Восприятие и воспроизведение сложной формы

1. Анализировать образец и конструировать из 3 – 4х геометрических фигур.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сделай предмет как у меня»

Даёте ребёнку образец: картинку с нарисованными (наклеенными из цветной бумаги) предметами, сложенными из геометрических фигур, состоящими из 3 – 4 элементов (ёлочка, домик, цветок, дерево, животное и др.); набор геометрических фигур разного размера, цвета, вырезанный из цветного картона.

Предлагаете ребёнку сложить грибок, ёлочку и др. как на рисунке.

2. Составлять целое из частей

Ø реального (цветного) изображения из 4 – 6 частей;

Ø контурного изображения из 2 – 4х частей.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сложи из частей целое»

Даёте ребёнку картинку – образец, разрезанные на части предметные картинки (пирамидка, ёлочка, мишка, мячик, яблоко, груша, морковка, машина и другие). Картинки могут быть разрезаны на квадраты, прямоугольники, треугольники.

Предлагаете ребёнку сложить из кусочков целую картинку, такую же как у вас.

Со временем, если ребёнок легко справляется с этим заданием, то можно его усложнять увеличивая количество разрезных деталей и изменяя их форму.

  • Игра «Сложи картинку из кубиков»

Ребёнку даются кубики, на которых изображены части какого-либо предмета (животные, птицы, посуда, игрушки, овощи, фрукты и др.).

Предлагаете ребёнку сложить из кубиков целый предмет.

По мере усвоения ребёнком правила складывания изображения (сначала найти все части, а затем только соединить все части в один рисунок) и успешного выполнения задания, можно увеличивать количество кубиков, на которых нарисован предмет или сюжет.

 

Развивать конструктивный праксис

1. Складывать пирамидку из 6 – 8 уменьшающихся по размеру колец.

  • Игра «Сложи пирамидку»

Ребёнка необходимо продолжать учить способу складывания пирамидки: каждый раз, перед тем как нанизать кольцо на палочку, необходимо выбрать самое большое кольцо, из оставшихся разобранных, способом наложения одного кольца на другие, до тех пор, пока не будет найдено самое большое из них, которое и надо нанизать на палочку.

2. Складывать фигуры и предметы из счётных палочек (веточек, трубочек и др.):

Ø по образцу (5 – 10 палочек)

Ø по памяти (4 – 5 палочек)

Ø по замыслу.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Сложи предметы из палочек»

Вам потребуются счётные палочки, картинки с изображёнными на них предметами, выполненными из палочек.

 

Вариант 1.

Выкладываете из пяти – десяти счётных палочек дом, скворечник, лодочку, вазу, флаг, совок, ёлочку, и т.д.

Предлагаете ребёнку сложить из палочек такой же предмет.

 

Вариант 2.

Даёте ребёнку карточку с изображением простых предметов, выполненных из палочек. Просите ребёнка сложить такой же предмет, глядя на картинку.

 

Вариант 3.

Показываете ребёнку предмет из палочек, выложенный вами или нарисованный на картинке. Предлагаете ребёнку запомнить расположение и количество палочек в предмете. Закрываете образец, предлагаете ребёнку выполнить этот предмет по памяти. После того как ребёнок выполнит задание, откройте образец и дайте ребёнку исправить ошибки, если такие имеются.

3. Складывать кубики Никитина

Если нет возможности приобрести кубики Никитина, есть альтернативный вариант.

  • Игра «Сделай узор»

Вам потребуются:

· квадраты красного, синего, жёлтого, белого цвета; квадраты, разделённые цветом на два треугольника: красный и белый, синий и белый, жёлтый и синий. Количество цветов квадратов и вариаций цветов треугольников с годами можно увеличивать;

· карточки с нарисованными узорами из четырёх квадратов в различном сочетании узоров.

Попросите ребёнка, глядя на образец, последовательно (кубик за кубиком) выложить такой же рисунок из квадратов.

 

Зрительное внимание

1. Находить отсутствующие детали в изображении.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Найдите в журналах или нарисуйте, сделайте аппликацию предметов, простых сюжетных картинок по различным темам: посуда, транспорт, животные, птицы, одежда, обувь, головные уборы, инструменты и др.

Предложите ребёнку найти в этих картинках отличия.

  • Игра «Чего не хватает?»

Берёте сломанную игрушку, посуду, одежду с недостающими деталями, расчёску с недостающими зубцами и т.д. и просите ребёнка рассказать, чего не хватает в предмете.

2. Находить одинаковые детали в изображениях.

  • Игра «Найти одинаковые предметы»
  • Игра «Найти одинаковые кораблики, машины и др. из 4 – 5»

3. Находить отличительные детали в изображениях.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Найти отличия»

Найдите в журналах, нарисуйте сами две картинки одинаковые на первый взгляд, но с отличительными деталями (отличаться может размер, цвет, форма, направление движения; отсутствие, какого – либо предмета на одной из картинок).

Предложите ребёнку найти, показать и рассказать, чем одна картинка (предмет) не похожа на другую.

  • Игра «Художник»

Рисуете ребёнку два предмета отличающиеся друг от друга простыми деталями.

Просите ребёнка рассказать, чем отличают эти предметы. Предлагаете ребёнку дорисовать недостающие детали так, чтобы предметы стали одинаковыми.

  • Игра «Скульпторы»

Лепите с ребенком, какие – либо предметы, затем сравниваете их друг с другом (может быть различный размер предметов и их деталей, различная форма, цвет, расположение деталей относительно друг друга).

Примечание: Хорошо, если в играх на нахождение отсутствующих (одинаковых, отличительных) деталей ребёнок самостоятельно расскажет, чем картинки (предметы) одинаковы, отличаются или какие у них детали отсутствуют. Это поможет ему научиться словесно выражать свои мысли, разовьёт связную речь. Если ребёнок не заметил 1 – 2 признака, подскажите ему, обратите его снимание на них.

4. Развивать зрительное внимание и память.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Что исчезло?»

Выставляете перед ребёнком четыре – пять предметов. По вашей просьбе ребёнок закрывает глаза или отворачивается. В это время вы убираете одну игрушку. Ребёнок должен внимательно посмотреть и сказать какая игрушка убежала?

  • Игра «Что изменилось?»

Проводится аналогично игре «Что исчезло?» только игрушки вы меняете местами.

В роли ведущего игры иногда может выступать и ребёнок.

Примечание: в играх «Что исчезло?», «Что изменилось?» начинайте с предъявления ребёнку четырёх предметов, добавляя их количество, если ребёнок с лёгкостью выполняет задание.

 

Осязание (с закрытыми глазами)

1. Владеть способами осязательного обследования

Ø плоских предметов

Ø объёмных предметов.

Методике обследования различных предметов вы можете узнать на консультациях у тифлопедагога.

Важно продолжать учить ребёнка обследовать предметы последовательно, одновременно двумя руками!!!

2. Узнавать и называть предметы на ощупь:

Ø реальные предметы

Ø модели (игрушек)

Ø геометрические фигуры

Ø геометрические формы.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Чудесный мешочек»

В эту игру можно играть хоть каждый день, меняя только содержимое мешочка, которое может быть следующим: игрушки из различного материала, геометрические фигуры, геометрические формы, муляжи или натуральные овощи и фрукты.

Вариативность этой игры так же может быть разнообразной.

Вариант 1.

На глазах у ребёнка складываете предметы в мешочек и просите его достать только тот, предмет, который вы назвали.

Вариант 2.

Ребёнок не знает, что лежит в мешочке. По вашей просьбе он опускает две руки в мешочек, ощупывает предмет, говорит, что нашёл и только тогда достаёт его из мешочка. Если ребёнок назвал предмет правильно, то забирает его, если нет, то кладёт обратно в мешочек.

Если нет мешочка, то поможет обыкновенная повязка на глаза, при условии позитивного отношения ребёнка к этой повязке.

3. Дифференцировать предметы по материалу, из которого сделаны предметы:

Ø Дерево,

Ø Железо,

Ø Ткань,

Ø Резина,

Ø Стекло,

по характеру поверхности и словесно обозначать качества предметов:

Ø Мягкий,

Ø Твёрдый,

Ø Гладкий,

Ø Колючий,

Ø Сухой,

Ø Мокрый,

Ø Пушистый,

по температурным свойствам предмета:

Ø Горячий,

Ø Холодный,

Ø Тёплый.

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «Из чего сделаны предметы?»

Для игры вам потребуются игрушки, предметы сделанные из железа, бумаги, ткани, дерева, стекла.

Рассматриваете, ощупываете с ребёнком предметы, описываете материал, из которого они сделаны. Складываете игрушки в мешочек или закрываете ребёнку глаза повязкой, даёте в руки ребёнку предмет (сам берёт из мешочка) и просите его рассказать, из чего он сделан?

  • Игра «Чудесный мешочек»

Вариант 3.

Достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева, железа, бумаги, ткани. Рассказать какие они на ощупь. Ребёнок должен использовать в своей речи слова: холодный, тёплый, твёрдый, мягкий.

Вариант 4.

Ребёнок достаёт по вашей просьбе из мешочка только мягкие (твёрдые, колючие, пушистые, гладкие) предметы. Назови, какой предмет на ощупь?

Вариант 5

Даёте ребёнку пощупать предмет, рассказать какой предмет на ощупь. Предлагаете ребёнку достать из мешочка предмет, который на ощупь такой же.

  • Игра «Найди дома все холодные, тёплые, горячие предметы»

 

Слуховое восприятие

(с закрытыми глазами, если объект ребёнком может быть увиден;

с открытыми глазами, если объект не виден ребёнку)

1. Определять направление звука

Примерные игры и упражнения:

  • Игра «С какой стороны звенит?»

Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете ему показать рукой в ту сторону, откуда он слышит звон колокольчика, погремушки, бубна на котором играете вы. Звук может идти сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа.

  • Игра «Где что происходит?»

Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете послушать и сказать, что происходит вокруг и показать рукой, откуда этот звук? (захлопнулась дверь, скрипнула половица, тикают часы, мяукает кошка, гудит машина и т.д.) Игра может проводиться где угодно, например, на улице, дома «Что происходит за окном, в другой комнате, на кухне?», в транспорте, в общественном здании, в гостях.

2. Дифференцировать звучащие музыкальные инструменты.

  • Игра «На чём играю?»

Соберите все музыкальные инструменты у вас в доме (барабан, бубен, колокольчик, дудочка, свисток, гармошка, пианино, деревянные или железные ложки, крышки от кастрюль и др.). Закройте их ширмой или попросите ребёнка отвернуться от них. Сыграйте на каком – либо инструменте (предмете), спросите ребёнка, на чём вы играли. Для поддержания интереса ребёнка меняйтесь с ним ролями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: