Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной деятельности педагога, рассматривается педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, учитель, обучающийся, педагогические средства.
Современный учитель - мечтатель, творец,
Владеет профессией как удалец,
С теорией, практикой свободно на «ты»,
Владеет новыми технологиями,
Талантливо учит, может понять,
Энергией жизненной всех заряжать,
Может идеи в жизнь воплощать,
От новых открытий не отставать.
Не страшен ему, даже кризис времен,
Мудр, активен, в творческом поиске он.
(Шамсутдинова Р. Р.)
Педагог является ключевой фигурой реформирования образования. К характеристикам деятельности успешного профессионала относятся: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение данных ценностных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
|
|
Основные направления деятельности педагога, ее содержание определены впрофессиональном стандарте.В терминах компетенций представлены требования к результатам освоения программы по педагогическому образованию в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.
Педагогическая деятельность определяется как особый вид специальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [2].
Систематизирующей характеристикой педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, является ее цель. Цель педагогической деятельности – развитие личности в гармонии с самим собой и с обществом.
Рассмотрим содержание педагогической деятельности, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Содержание педагогической деятельности
Элемент деятельности | Характеристика |
Цель | Передача соответствующего содержания образования, сформированность определенных качеств личности |
Объект | Обучающийся на входе |
Результат | Освоенное содержание образования – обучающийся на выходе |
Квалификация субъекта деятельности (тип знания) | Педагогика, психология, методика преподавания, педагогические технологии и т.д. |
Средства деятельности | Технические средства обучения, учебник, дидактический материал и т.д. |
Приемы, техники, действия, методы | Методы проведения урока: поощрение, соревнование, оценивание и т.д. |
|
|
Особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность, то есть способность выполнять несколько целевых назначений. Основные функции педагога: организующая, обучающая, воспитывающая, коммуникационная и оценочная.
Многообразие функций педагогической деятельности описывается в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и т.д.
Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Механизмы данных видов природно обусловлены. В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте. Например, в результате научения и преподавания формируются знания, умения, навыки и опыт деятельности; в результате воспитательной работы – изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения; в общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, происходит культурная идентификация.
Основу профессионализма и педагогического мастерства составляет личностная готовность учителя к профессиональной деятельности. Д. Аллен и К. Раин представляют микросхему компонентов педагогического мастерства. Рассмотрим элементы микросхемы, которые могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:
s привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной формулировки проблемы и т.д.;
s использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности;
s использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляд, мимика, жест);
s целесообразное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;
s определение сосредоточенности внимания, степени включенности обучающегося в умственную работу по внешним признакам его поведения;
s использование иллюстраций и примеров;
s грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что современный педагог – это высокопрофессиональный специалист, владеющий новыми технологиями, «идущий в ногу со временем», талантливый, не просто учит монотонными лекциями, а умеет заинтересовать, обладает огромной энергией позитива, помогает своим ученикам стать лучше.
Литература:
1. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: дис... кандидата пед. наук: 13.00.08 / Э. Р. Оруджалиева. - Махачкала, 2011 – 211 с.
2. Сивашинская Е. Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0374/index.shtml?from_page=15
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.04.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
УДК 8.1751
Шарафутдинова М. Н.
БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА