Применение метода «Ведение диалога с текстом»

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

 

Заключение

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Список литературы

1. Антипина Е.А. //Смысловое чтение как основа формирования

универсальных учебных действий. -Педсовет. -2015

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»

 

3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007

4. Ивченко Н.Н. Технология смыслового чтения. - 2009

5. Коновалова В.М. Функциональное чтение. - Калининград. -2012

 

6. Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал "Начальная школа»

 

7. Лебедева О.В./Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. - 2013

 

8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994

9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти». - М.- 1999

10. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012

Источники

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml

http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305

http://edu.grsu.by/alternant/?p=856

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Придумайте 3 вопроса

на умение найти и извлечь информацию    
на преобразование и интерпретацию информации    
на оценку информации    

 

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

 

 

 

 

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

 

 

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

 

 

 

 

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

 

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

 

 

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

 

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

 

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

 

 

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

 

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

 

 

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: