Цель занятия: развить у студентов умения и навыки анализа сложносочиненных предложений
I. Подготовьтесь к беседе по следующему кругу вопросов:
1. Понятие о сложносочиненном предложении.
2. Средства связи частей сложносочиненного предложения.
3. Семантическая классификация сложносочиненных предложений.
4. Структурно-семантические типы бинарных сложносочиненных предложений.
5. Многочленные сложносочиненные предложения.
II. Практическая часть:
1.Определите типы сложносочиненных предложений:
1) вот подите же, наши учителя – народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! (А.Чехов)
Схема разбора сложносочиненного предложения:
1. Выделите грамматические основы и соответственно предикативныечасти.
2. Назовите тип сложного предложения минимальной структуры (1-2, 2-3)
3. Укажите средства связи:
а) основные (интонация, ее вид; союз, характеристика союза);
|
|
б) неосновные (координация форм сказуемых, порядок следования частей, лексико-синонимическая замена, лексические повторы в разных ПЧ).
4.Тип ССП по структуре (открытой или закрытой структуры).
5.Тип СПП по семантике: соединительный, разновидность, противительный, разновидность, разделительный, разновидность.
Образец разбора сложносочиненного предложения:
Предложение сложное, так как содержит 2 грамматические основы. СПП минимальной структуры.
Основные средства связи: интонация объединяющая, союз однако – сочинительный, противительный, асемантический, простой, непроизводный.
Неосновные средства связи: лексико – синонимическая замена не наблюдается; совпадение модальных форм сказуемых (реальная модальность, изъявительное наклонение); порядок следования частей - несвободный, фиксированный, так как части нельзя поменять местами, следовательно, негибкой структуры.
Тип по структуре: ССП закрытой структуры, т.к. части нельзя продолжить с теми же отношениями.
Тип по семантике: противительный тип, противительно-уступительный.
Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч.3. – М., 1987. – С.176-187
Практическое занятие 26 Бессоюзное сложное предложение
Цель занятия: сформировать научное представление о бессоюзном сложном предложении
1 Подготовить ответы на вопросы:
1) Почему вопрос о бессоюзных сложных предложениях относится к числу дискуссионных вопросов в русской грамматике?
2) Что лежит в основе разграничения типов БСП?
3) Каковы структурные признаки бессоюзных сложных предложений?
|
|
4) Семантические разновидности БСП (типы и подтипы).
2 Практическая часть:
1) Охарактеризуйте БСП минимальной структуры с точки зрения их структуры и семантики (т.е. два последних пункта анализа сложного предложения):
1) Со временем бесцельно спорить: не воротишь ничего. (Щип.)
2) Тут я глубоко постиг изречение: острить и занимать деньги надо внезапно. (Купр.)
3) Море спокойно блестело на солнце, волны толковали о чем-то непонятном и грустном. (М.Г.)
4) Враг мог ударить с фронта, это было ясно всем. (Бонд.)
5) Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. (Фад.)
6) Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик – на жандарма. (Маяк.)
7) Ты прозаик – я поэт. (Пушк.).
2) Дайте полный синтаксический анализ:
Хотя я изменил все собственные имена, но те, о которых в романе говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем. (Пол.)
Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч.3. – М., 1987. – С.226 - 232.
2 Материал лекций.
Практическое занятие 27 - 28 Сложные предложения с разными видами связи
Цель занятия:
1. Изучите теорию о сложных предложениях многочленной структуры в учебнике по современному русскому языку Бабайцевой В.В., Максимова Л.Ю. - §§ 85, 100.
2. Среди приведенных ниже сложноподчиненных предложений определите СПП с однородным подчинением, СПП с параллельным подчинением и СПП с последовательным подчинением, показав эти разновидности в схемах:
- впоследствии я имел много случаев благодарить удэгейцев за то, что слушался их советов и делал так, как они говорили (Арс.);
- и после того как уже стемнело и зажгли свет, они продолжали сидеть вокруг стола в нескончаемом разговоре (Камин.);
- видимо, посматривая на ту игру, которую затеял Черенков, и, ожидая, что из этого выйдет, стали медленнее вывозить хлеб и некоторые другие колхозы. (Камин.);
- если бы кто-нибудь и слышал, о чем беседовали два приятеля, он все равно остался бы в недоумении, так ничего и не поняв из тех полуслов и отрывков, которыми они обменивались (Камин.)
3. Расставьте знаки препинания. Дайте полный синтаксический анализ предложения: Я дал ему прикурить и он открыл мне простую истину когда человек идет по некошеному лугу он спугивает сотни кузнечиков и жуков и ласточке незачем выискивать их в густой траве она летает около человека ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (Пауст.)
Литература
1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. ─ Ч.3. – М., 1987.
2 Современный русский язык. // Под ред. Д.Э.Розенталя. – Ч.2. –М., 1976.
3 Материал лекций.