Патриотическое воспитание в школе

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания, его сущность и содержание, задачи. Особое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения в школе. Подчеркивается, что именно уроки истории могут помочь в формировании патриотического сознания школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание.

 

Сегодня в преддверии празднования 75-летия Победы над фашисткой Германией поднимается вопрос о патриотическом воспитании обучающихся. Патриотизм это важный источник поднятия морального духа человечества. Мы знаем, патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее.

Патриотизм выражается в любви и преданности к своей родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре. Президент России В.В. Путин говорит, что быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя это, безусловно, важно, а прежде всего, служить обществу и стране. Сегодня патриотизм понимается, как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический компоненты. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей подросткового поколения.

Патриотическое воспитание начинается в школе, которая включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является: краеведческое и поисковое направление, где основной программой будет изучение истории Отечества, сохранение и развитие культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. По данному направлению проводятся лекции, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, а также проводятся акции «Забота», «Милосердие», «Поздравь ветерана».

По гражданскому направлению идет формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. В этом направлении проводится цикл классных часов по патриотическому воспитанию (Дню народного единства, Дню конституции). Система работы по патриотическому воспитанию отражает концепцию воспитания граждан РФ, целью которой является воспитание патриотов Родины.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту.

В настоящее время наша страна возвращается к изучению основ духовно-нравственного воспитания учащихся. Люди понимают, что отсутствие четких ориентиров жизни ухудшает морально-нравственную обстановку в обществе и отсутствие патриотического воспитания может привести к тяжелым последствиям для становления личности человека. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Формирование национально-патриотических ценностей у школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине: селу, деревне, к тому месту, где ребенок родился. И это в будущем становится основой для преданности, любви к своей стране. В то же время современная ситуация оценивается не совсем как стабильная. Это связано с существенными изменениями жизненных стратегий и ценностных ориентиров. Патриотическое воспитание всегда была присуща отечественной педагогике. Воспитание в семье происходило, как защитника родной семьи. И сегодня мы видим повышенный интерес государства к патриотической идеи в воспитании для возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования.

В нашей школе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Поставив эти задачи мы повышаем значимость воспитания молодежи, т.к именно они должны внести большой вклад, в некоторых случаях решающий вклад в подготовку сильных защитников Родины.

Патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины так и вполне мирному человеку.

Процесс воспитания у обучающихся нашей школы происходит систематически и целенаправленно. Этим формируется у них высокое патриотическое сознание, чувство верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. У учащихся старших классов раньше возникал вопрос о своем будущем, о целях и карьере. Им предстоит сделать важнейший жизненный выбор (какую профессию выбрать? где учиться? пойти ли в армию?) и всю ответственность берут на себя. В связи с этим на уроках мужества формируется чувства патриотизма, политической бдительности, глубокого понимания своей роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных сил, осознание гражданского и воинского долга.

Мы понимаем, что без любви к Отечеству и уважению к его истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувства собственного достоинства, привить ему положительные качества. Являясь учителем истории руководствую следующими принципами по патриотическому воспитанию:

1) Укрепление единства и целостности государства;

2) Формирование у каждого поколения национального, патриотического самосознания;

3) Гуманное, уважительное отношение к людям разных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам, традициям.

Подводя итог можно сделать вывод, что эффективность управления системой военно-патриотического воспитания – это рациональное, оптимальная организация всех звеньев руководства воспитательным процессом в строгом соответствии с целями, закономерностями происходящими в среде молодежи, обеспечивающая ритмичное, непрерывное и действенное функционирование всей системы в целом. Задача в подготовке Защитников Родины, стоящая перед педагогами сложная и ответственная. Поэтому каждый учитель должен пересмотреть методы и приемы, которые гарантировали бы укрепление целостности России, защиту Родины, как в мирное и военное время.

 

Литература:

1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С. 3 - 7.

2. Бикмеев М.А. О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях. / Все для администратора школы! Научно-методический журнал. № 11[35] ноябрь 2014. С 27.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Москва, 1994. – 486 с.

4. Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

5. Историко-культурные стандарты Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013 Советом Российского исторического общества.

 

УДК 377.031

Шамсутдинова Р. Р.

БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: