· иммобилизация (транспортная иммобилизация)
· безопасная транспортировка в медицинское учреждение для оказания специализированной помощи.
ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Иммобилизация (от лат. immobilis — «неподвижный») — создание неподвижности определенной части тела человека при различных повреждениях и заболеваниях.
Показания к иммобилизации:
· Вывихи
· Переломы
· Обширные повреждения мягких тканей
· Повреждение крупных сосудов и наложение кровоостанавливающего жгута
· Обширные ожоги
· Отморожение
· Синдром длительного сдавления
Задачи иммобилизации:
· Уменьшение боли (профилактика травматического шока)
· Уменьшение отека
· Торможение распространения воспалительного процесса
· Предотвращение смещения костных отломков
· Предотвращение повреждения сосудов, нервов и мягких тканей отломками костей
· Предотвращение перевода закрытого перелома в открытый.
Выделяют транспортную и лечебную иммобилизацию.
Транспортная иммобилизация – обездвиживание поврежденной части тела по страдавшего на время его транспортировки до медицинской организации.
|
|
Лечебная иммобилизация - постоянная иммобилизация гипсовой повязкой на срок, необходимый для сращения перелома или заживления обширной раны.
Своевременно и правильно выполненная транспортная иммобилизация является важнейшим мероприятием первой помощи при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов. Отсутствие иммобилизации, во время транспортировки, может привести к развитию тяжелых осложнений (травматический шок, кровотечение и др.), а в некоторых случаях и к гибели пострадавшего. К выполнению транспортной иммобилизации следует подходить очень серьезно, поскольку правильное ее осуществление снимает спазмы кровеносных сосудов, а следовательно, улучшает кровоснабжение поврежденной зоны и повышает сопротивление травмированных тканей инфекции, что является особенно важным в случаях огнестрельного ранения. Так как пласты мышц, отломки костей и другие поврежденные ткани находятся в неподвижном состоянии, то это мешает распространению микробного загрязнения по межтканевым щелям. А это еще один плюс правильной транспортной иммобилизации.
Выделяют несколько принципов транспортной иммобилизации, нарушение которых может привести к сильному снижению эффективности иммобилизации.
1. Транспортная иммобилизация осуществляется непосредственно на месте происшествия. Переноска пострадавшего с переломами и обширными повреждениями, даже на короткое расстояние, без хорошей транспортной иммобилизации опасна и недопустима.
|
|
2. Перед транспортной иммобилизацией следует осуществлять обезболивание, поскольку это является очень важным составляющим первой помощи, особенно при различных травмах опорно-двигательного аппарата. Не нужно забывать о том, что при наложении транспортной шины происходит смещение костных отломков, а также усиливаются боли в области повреждения.
3. Если есть открытые раны, то их нужно обязательно закрыть асептической повязкой до того, как будет наложена шина. Если доступу к ране препятствует одежда, то ее следует удалить. Если одежду и обувь необходимо снять, то их разрезают по шву.
4. При открытых переломах выступающие в рану концы костных отломков вправлять не рекомендуется, так как это может привести к дополнительному проникновению микробов в рану. Накладывают стерильную повязку и фиксируют конечность в том положении, в котором она находилась в момент повреждения.
5. При переломе, сопровождающимся кровотечением рекомендуется наложить жгут.
6. При закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно, так как она, как правило, не препятствует транспортной иммобилизации, а наоборот, служит мягкой прокладкой под шину. Снимать одежду и обувь следует лишь при крайней необходимости, причем начинать следует с поврежденной конечности. Нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подкладку. Шину нужно покрыть ватой, а если ее нет, то одеждой, травой, сеном и другими подручными материалами.
8. Если сломаны длинные трубчатые кости, обязательна фиксация шиной не менее двух суставов: выше и ниже перелома, а при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности. А при переломах плечевой и бедренной кости — три сустава.
9. Нужно иммобилизовать конечность в среднем физиологическом положении, при котором мышцы-антагонисты (например, сгибатели и разгибатели) одинаково расслаблены, а если это невозможно, то в таком положении, при котором конечность меньше всего травмируется.
Верхняя конечность согнута в локтевом суставе под углом – 90°, плечо отводят от туловища под углом 15–20° при помощи ватно‑марлевого валика, подложенного в подмышечную впадину, кисть расположена ладонью к животу, либо укладывается ладонью на поверхность шины (в кисть рекомендуется вложить ком серой ваты), пальцы кисти полусогнуты.
Нижняя конечность незначительно согнута в коленном суставе, голеностопный сустав согнут под углом – 90°.
10. Лучшую иммобилизацию обеспечивают шины, которые очень прочно зафиксированы, причем на всем протяжении поврежденной конечности.- бинтом.
11. Для того чтобы не травмировать еще сильнее поврежденную конечность, следует обращаться с ней очень аккуратно. Лучше, если накладывать шину будет помогать еще один человек, который станет удерживать конечность в определенном положении и поможет бережно переложить пострадавшего с носилок.
12. В холодное время года травмированная конечность может быть отморожена, тем более если повреждены сосуды, поэтому перед транспортировкой поврежденную конечность следует обязательно утеплить.
Не нужно забывать о том, что неправильная иммобилизация может нанести очень большой вред здоровью человека.
Правило «Трижды осторожно»
Наложение шины при переломах руки
При транспортной иммобилизации рекомендуется выполнять правила, условно названные «трижды осторожно»:
1. Осторожно наложить повязку
2. Осторожно наложить транспортную шину
3. Осторожно перенести, переложить на носилки и транспортировать пострадавшего