Экспериментальная группа | Общее количество баллов | Ранг | Контрольная группа | Общее количество баллов | Ранг |
1 | 21 | 9 | 1 | 65 | 7 |
2 | 7 | 1 | 2 | 88 | 9 |
3 | 15 | 5 | 3 | 69 | 8 |
4 | 14 | 4 | 4 | 13 | 1 |
5 | 20 | 8 | 5 | 20 | 3 |
6 | 8 | 2 | 6 | 32 | 5 |
7 | 16 | 6,5 | 7 | 19 | 2 |
8 | 16 | 6,5 | 8 | 28 | 4 |
9 | 9 | 3 | 9 | 43 | 6 |
Статистическая значимость | r=0,76, ρ ≤ 0, 01 |
Использование коэффициента корреляции рангов Спирмена показало, что выявлены статистически значимые различия (r=0,76, ρ ≤ 0, 01) между группами детей.
Из таблицы критических значений критерия корреляции Спирмена для n = 11 и уровня статистической значимости 0,01 критическое значение rs составляет 0,74. Так как расчетное значение больше критического, выявленная взаимосвязь между экспериментальной и контрольной группами является статистически значимой. Кроме того, по величине коэффициента корреляции и знаку, с которым он получился, можно судить о силе и направлении связи. В данном примере коэффициент корреляции равен +0,76, что свидетельствует о прямой и средней зависимости, то есть у детей экспериментальной группы сенсорное развитие поверхностное не соответствует возросту детей.
|
|
По результатам корреляционного анализа можно констатировать, что у детей контрольной группы уровень сенсорного развития более высокий, чем у детей эксперементальной группы. Их сенсорное развитие соответствует возрастной норме, что выражается в операциях обобщения, классификации, анализа и синтеза.
В свою очередь, у детей с задержкой психического развития часто возникают трудности в общении, несдержанность, подозрительность, неприязнь, импульсивность эмоциональное отчуждение. Дети эксперементальной группы столкнулись с трудностями при выполнении заданий на классификацию и обобщение мы видим, что кругозор у этих детей не соответствует возрасту, о том, что дети данной категории затрудняются в отличии существенных признаков предметов и явлений от несущественных, способность обобщения у них сформирована на примитивном уровне, установить логические связи и отношения между понятиями они не могут, у них нарушено пространственное восприятие.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР нарушено восприятие, сенсорное развитие является поверхностным и отмечаются его такие особенности как, замедленность восприятия и переработки информации; снижение активности восприятия и недостаточная его полнота и точность, в связи с такими рода нарушениями дети данной категории имеют довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.
|
|
Нами была экспериментально подтверждена необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию сенсорного воприятия у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Так как успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, что способствует преодолению нарушений в познавательной деятельности. Поэтому существует необходимость создания для обучающихся этой категории максимально возможных условий для обучения и социализации.