Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Заключение
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Список литературы
1. Антипина Е.А. //Смысловое чтение как основа формирования
универсальных учебных действий. -Педсовет. -2015
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»
3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007
4. Ивченко Н.Н. Технология смыслового чтения. - 2009
5. Коновалова В.М. Функциональное чтение. - Калининград. -2012
6. Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал "Начальная школа»
7. Лебедева О.В./Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. - 2013
8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994
9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти». - М.- 1999
10. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012
Источники
http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
http://edu.grsu.by/alternant/?p=856
ПРИЛОЖЕНИЯ
Придумайте 3 вопроса
на умение найти и извлечь информацию | |
на преобразование и интерпретацию информации | |
на оценку информации |
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.