Формы составления планов

Составление планирования в детском саду

 

 



Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.



Содержание понятия «планирование в детском саду»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:

  • обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
  • рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.

Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду

Виды планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:

  • годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ГОСстандарту, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
  • планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
  • комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
  • перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
  • календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
  • недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
  • план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
  • поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).

Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.

Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

  • текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
  • блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
  • табличный, имеющий форму записи таблицей;
  • модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: