Эпическое и лирическое в повести

Детство Никиты».

 

Художественное время и пространство.

Алексей Толстой действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Никиты в течение последнего года перед поступлением в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести – обычное утро мальчика. Здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале замыкается.

Детство Никиты проходит в пространстве родного дома и окружающего его мира деревни и природы. Начинается повесть с того, что «Никита... открыл глаза», когда на окне красовались «морозные узоры», а заканчивается с наступлением осени, когда время завершило свой годовой круг.

 

Герой в системе образов.

Повествование ведется от 3л., все люди (взрослые и дети), события, явления, картины природы даются через восприятие 10-летнего мальчика Никиты, а не автора, и этот мальчик, наблюдательный и тонко чувствующий, видит все своими глазами.

Для Толстого было важно передать очарование невозвратной поры детства. Ребенок очень остро воспринимает действительность, каждый день для него новый и неожиданный.

На страницах повести гл. герой предстает как большой фантазер, поэт. Он умеет увидеть, почувствовать красоту, нечто сказочное, необычное в том, что окружает его в обыденной жизни, одухотворяет все, что попадает в поле его внимания, с чем он сталкивается.

Повесть отличается тонким проникновением в своеобразие детского восприятия, чутко отзывающегося на все происходящее вокруг.

Рисуя образ Никиты автор помнит, что ему всего-навсего 10 лет, а в таком возрасте человек может думать только конкретно и образно. Его учитель Аркадий Иванович диктует задачу: «Купец продал несколько аршин синего сукна, по 3 рубля 64 копейки за аршин, и черного сукна…» И Никите сразу же представился купец из задачника: «Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший». Никита думал, а «купец совсем расплющился, оба куска вошли в стену, завернулись пылью…».

Или на чердаке посвистывал ветер, а Никите казалось, что это одушевленный предмет свистит: «ууууууууу». Никите представилось, что на чердаке, на креслице, у пеной трубы «сидит “Ветер”: мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, поет: «Скууучно».

Такое одушевление природы, ее явлений, очеловечивание животных присуще именно детскому возрасту, детскому восприятию, детской психологии.

Писатель также передает и запахи, каждый запах конкретен, определенен.

Никита «прошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами». В зимних комнатах «на полу в зале лежала куча яблок, гниловатый запах их наполнял всю летнюю половину».

Никите присущи особая острота восприятия, сила воображения и наблюдательность. По отношению к людям у Никиты точное и ясное представление, его мышление предметно. Каждого человека он видит не отвлеченно, а вещественно, образно. Васса Ниловна, знакомая Аркадия Ивановича, написала, что она не может приехать в Сосновку, потому что «прикована к постели больной матери». «Никита так и представил эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина в серой кофточке, со шнурком от часов, и одна нога ее прикована цепью к ножке кровати».

Наконец, еще одно немаловажное, особенно для маленьких читателей, качество повести – оптимистичность мироощущения.

Хорошо, Никита? – спрашивает у мальчика его веселый отец.

Чудесно! – отвечает Никита.

Все образы и события в этой радостной книге отмечены словом чудесно.

У Алексея Николаевича мальчик совсем ни о чем не думает, он просто живет, как настоящий человек!

 

Сюжет.

1. Никита живёт в деревне и ведёт обычную деревенскую жизнь, играет и учится.

2. На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей, влюбляется в неё и дарит кольцо.

3. Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу, занимается хозяйственными делами.

4. Мальчик весело проводит лето, приручает скворца и не отвечает на письмо Лили.

5. На зиму семья переезжает в Самару, где Никита вновь встречает Лилю и мирится с девочкой.

6. Мальчик поступает во второй класс, и счастливая пора детства заканчивается.

 

Эпическое и лирическое в повести.

Эпическое.

Домашняя обстановка добрая и родная, все члены семьи заботятся о Никите, и каждый Мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окружённый книгами, занятиями с учителем.

В доме у Никиты много комнат, есть даже кабинет, большое количество книг.

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда были драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже часть эпоса.

Любой день Никиты – это постоянные открытия и наполнение счастьем. Все хорошо, все радует: весенний дождь, разлив воды, наступление лета, «запахи влаги, прели, дождя и травы».

В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения.

Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты" Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве.

Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием.

Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.

Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне.

Лирическое.

Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".

Никита близок природе, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе".

Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

С большой тонкостью изображает Толстой зарождение чувства первой любви в душе Никиты к девочке Лиле. Лиля кажется ему непонятной, загадочной, как его детские сны. Вместе с ростом этого чувства в Никите пробуждаются и творческие стремления.

Глубокое проникновение писателя в душу ребенка и умение изображать окружающий мир глазами Никиты.

Скворец Желтухин в представлении Никиты – это мыслящая птица, она думает и переживает, как человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: