У дошкольников как основа патриотического воспитания

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Авторы делятся опытом приобщения детей дошкольного возраста к истории, традициям и культуре российского народа, воспитания основ патриотизма через формирование представлений о Родине.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

 

Настоящее и будущее нашего общества определяются духовно-нравственным здоровьем россиян, сохранением и развитием его культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «В настоящее время Россия переживает один из сложнейших исторических периодов, и самая большая опасность заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, – отмечает Ф. Г. Сафиуллина. – Молодое поколение отличается эмоциональной, волевой и духовной незрелостью» [5].

Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности [2] обозначила масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом. По ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.

«В числе важных проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу страны. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья общества. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме, – подчеркивает В. И. Андреев. – Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна [4].

О том же говорят Г. В. Акопов, Е. Л. Чернышова: «Важнейшие проблемы молодого поколения связаны с духовно-нравственной сферой жизни: отсутствие мировоззренческих основ и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение преемственности поколений, размывание ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания» [5].

Условия, в которых мы живем, В. И. Слободчиков [5] обозначает как «мировоззренческую катастрофу», поскольку кардинально меняются духовно-психологический климат общества и содержание внутренней жизни современного человека. Общество стоит перед выбором: либо начнется духовно-нравственное возрождение, либо произойдет гуманитарная катастрофа. «В настоящее время речь должна идти о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития «собственно человеческого в человеке», обретения человеком образа человеческого, его родовых способностей, позволяющих ему быть человеком и отстаивать собственную человечность. Быть не только материалом и ресурсом социального производства, не только предметом политических манипуляций, но, прежде всего – быть подлинным субъектом культуры и исторического действия» [5].

В этой связи воспитание дошкольников в духе патриотизма является актуальным. В возрасте до семи лет в процессе социализации происходит первоначальное становление личности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре. Процесс духовно-нравственного развития характеризуется эволюцией ценностно-смысловой сферы личности, формированием способности человека сознательно выстраивать отношение к себе и к окружающему миру на основе моральных норм и нравственных идеалов.

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [7] в качестве приоритетной задачи в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

В частности патриотическое воспитание, согласно Стратегии предусматривает: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

Существует множество подходов к исследованию патриотизма, однако все авторы сходятся в том, что его основным объектом является Родина. На протяжении жизни в сознании человека складывается определенная знаково-символическая модель – образ Родины.

У каждого конкретного человека образ Родины начинает формироваться с рождения под влиянием родного языка, национальных традиций, обычаев, культуры, отмечают И. В. Лысак, И. В. Наливайченко [3]. Родина начинается с родного дома и с домочадцев, подчеркивает И. Сандомирская [6], откуда ощущение родственной близости переносится сначала на родной город, родной край, земляков, а затем и на родную страну и соотечественников, превращаясь в своего рода духовную связь. Образ Родины неотделим от памяти о матери (отце, брате, сестре), родительском доме, о земле, на которой вырос человек. Родина – это «мир ощущений и чувств человека, мир его детства и взрослой ностальгии» [3].

По мнению И. А. Ильина, «первая, живая ячейка родины есть семья [1]». Ценность Родины осознается человеком не сразу, а со временем, а вот семья входит в систему ценностей ребенка почти с рождения. «Родина познается через семью: сначала Родина для маленького человека – это родители, родные и близкие люди и «их пределы – это родной дом, родные стены, родная улица, родные места и т.д.». Позже Родиной мы называем родной город, родной край – все это «малая родина». Постепенно понятийные границы «малой родины» расширяются и охватывают все то, что называется «большой родиной», родной страной. Родина отождествляется с народом и верой, с культурой, бытом и природой» [3].

О.В. Лебедева описала поэтапную динамику развития патриотизма детей с момента их рождения до проявления в деятельности [8]:

s инстинктивный (недостаточно осознанный детьми) патриотизм – «Люблю я Родину, за что не знаю сам»;

s потребность в любви к близким. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности и любви, которое в дальнейшем должно объять все человечество;

s место своего рождения и воспитания, которое человек любит, осознается им как «родная земля», «родной край». Важно, чтобы человек, любящий свою малую родину, осознавал её значимость для своей жизни и жизни своей страны. Любовь к природе, наслаждение её красотами вызывает приятные воспоминания о детстве у взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать уникальность природы родного края в процессе целенаправленных наблюдений и прогулок;

s привязанность к духовной среде: литературе, искусству, науке, её создателям. Огромное влияние на ребенка оказывают разнообразные жанры устного народного творчества: сказки, прибаутки, колыбельные песни, пословицы, поговорки и т.п.;

s объективная оценка родного. На данном этапе происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный;

s изучение других народов и переход от идеи своего народа и государства к идее народа и государства вообще. Происходит понимание других национальных культур. Особенностью патриотизма становится умение видеть и оценивать по достоинству чужие достижения, что исключает международную вражду, порождает готовность человека трудиться на благо человечества;

s активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Важное место на этом этапе приобретает умение человека трудиться и приносить пользу своей семье, городу.

В МБДОУ ЦРР «Детский сад №230» г. Барнаула Алтайского края патриотическому воспитанию детей уделяют особое внимание. Важно, чтобы ребенок вырос любящим свою семью, Родину. В этом направлении у детей формируется эмоционально насыщенный «образ родного дома», атмосферы домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, знанием своей родословной. В дошкольном учреждении ежегодно проводятся проекты, направленные на сохранение семейных ценностей, формирование любви к малой родине («Семью семь», «Родословная семьи …», «Семейный альбом», «Алтай - Родина моя!», «Любимый город» и др.).

В целях сохранения исторической памяти в 2020 году традиционно запланирован ряд мероприятий по проведению Года памяти и славы, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, решающих задачи, направленные на формирование у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне через различные виды специфической детской деятельности; пробуждение интереса к военному прошлому родного края, страны; развитие восприятия произведений литературы, живописи, музыки о Великой Отечественной войне, умения выражать свои чувства; обогащение словарного запаса; привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Работа с педагогами включает оформление тематической выставки «Расскажем детям о войне» (подбор методической литературы, иллюстративного материала, художественного слова, загадок, мультимедийных презентаций); разработку серии конспектов занятий, бесед, экскурсий на тему: «Героизм воинов в Великую Отечественную войну», «Дети и война», «Города-герои» и др.; консультирование педагогов по оформлению тематических выставок «Поклонимся великим тем годам!» в группах; проведение «Музыкальных гостиных» (прослушивание музыкальных произведений военных лет) и музыкально-поэтических часов «Привал»; размещение материалов на Всероссийских сайтах в сети «Интернет»; видеопросмотр на педагогическом часе «Мы помним 1941 год…»; участие в городском Параде Победы, посвященном 75-летию Великой Победы; оформление книжной выставки «75 лет Великой Победе», фотоколлажей мероприятий «Посвящается героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», посвященных Дню Победы; проведение круглого стола «Правда о войне»; создание тематических альбомов: «Города герои», «Наша Армия родная», «Военная техника»; пополнение уголков патриотического воспитания в группах.

Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, включают познавательные беседы с детьми о войне, военных профессиях, фронтовиках, детях войны, о боевых действиях, городах-героях, о подвигах героев войны с рассматриванием картин, иллюстраций и плакатов; разучивание пословиц и поговорок о Родине, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе; просмотр презентации «Боевая техника войны»; проведение спортивной эстафеты «Поезд Победы», спортивных соревнований «Мы - защитники»; инсценировку рассказа С. Баруздина «Шёл по улице солдат»; организацию экскурсии в зал боевой славы Алтайского государственного краеведческого музея; чтение художественной литературы (С.А. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;             А. Митяев «Мешок овсянки»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.); организацию и проведение конкурса чтецов «Пришла весна – пришла Победа!», акции «Открытка для ветерана», тематической недели «Не забудем ваш подвиг великий», посвящённой 75-летию Победы, фестиваля военной песни «Для Вас, ветераны!» (с приглашением ветеранов и тружеников тыла), музыкальной гостиной «Песни, с которыми мы победили», музыкально-литературного концерта «Поклонимся Великим тем Годам!»; выставки детского творчества «Пусть всегда светит солнце!» (рисунки, поделки, макеты, коллажи), вернисажа детских рисунков «Наша Армия сильна, охраняет мир она»; участие детей в параде Победы в микрорайоне.

Работа с родителями воспитанников включает проведение акций «75 славных дел ко Дню Победы», «Ветеран живет рядом» (подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ), «Открытка ветерану», «Поздравь ветерана» (адресные поздравления пожилых людей, ветеранов педагогического труда); совместное с ребенком участие во Всероссийских детских конкурсах, посвящённых 75-летию Победы; оформление альбомов о родственниках, участвовавших в военных действиях, участие в выставке детско-родительского творчества «Пусть всегда будет солнце!», посещение монумента Славы, памятных мест города; участие в круглом столе «Правда о войне»; создание «Библиотеки домашнего чтения» с детскими произведениями о войне; высадка деревьев на территории дошкольного учреждения; участие семей в параде, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Опыт практики показывает, что у детей старшего дошкольного возраста возможно воспитание основ патриотизма через формирование представлений о малой родине, эмоционально-ценностное отношение к её истории, культуре, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предыдущими поколениями. Работа по патриотическому воспитанию, проводимая в стенах дошкольного образовательного учреждения позволяет вовлекать всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Такая совместная деятельность способствует познанию нового, обогащению личностно-эмоциональной сферы, сплочению детей и взрослых на основе общих переживаний, оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

Литература:

1. Ильин И.А. За национальную Россию. Манифест русского движения. 15. Любовь к Родине // http://ivan-article.narod.ru/15.htm

2. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности – URL: https://www.state-religion.ru/files/concept01.pdf (дата обращения: 11.03.2020).  

3. Лысак И. В. Патриотизм. Отжившая ценность или актуальный тренд? / И. В. Лысак, И. В. Наливайченко. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 120 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23594.html (дата обращения: 10.03.2020).

4. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 252 с.

5. Проблемы духовно-нравственного развития подрастающего поколения и условия их преодоления // Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема. Том 1: материалы международной научно-практической конференции, 4-5 декабря 2014 г., г. Набережные Челны. Сборник научных статей / А. Г. Абдуллин, Г. В. Акопов, Ю. И. Александров [и др.]; под редакцией Г. С. Прыгин, Л. М. Колпакова. – Набережные Челны, Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, Данис, 2014. – 201 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/29863.html (дата обращения: 11.03.2020).

6. Сандомирская И. Родина в советских и постсоветских дискурсивных практиках // Интер. – 2004. – № 2-3. – С. 16-26.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. – URL: – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Хабибулина И. З. Ребенок и социум. Нравственное воспитание и развитие дошкольников. – Набережные Челны, Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, РИЦ, 2010. – 161 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49945.html, для авторизир. пользователей (дата обращения: 22.10.2019).

 

УДК 37

Прохоров М. Ф.

Доктор ист. н., профессор Института туризма и гостеприимства

(Москва, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: