Цель занятия: сформировать у студентов научное представление о сложном предложении.
1 Подготовьте вопросы:
1) Понятие о сложном предложении. Интонационно-смысловая и структурная целостность сложных предложений.
2) Русские ученые-лингвисты о природе сложного предложения.
3) Понимание природы СП в школьной грамматике.
4) Вопрос о грамматической природе предложений с однородными сказуемыми в вузовской и школьной грамматике.
5) Грамматическое значение и строение сложного предложения. 6) Структурные элементы в составе сложного предложения
7) Типология сложных предложений.
2 Выполните письменно задания:
1) Проведите полный синтаксический разбор предложения:
Некоторые птицы, выведенные и выращенные в неволе, и, следовательно, ни разу не слышавшие своих сородичей, тем не менее, достигнув соответствующего возраста, инстинктивно поют так, как им положено.(Из газет)
2) Дайте анализ всех членов простого предложения:
Дети без воспитания несчастнее круглых сирот (пословица).
|
|
3) Перепишите отрывок, найдите в нем простые и сложные предложения, аргументируйте свои ответы, указав отличительные признаки сравниваемых конструкций:
Есть такое понятие – возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи при всех индивидуальных различиях. Мальчикам нравятся игры, похожие на занятия мужественных людей. Девочки продолжают играть в куклы. Детям нравится, чтобы вожатый был не слишком строг, но и не слабохарактерен. Они любят веселых и добрых. С ними работается легко, если найти верный тон в обращении и правильно подыскать дела. (В.Матвеев
Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.
2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.
3 Материал лекций.
Практическое занятие 21 Типология сложных предложений. Сложноподчиненные предложения
Цель: сформировать научное представление о типах сложных предложений.
1 Подготовьте ответы на вопросы:
1) Почему вопрос о классификации сложных предложений относится к числу дискуссионных?
3) В работах какого ученого впервые была представлена современная классификация сложных предложений?
4) По каким признакам различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?
5) Изучив методическое примечание в учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова (с.179), ответьте на вопросы:
а) почему с методической точки зрения следует вначале изучать сложноподчиненное, а затем - сложносочиненное предложение?
б) почему в школе сначала изучают сложносочиненное предложение, а затем сложноподчиненное?
|
|
6) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры.
7) Средства связи в СПП (союзы и союзные слова).
2 Практическая часть:
1) Разграничьте сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложения (с обоснованием):
1) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране (П.Спиркин)
2) Лиса, припадая на передние лапы, рыла ими, окутываясь сияющей серебряной пылью, а хвост её, мягко и плавно скользнув, ложился на снег красным языком пламени. (М. Шол.)
3) Это были простые лесные цветы, почти без запаха, от них шел лишь тонкий и нежный аромат зелени. (Е. Мальцев).
4) Мать четырех погибших на войне сыновей, она долго крепилась, глядя на тихие красно-зеленые огоньки пламени, которые медленно выплывали из жерла бронзовой звезды, долго заставляла себя сдерживать слезы... (Из газет)
2) Определите средства связи в СПП, приведенных ниже:
1) Ни единым движением, ни выражением лица она не выдала того, что творилось в материнской душе. (Фед.)
2) Над нами чистое и удивительное прозрачное небо, какое бывает после первого снега. (Фед.)
3) Вот уже несколько дней начальник штаба, скрывая раздражение, запрашивал, когда будет прислано пополнение, в каком составе. (Наумов)
4) Когда стоишь среди болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера. (К.Пауст.)
5) Люди были рады-радешеньки, что остались живы и невредимы после этой страшной бури. (Семенов)
3) Определите типы этих предложений по структуре (расчлененные или нерасчлененные)
Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.3. – М., 1987. – С.176-187.
2 Материал лекций.