Учитель с большой буквы

Аннотация. 2020 год по Указу президента объявлен годом Памяти и Славы и приурочен 75-летию Победы советских войск в ВОВ. Связи с этим хочу поделиться мыслями о педагоге, который работал в нашей школе в довоенное и в военное время. Об учителе с большой буквы, о личности, который внес большой вклад в общественной жизни жителей этой деревни.

Ключевые слова: война, образование, педагог, сильная личность.

 

Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:

1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5) улучшение военно-физической подготовки;

6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;

7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно - воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.

Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».

Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.

Подвиг учителей в довоенное и в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.

О таком учителе мне бы и хотелось рассказать. Мамлеев Махмут Гадильгариевич родился 18 сентября 1906 года в деревне Ново – Бакыево Белебеевского уезда в зажиточной семье. Отец Махмута детей от трех жен воспитывал в строгости, прививал трудолюбие и стремление получить хорошее образование. Наверное, поэтому Махмут Гадильгариевич в 1925 году окончил двухступенчатую трехлетнюю начальную школу, а 1927 году окончил школу Башнаркомпросвещения в Топорино. На сайте Башархива имеется такая запись «…сдал испытание за III класс педучилища».

Политика раскулачивания крестьян в 30-е годы заставило отца Махмута отправить детей в разные места. Так Махмут Гадильгариевич попадает в 1927 – 1929 гг. в населенный пункт Урсу Татарии, в 1929г. в деревню Халилово, в 1931г. – в деревню Кизиль-Харт, в 1932- 1934гг. –в село Аскар, в 1934 – 1935гг. – в деревню Казмашево, в 1935 – 1941г. – в деревню Тал – Кускарово нынешнего Абзелиловского района и работает учителем.

В 1937 году в Темясово проходит аттестацию и получает квалификацию учителя начальных классов и становится первым из учителей нашего района, кто владеет новой программой и методикой преподавания. Поэтому его переводят из одной школы в другую, где он ведет активную работу не только в школе, обучая детей, но и среди населения в организации колхозов, в оживлении комсомольской деятельности, в разъяснении политической грамотности. Принимает также активное участие в переводе латинского алфавита в русский алфавит (в кириллицу).

Весть о новом, хорошем учителе распространяется очень быстро. Жители моей деревни тоже мечтают о таком учителе. И в 1935 году Мамлеев Махмут Гадильгариевич начинает работу в деревне Тал-Кускарово. Первым делом возводит с помощью населения здание школы. Соединяют здания мечети из двух деревень и превращают в школу. Сами же делают детям парты разных размеров. Махмут Гадильгариевич добивается обеспечения детей учебными принадлежностями и горячим питанием. Готовила для детей его жена – тетя Маруся. Он был женат на русской девушке и к тому времени у них было шестеро детей. Махмут Гадильгариевич не только учил детей читать и писать, воспитывал патриотический дух, но еще учил играть в шашки, сам делал конструкторы, прививал детям любовь к Родине, к природе, к спорту. Ходил с ними на экскурсии в горы, на истоки и устья рек. Для уроков физкультуры добыл лыжи, которых у детей вообще не было до этого. Вместе с детьми разучивал песни и танцы, играя на мандолине. Совместно с родителями ставили концерты. Летом организовал для детей лагерь. Имеется даже фото тех времен. По рассказам детей тех лет, дети, уехавшие из деревни в другие места для учебы, вернулись, чтобы получить образование именно у этого учителя.

С приходом Махмута Гадильгариевича жизнь в деревне ожила. Трудолюбивый, интеллигентный, человечный учитель научил жителей деревни выращивать овощи, солить капусту. Помогал всем с документами, в заполнении заявлений, рассказывал последние новости по стране, читал газету, вёл активную идейно – патриотическую работу. Он ходил всегда в костюме с галстуком и в шляпе. Не только он сам, а вся его семья стала образцовым для всех. Жена учителя была русской. Но она хорошо знала и башкирский язык. Вечерами она тоже обучала женщин письму и счету.

Горячо любимого и уважаемого учителя тоже призывают на фронт. 10 декабря 1941 года вся деревня выходит провожать учителя на фронт. «Все обнимали его и плакали, желали возвращения живым и здоровым» - поделились своими воспоминаниями его бывшие ученики, сами уже старики и старухи Хасанова Хосна, Ямалова Расима, Кагарманов Галиулла, Насырьянов Валит. Но к великому сожалению, в июне 1942 года семья получает извещение «пропал без вести» г. Калуга.

Мамлеев Махмут Гадильгариевич был учителем с большой буквы и за короткую жизнь оставил после себя большой след. Его вклад в образование и воспитание детей тех лет неоценим. Его любовь к педагогике передалась и его детям. Его сыновья, Иосиф и Валентин Мамлеевы, проработали всю жизнь учителями, а также исполняли должность директора в новом здании школы той же деревни. Иосиф Махмутович добился в 1968 году открытия новой школы. Внуки и правнуки достойно продолжают педагогическую деятельность деда.

И мне посчастливилось учиться у Валентина Махмутовича. Он был очень умным, начитанным, интеллигентным, добрым учителем. Всегда одет в костюм с галстуком и в шляпе. В моей памяти он остался заботливым, строгим отцом, любящим мужем, примерным семьянином, как и свой отец, Махмут Гадильгариевич. 

 

Источники литература:

1. Личный архив учителя истории, отличника образования РБ Киреевой Муниры Хакимьяновны

2. Воспоминания жителей деревни Хасановой Хосны, Ямаловой Расимы, Кагарманова Галиуллы, Насырьянова Валита

3. Газета «Абзелил» от 4 февраля 1998 года

4. Сайт в интернете: pomni.is74.ru

УДК 94(100)"1939/45"

Ходжамкулов У. Н.

Канд. филолог. н., доцент ЧГПИ (Чирчик, Узбекистан)

Мирхалилова Н. А.

ЧГПИ, студент (Чирчик, Узбекистан)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: