян (Бог, Богородица, слава, рука, почитаю и т. п.)

2) церковно-славянские слова (Господень, отверзаю, взываю, повелеть, т. е. Малоупотребительные)

3) русские слова (т. е. относящиеся к живому русскому языку, понятные всем: говорю, пока, ручей)

Штили:

высокий

средний (посредственный)

низкий

Употребление:

Высокий—церковнославянские и общие слова

Средний—общие слова и русские слова

Низкий—русские слова (избегает церковнославянских слов)

Ломоносов связал стили с жанрами:

Высоким стилем стоит писать героические поэмы, оды, трагедии

Средним стилем можно писать сатиры, эклоги, элегии, научные сочинения

Низким стилем следует писать комедии, письма, эпиграммы, песни

Известно, что теория трех стилей не была придумана Ломоносовым, о ней говорилось еще в античных поэтиках и старых славянских риториках и поэтиках 12 и 13 вв. Ломоносов воспользовался этой теорией в целях удобств для разграничения основных стилистических контекстов.

 

11. Роль Ломоносова в развитии журналистики

Ломоносов понимал какую большую роль в распространении и пропаганде научных знаний, в развитии русской культуры играет журналистика. Вскоре после смерти Петра 1 в июле 1727г. первая русская газета «Ведомости» перестала существовать. Ей на смену пришло издание «Санкт-Петербургских ведомостей» при Академии наук. Первым редактором газеты был Г. Миллер, немец. Газета выходила регулярно, 2 раза в неделю. Вскоре «Санкт-Петербургские ведомости» становятся первым русским научно-популярным журналом. В этом журнале в 1741г. по возвращении из-за границы сотрудничает Ломоносов как переводчик и автор. Здесь были опубликованы три оды Ломоносова.

Благодаря инициативе Ломоносова в январе 1755г. Стал издаваться при Академии наук первый крупный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Журнал выходил 2000-м тиражом (12 раз в год). В этом журнале печатались многие крупные русские писатели и ученые: Тредиаковский, Сумароков, Рычков.

Среди литературных работ, печатавшихся в журнале, следует назвать опубликованные в 1755г. Статью Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» и две статьи анонимные: «О качествах стихотворца рассуждение» и «Рассуждение о начале стихотворства». Статьи отразили литературную полемику того времени.

Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Ломоносов излагает свои 7 правил, обращенных к журналистам:

1) журналист должен взвесить свои силы, способен ли он «уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным»

2) «чтобы быть в состоянии произвести приговор искренний и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения...»

3) журналист должен уметь аргументировать свои возражения, «он должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтоб быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретиться надобность»

4) «журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истины самые важные»

5) «особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их!»

6) Ломоносов пишет, что одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не должен считать «что непонятное и необъяснимое для него, таково же и для автора...»

7) седьмое правило говорит о том, что журналист «никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений».

Ломоносов фактически дал четкое определение истинного, серьезного и нравственного журналиста.

 

12. Сумароков. Трагедии. Их политическая направленность и воспитательное значение

Александр Петрович Сумароков (1718—1777)-- теоретик русского классицизма. Был первым писателем-дворянином, для которого литература стала основным делом жизни.

Родился в аристократической, но обедневшей к тому времени семье. Получив первоначальное домашнее образование, Сумароков в 1732г., поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, открытый только для дворян. Сумароков получил прекрасное образование и приобщился к литературе и театру. Преподавались такие науки, как история, география, юридические науки, языки, фехтование. Корпус—очаг новой дворянской культуры.

В 1759г. учащимися и офицерами корпуса было предпринято издавать журнал «Праздное время, в пользу употребленное», в котором сотрудничал и Сумароков.

Кстати, именно в Шляхетном корпусе была сыграна первая русская трагедия, написанная Сумароковым.

Сумароков мечтал воспитать дворянское общество с помощью литературы. Он становится идеологом дворянства. Сумароков вместе с тем выступал против излишней жестокости помещиков-крепостников, но он считал, что именно воспитание и образование делают дворян «первыми членами общества», «сынами общества». В сатире «О благородстве» Сумароков писал про то самое отличие дворян от «мужиков».

Будучи монархистом, сторонником просвещенного абсолютизма, Сумароков резко выступал против монархов, которые не выполняют своих обязанностей. Так, он становится в оппозицию к правительству.

Жизнь Сумарокова, внешне полная успеха и признания, сложилась чрезвычайно трудно. Не видя среди дворян достойных представителей своего класса, он неустанно обличает жестоких, непросвещенных дворян, столь далеких от созданного им идеала. Он высмеивает их в баснях и сатирах, обличает взяточничество и беззаконие, чиновников, фаворитизм при дворе, а дворянское общество мстило ему, издеваясь над ним.

С именем Сумарокова связано возникновение постоянного «Русского, для представлений трагедий и комедий, театра», первым директором которого в 1756г. Елизавета назначила Сумарокова. Он видел в театре возможность осуществления воспитательной роли по отношению к дворянству. К моменту открытия театра—Сумароков автор пяти трагедий и трех комедий. Современники по праву называли его «основателем российского театра». Пять лет стоял он у руководства театром, работа в котором была необычайно трудной: не было постоянного помещения, не хватало денег на постановки, актеры и директор месяцами не получали жалования. В итоге, в 1761г. ему пришлось уйти из театра.

Последний период жизни особенно тяжел для Сумарокова. Он переезжает в Москву, продолжает много писать. В конце царствования Елизаветы Петровны от примкнул к дворянской оппозиции, поддавшейся либеральным декларациям Екатерины. Переворот 1762г., приведший на престол Екатерину 2, не осуществил политических надежд Сумарокова. Он становится в оппозицию к царице и создает политически острые трагедии: «Дмитрий Самозванец», «Мстислав».

Стоит отметить, что Сумароков известен также как родоначальник силлабо-тонического стихотворства, он полемизировал с Ломоносовым.

Если Тредиаковский открыл, что российское стихотворство должно быть тоническим, а Ломоносов произвел истинную реформу, то Сумароков дал образцы почти всех видов тонического стиха.

11октября 1777г. после недолгой болезни Сумароков скончался. Его «схоронили на свой счет актеры московского театра».

Здесь же стоит добавить:

Сумароков выступал как теоретик классицизма. Он начал с написания од (первые две посвящены Анне Иоановне, 1740г.). Он подражал Тредиаковскому. Также Сумароков писал эпистолы.

В 1748г. Вышли в свет две стихотворные эпистолы-- «О русском языке» и «О стихотворстве» (в этих эпистолах Сумароков выступал как теоретик классицизма). Он пишет о том, что следует избегать иностранных слов и в этом его поддерживает Ломоносов. В «Эпистоле о стихотворстве» (1747г.) Сумароков теоретически обосновывает жанры классицизма и утверждает их равноправие, не отдавая предпочтения ни одному из них: «Все хвально:драма ли, эклога или ода--/Слагай, к чему тебя влечет твоя природа...». Ломоносов же, напротив, четко делит жанры и стили.

Впоследствии обе эти эпистолы были переработаны в одну оду «Наставление хотящим быти писателями» (1774г).

Сумароков не отрицает своей зависимости от классициста Франции Буало.

Трагедии Сумарокова:

Проявляются политические взгляды писателя. Он жаждет вернуть «золотые веки», считая, что нужно устранить беззаконие в абсолютско-дворянской монархии. Трагедии носят воспитательный характер. Его трагедии показывают каким должен быть истинный просвещенный монарх. Он стоит в оппозиции Елизавете Петровне, однако он пропагандировал просвещенный абсолютизм, но вместе с тем и разоблачал деспотизм правления монархов.

Всего Сумароков написал 9 трагедий. Прежде всего в монологах раскрываются персонажи трагедий Сумарокова. Трагедия резко отличалась от смешного, т. е. от комедий, которые нарушали патетичность прозведений трагичных. В его трагедиях соблюдается правило трех единств, что придавало трагедиям правдоподобность.

Можно добавить:

Трагедия «Синав и Трувор» (1750г.). В центре—князь Синав, его юный брат Трувор, боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. Основной конфликт—конфликт чувства и долга, добродетельный монарх, на минуту забывший о долге, неизменно становится тираном. Монарх Синав любит Ильмену, соперник его Трувор, любимый Ильменой. Исторических лиц и мест нет. Лица трагедии—это выразители идей автора о превосходстве долга над страстью, государственных интересов над личными. Исполнитель долга в трагедии—это Гостомысл, обещавший отдать в жены Ильмену Синаву в награду за спасение Новгорода. Видя страдания Ильмены, он остается непреклонным. Развито чувство долга и у Ильмены.

Синав же, узнав о любви Ильмены и Трувора становится ревнивцем. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора.Осознав свое «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но воины вырывают меч из его рук.

 

13. Трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец»

«Дмитрий Самозванец» (1771г.)- -трагедия с острым социально-политическим звучанием.

В центре трагедии —монарх, который не умеет управлять своими страстями и становится тираном по отношению к подданным. В развитии сюжета основное место отводится выступление против монарха-тирана. Так, Сумароков разделяет своих героев на положительных и отрицательных, добродетельных и злодеев, которые раскрываются читателю прежде всего в монологах.

В трагедии «Дмитрий Самозванец» Сумароков заговорил о «злодеяниях» на троне. В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. И хотя, Сумароков имеет в виду только дворцовый переворот, а понятие «народ», «общество», «сыны отечества»--это дворяне.

Сюжет основывается на историческом прошлом России. В начале XVII в. на Руси под именем царевича Димитрия выступало несколько самозванцев. В трагедии выведен

Лжедимитрий I. Согласно данным современной исторической науки, Лжедимитрий I

был галичский дворянин Юрий Отрепьев, бывший чернецом Чудова монастыря. В

1602 г. бежал в Польшу, где выдал себя за сына Ивана Грозного. В 1605 г. при

помощи ряда польских магнатов и скрытом покровительстве короля Сигизмунда

после смерти Бориса Годунова захватил русский престол. Был убит 17 мая 1606г. в результате заговора бояр, поддержанного выступлениями жителей Москвы.

Во главе боярского заговора стоял князь Василий Шуйский.

Сумароков изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения—дочь Шуйского и невеста князя Галицкого Георгия.

Дмитрий Самозванец нарисован только черной краской и уже в начале трагедии ощущается неизбежность кары, которая должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости, подвержен страстям: «Российский я народ с престола презираю»--говорит монарх.

Дмитрий открывает в первой сцене Пармену свой замысел отравить жену и жениться на Ксении, дочери Шуйского.

Дмитрий не признает никакой морали, считая царскую власть выше всего: «Перед царем должна быть истина бессловна».

Сумароков осуждает Дмитрия даже не самозванство, а за безразличие к народу.

Устами Пармена высказывает Сумароков свой взгляд на монархическое правление, заявляя, что не «порода» и не наследственные права являются основным в монархе, а его личные достоинства.

Тем самым, происходит восстание народа и трагедия—это своего рода предостережение монархам, которые злоупотребляют своей властью (как Екатерина 2).

Воплощением гражданской добродетели являются —наперсник Пармен, князь Галицкий Георгий и Ксения. Они произносят патетические речи, говоря о том каким должен быть монарх.

Разрешение конфликта предопределено порочностью Димитрия и добродетелью противостоящих ему. Царя, объявившего себя богом для своих подданных, терзает страх. Он ощущает его с первых и до последних минут действия. Ночь перед смертью Самозванец проводит в кошмарных снах. Когда же начинается восстание народа против деспота, Димитрий пронзает себя кинжалом и, по ремарке Сумарокова, «издыхает».

Пьеса имела огромный успеху зрителей. Впервые была представлена 1 февраля 1771г. на сцене придворного театра в Санкт-Петербурге. Роль Самозванца исполнял И. А. Дмитревский, роль

Шуйского - Г. Г. Волков, роль Ксении - Т. М. Троепольская.

 

14. Комедии Сумарокова («Опекун», «Рогоносец по воображению»)

Комедии Сумарокова не велики по объему (от одного до трех действий), написаны прозой, в них часто отсутствует фабула, комедиям свойственен фарсовый комизм. Всего Сумароков написал 12 комедий. Первые комедии он пишет в 1750гг, следующие комедии появляются в 60-ые годы и в 1772г.

Сумароков писал о том, что комедия должна быть отделена от трагедии с одной стороны и от фарсовых игрищ —с другой, однако Сумароков обращался к практике народного театра.

«Опекун» (написана в 1760-ых годах)

в «Опекуне» центральный персонаж Чужехват представлен человеком, прожившим долгую жизнь. По-видимому, склонность к лицемерию, стяжательству, криминалу заложена в нем чуть ли не от Бога. Но если в начале жизненного пути порочные черты натуры Чужехват умело скрывает под маской благоприличия, то позднее, сколотив нечестными уловками значительное состояние, он пускается во все тяжкие, вплоть до уголовного преступления. Все, что ни делает Чужехват, направлено на увеличение богатства, на удовлетворение его низменных страстей. Именно это заставило его предпринять попытку отделаться от одного из братьев — близнецов.

 

Личность Чужехвата раскрывается через его собственные реплики, а также через реплики других персонажей, через различные сюжетные ходы.

Обращает на себя внимание отношеиие Чужехвата к религии. Дня него Бог кажется чем-то вроде ширмы, помогающей прикрыть Чужехватовы грехи. Он вообще готов отказаться от Господа, лишь бы сохранить свое благополучие, лишь бы не расплачиваться за свои npeгрешения

В центре внимания— образ ханжи, скупца дворянина Чужехвата, обдирающего сирот, которые попали под его опеку. В комедии «Опекун» Сумароков носителя не одного какого-то порока, а рисует сложный характер. Перед нами не только скупец, не знающий ни совести, ни жалости, но и ханжа, невежда, развратник. Сумароков создает обобщенно-условный сатирический образ русского порочного дворянина. Раскрытию характера способствует речевая характеристика героев и бытовые детали. Речь Чужехвата насыщена пословицами и поговорками: «пуста мошна, пуста и голова», «какая честь, коли нечего есть», «что взято, то свято». В ханжеском своем раскаянии Чужехват обращается к Богу, употребляя церковнославянизмы: «вопию к тебе: помни мя, господи, во царствии твоем». Также Чужехват говорит, что незачем исповедоваться, перед смертью быстро сможешь исповедоваться и Бог простит все твои грехи да и впустит в царствие свое.

Что касается положительных персонажей, то они лишены жизненности, они часто выступают в роли свидетелей, дающих лишь моральную оценку происходящему, но ничего не делающими. Таков Валерий в комедии «Опекун».

Конец 60-ых—70-е годы характеризуются ростом оппозиционных настроений по отношению к просвещенному абсолютизму в среде передового дворянства и разночинной интеллигенции. Это было время, когда русская просветительная мысль обратилась к крестьянскому вопросу. Внимание к быту, стремление к более сложному психологическому раскрытию героев в определенных социальных кругах было характерно для драматургов второй половины 18 века. В это время Фонвизин пишет первую бытовую комедию «Бригадир», а вслед за ним Сумароков пишет свою пьесу «Рогоносец по воображению», которая в свою очередь предвосхитила появление «Недоросля» Фонвизина. Таким образом, Фонвизин раньше Сумарокова создал бытовую комедию.

«Рогоносец по воображению» (1772г.)

В центре внимания провинциальные небогатые помещики—Викула и Хавронья. К ним приезжает граф Касандр, оказавший Хавронье услугу в Москве. Викул приревновал свою 60-летнюю жену к графу и «разбил бабу не дай не вынеси за что». Однако вскоре выясняется, что граф Касандр хочет женится на Флоризе, живущей в доме Хавроньи и Викулы, таким образом подозрения Викулы в неверности жены рассеиваются.

В этот незамысловатый сюжет Сумароков сумел вложить живые красочные картины быта невежественных помещиков. С большим мастерством Сумароков воспроизводит язык главных героев --грубоватый, просторечный.

Так, в моменты затишья Викул называет Хавронью «алмазным камешком», а она его «сильным могучим богатырем», но во время частых ссор Хавронья именуется «навозной кучей», «дурищей», а Викул «дурачищей».

Много пословиц и поговорок встречается в комедии: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Кто старое помянет—тому глаз вон» и т. д.

«Рогоносец по воображению»--вершина комедийного творчества Сумарокова.

 

15. Сатира Сумарокова («О благородстве», «Хор ко превратному свету»)

Сатирико-обличительная направленность творчества Сумарокова наиболее ярко проявилась в таких сатирических жанрах, как стихотворные сатиры, сатирические хоры, басни, притчи.

Сумароков охотно писал басни (притчи, как их называли в то время) всю жизнь. Написал примерно 400 басен. Басни посвящены невежеству («Спорщица», «Шалунья»), взяточничеству.

Именно Сумарокова следует считать родоначальником стихотворного басенного жанра, ставшего одним из популярнейших в 18в., что несомненно во многом подготовило басенное творчество И.А. Крылова.

Наибольшим достижением сатирического творчества Сумарокова следует признать его «Хор ко превратному свету». Почти все социальные язвы современной Сумарокову русской действительности подверглись обличению в этом хоре.

Синица, прилетевшая «из-за полночного моря, из-за холодного океана», рассказывает, какие существуют порядки в заморской стране. И все, что об этом узнает читатель, оказывается полнейшим контрастом положения дел в России: «Со крестьян там кожи не сдирают,/ Деревень на карты там не ставят,/ За морем людьми не торгуют.../Луше работящий крестьянин,/Нежели господин тунеядец. Так обличается злоупотребление крепостным правом в России. Люди за морем преисполнены чувства гражданского долга: «Все люди за морем трудятся,/ Все там отечеству служат», там «только в презреньи те невежи». Чиновники там честные («откупы за морем не в моде»). Наука там—лучшее достоинство. Учатся там и «девки». Плохих стихов поэты не пишут.

 Обличительный пафос, свойственный произведениям Сумарокова, наполняет и его сатиры, написа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: