Дидактических игр как средства повышения знаний младших школьников на уроках окружающего мира

2.1. Диагностика уровня знаний учащихся 2 класса

МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово.

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач мной

была проведена экспериментальная работа на базе муниципального

общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа

№ 16 р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан.

Исследование проводилось во 2 а классе, где обучаются 27 человек.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

 констатирующий;

 формирующий;

 контрольный.

Констатирующий этап. Этот эксперимент проводился в октябре 2017 года

и ставил своей задачей изучение начального состояния на практике

изучаемого явления, уровня знаний и умений членов классного

коллектива; оценка состояния самих участников педагогических действий;

изучение реальной практики по решению выявленной проблемы; выбор

конкретных методик оценки начального состояния экспериментального

объекта.

Целью констатирующего этапа исследования является мониторинг уровня

знаний учащихся 2 а класса по окружающему миру.

Для констатирующего этапа были использованы такие методы, как:

 Методика «Профиль» (Карта интересов А. Голомшток в

модификации Г. Резапкиной (выявление отношения к различным

направлениям деятельности);

Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас

.

бытовых знаний" (2 класс);

Анкета на определение уровня знаний школьников 2 класса;

.

Устный опрос учащихся с целью выявления уровня отношения к

.

предмету «Окружающий мир»;

Изучение документации учебных заведений. В качестве материала

.

использовались личные дела учащихся, дневники и т.д.

Для того чтобы проанализировать результаты констатирующего

эксперимента, необходимо разработать критерии и уровни – это признаки,

на

основании

которых

производится

оценка,

определение

или

классификация чего-либо.

В

диагностике

критерием

является

переменная

величина,

принимающая разные значения для различных случаев или для различных

моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность

судить о состоянии объекта диагностики.

Характеристика

экспериментального

класса:

в

данном

классе

обучается 27 человек. Класс занимается по программе «Школа России». В

классе есть учащиеся, отличающиеся высокой работоспособностью и

активностью на уроках, есть ученики, которые средне активны на уроках,

редко участвуют в обсуждении новой темы. В классе также есть дети,

которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку, чтобы

отвечать на вопросы. Класс занимается по учебникам второго класса в

двух частях. Задания выполняются в рабочих тетрадях с печатной основой,

которые систематически проверяются.

Для того чтобы проанализировать результаты, были разработаны

следующие критерии и уровни (см. Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Критерии и уровни

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Эмоционально-

Эмоционально

Эмоции не всегда

Неадекватность

26 мотивационный

адекватен,

соответствует

эмоций. Неадекватное

(сопереживание

ситуациям.

реагирование на

другим, понимание

события.

другого).

У детей есть

Учащиеся успешно

Низкая мотивация.

познавательный

справляются с

Эти дети на уроках

мотив, стремление

учебной

часто занимаются

наиболее успешно

деятельностью.

посторонними

выполнять все

Познавательные

делами, испытывают

предъявляемые

мотивы у таких

серьезные

Когнитивный

школьные требования.

Ученики четко

следуют всем

указаниям учителя,

добросовестны и

ответственны

Учащиеся успешно

справляются с

учебной

деятельностью.

Познавательные

мотивы у таких

детей сформированы

затруднения в

Ученики четко

в меньшей степени,

учебной деятельности.

следуют всем

и учебный процесс

указаниям учителя,

их мало привлекает.

добросовестны и

ответственны

Активен,

Средняя активность.

Пассивность,

Деятельностный

инициативен.

безразличие.

Инструкция проведения методики «Профиль» (Карта интересов

А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной) (см. Приложение 1):

Предложенные вопросы касаются отношения учеников к различным

направлениям деятельности. Если испытующим нравится делать то, о чем

говорится в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса

необходимо поставить знак «плюс», если не нравится – «минус».

Обработка и интерпретация результатов теста:

Десять колонок в бланке – это десять возможных направлений

профессиональной деятельности:

- физика и математика;

- химия и биология;

- радиотехника и электроника;

- механика и конструирование;

- география и геология;

- литература и искусство;

- история и политика;

- педагогика и медицина;

- предпринимательство и домоводство;

- спорт и военное дело.

 

2 Низкий 6 22

Средний 14 52

высокий 7 26

Анкетирование на определение уровня знаний учащихся (Приложение 3).

Цель его проведения - выявить уровень знаний учеников

экспериментального класса. Была разработана анкета, которая состояла из

15 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Интерпретация результатов теста (см. таблицу 2.4):

22 - 25 баллов – высокий уровень

21 – 11 баллов – средний уровень

10 баллов и менее – низкий уровень.

Таблица 2.4.

Результаты анкетирования (констатирующий этап)

Уровень Количество учеников %

Низкий 8 30

Средний 15 56

высокий 4 14

С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и

наблюдательности у детей экспериментального класса была проведена

диагностическая методика выявления уровня развития умения наблюдать

Л. И. Буровой (Приложение 4). Уровень сформированности умения

наблюдать определяется по следующим показателям:

1. Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы

соответственно поставленной задаче;

2. Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и

состояний объекта или явления);

3. Планомерность (определённая последовательности рассмотрения

объекта или явления);

30

4. Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

5. Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего

субъектного опыта);

6. Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей

деятельности).

Учащимся были предложены следующие задания: (Приложение 6)

Обработка результатов:

Задание № 1 - максимум 2 балла.

Задание № 2 - максимум 2 балла.

Задание № 3 - максимум 4 балла.

По результатам выполнения трех заданий мы определили следующие

уровни сформированности умения наблюдать:

Высокий уровень - 7 - 8 баллов: учащиеся самостоятельно ведут

целенаправленное восприятие, дают полную характеристику

наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают

малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение

наблюдения.

Средний уровень - 5 - 6 баллов: для учащихся характерно

целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами

чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого

объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта,

интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

Низкий уровень - 3 - 4 балла: учащиеся выделяют основные черты объекта,

но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но

помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения

при постановке дополнительных вопросов.

Очень низкий уровень - 0 - 2 балла: учащиеся не могут следовать задаче

наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие

признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют

только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением;

31

интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с

субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому

чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственной

деятельности не проявляет.

Результаты методики выявления уровня развития умения наблюдать

(констатирующий этап) представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Результаты методики выявления уровня развития умения наблюдать

(констатирующий этап)

№ п/п Список учеников Задание

№1

Задание

№2

Задание

№3

Результат

(кол-во

баллов)

Результат

(уровень)

1. Архипов Иван 1 1 3 5 С

2. Багапов Богдан 2 2 4 8 В

3. Беседина Виктория 2 2 3 7 В

4. Бояров Радомир 1 1 2 4 Н

5. Васильев Илья 1 1 3 5 С

6. Габдрафиков Тимур 2 2 3 7 В

7. Давыдов Станислав 1 1 2 4 Н

8. Евстафьева Анастасия 1 2 2 5 С

9. Ефремов Никита 1 1 2 4 Н

10. Заграпова Ольга 1 1 2 4 Н

11. Ибрагимова Милена 2 2 4 8 В

12. Кирсанов Богдан 2 2 3 7 В

13. Корнилова Дарья 2 2 4 8 В

14. Кузьмин Илья 2 2 4 8 В

15. Кузьмина Алина 1 1 3 5 С

16. Матвеева Карина 2 2 3 7 В

17. Никифорова Виктория 2 2 4 8 В

18. Павлова Екатерина 1 1 2 4 Н

19. Пашина Татьяна 1 1 2 4 Н

20. Рахимова Дана 2 2 3 7 В

21. Факиева Элина 1 2 2 5 С

22. Хазиев Искандер 2 2 4 8 В

32

23. Ханнанова Гульназ 2 1 3 6 С

24. Цуркан Екатерина 0 1 2 3 Н

25. Шаяхметов Марсель 2 2 3 7 В

26. Щербаков Даниил 0 1 2 3 Н

27. Яковлева Анастасия 1 1 3 5 С

Формирующий этап.

После получения результатов в ноябре – декабре 2017 года был проведен

формирующий эксперимент с целью повышения уровня знаний учеников

посредством проведения дидактических игр.

Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом

исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения

состояния проблемы и анализа результатов констатирующего

эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь

производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку

в экспериментальном классе, вводя в образовательный процесс новый

(экспериментальный) фактор.

2.2. Испoльзовaниe дидaктичecких игp нa уpoках oкружaющeго

Миpa во 2 классе

Сущность формирующего эксперимента сводилась к следующему:

дидактические игры как средство повышения уровня знаний включались в

различные этапы уроков.

При подборе дидактических игр для уроков окружающего мира во 2 классе

учитывались:

 наглядно-действенный характер мышления младшего школьника;

 соответствие полноценному всестороннему развитию детей, их

познавательным способностям.

33

При проведении уроков в разделе «Природа» на разных этапах урока

применялись кроссворды. Например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: