Составление плана и определение ключевых слов

Конспект урока по русскому языку в 7б классе за 17.04.2020

Тема урока: Написание сжатого изложения.

                                           Ход урока

Целеполагание

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты рассказа «Когда-то давно и не очень», с которым мы будем работать. Что же такое сжатое изложение?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Юрий Дмитриев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

  Учащиеся. Дмитриев (Эдельман) Юрий Дмитриевич (1926-1989) – писатель-натуралист. По образованию филолог. Литературное творчество Дмитриев посвятил охране окружающей природы, воспитанию научного и гуманного отношения к животным. Многие ребята знают его книги «Зеленый патруль», «Обыкновенные чудеса», «Большая книга леса», «Человек и животные».

Учитель. Хочу добавить, что Юрий Дмитриев обладает редким даром – не только видеть и чувствовать красоту и необычность окружающего мира, но и уметь донести и красоту, и необычность до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждая пчелка, каждая белочка  рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, удивительную страну.

Прочитайте выразительно текст.

Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери – могучие и многочисленные. А он – слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина – таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун. И сразу исчезла тишина – гусь закричал. Сразу стало светло – гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли – людей и животных.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей – дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение!  Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители – змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом. Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст?

Учащиеся. Этот текст об отношениях человека и животных в глубокой древности, о том, как когда-то слабый, не знающий, как объяснить происходящее вокруг человек пытался найти ответы у братьев наших меньших.

Учитель. Какова основная мысль этого текста?

Учащиеся. Люди и животные равноправны на этой земле – вот основная мысль текста; автор убеждает нас в том, что на заре человеческой цивилизации люди признавали превосходство животных и даже поклонялись им.

Учитель. Как бы вы озаглавили прочитанный текст? Тему или идею вы отразите в заголовке?

Учащиеся. Как появились первые священные животные. Человек и животные -родственники. Как животные «создали» Землю.

Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

Учащиеся. Главное – показать, с каким уважением первобытные люди относились к животным, как окружали их легендами, наделяли необыкновенными качествами. Второстепенное, наверно, заключается в деталях рассказа о том, какими были представления древних людей о мире.

Учитель. Укажите в тексте примеры, которые позволяют автору убедить читателя в первоначальном родстве человека и животных.

Учащиеся. По мнению древних людей, животные и птицы создали землю и были прародителями людей.

Учитель. Как, по-вашему мнению, автор относится к животным?

Учащиеся. Вероятно, так же, как и древние люди- с почитанием и поклонением, помня о родстве человека и животных.

Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

1. «Животных первобытный человек окружал легендами».

2. «Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».

3. «Мир создали мамонт и фантастический змей».

4. «Много добрых дел совершила ласка».

5. «Прародители были животными».

6. «Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)

 

 

№ п/п План Ключевые слова
1. «Животных первобытный человек окружал легендами».   Слабый и незащищенный первобытный человек, многочисленные дикие звери, окружал легендами, наделял необыкновенными качествами.
2.     «Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг». Бескрайняя водная гладь, в первоначальном виде, обитатели земли.
3. «Мир создали мамонт и фантастический змей».   Среди водного пространства, хоботом и бивнями доставать со дна землю; ползал по островку, разравнивая землю.
4. «Много добрых дел совершила ласка». Была покрыта глубоким снегом, прогрызла небесный свод, рассердились и убили.
5. «Прародители были животными».   Упорядочили день и ночь, выдумали себе прародителей.
6. «Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».   Были священны для племен, на них запрещалось охотиться, представление о родстве людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: