Выборы 1995 и 1996 гг

Неудачи федеральных войск в Чечне, большие жертвы среди её мирного населения, непоследовательность и нерешительность правительства в проведении реформ привели к обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжавшийся спад в экономике.

По итогам выборов 1995 г. в Государственную Думу самую многочисленную фракцию составили коммунисты (22% голосов). Либералъно-демократическая партия завоевала около 11% голосов, примерно столько же — пропрезидентский блок «Наш дом — Россия». Оппозиционное президенту «Яблоко» получило 8% голосов.

Ключевые позиции в Думе заняли коммунисты. Это сильно затрудняло дальнейшее проведение реформ. Правительство было не способно провести через Думу ни один законопроект, обеспечивающий углубление рыночных преобразований. Но и левое большинство Думы не могло приступить к проведению активной социальной политики. Все его инициативы сдерживались правительством и президентом.

Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что Б.Н. Ельцина готовы поддержать лишь от 6 до 10% избирателей. Казалось, он не сможет одержать победу.

В этих условиях на арену политической жизни вышла новая сила — предприниматели. С завершением приватизации заметную роль в экономике стали играть финансово-промышленные группы (ФПГ) — такие, как «ОНЭКСИМбанк», «Менатеп», «Российский кредит» и др.

ФПГ и связанные с ними политические круги, пользуясь финансовыми трудностями СМИ, установили контроль над их деятельностью. Сложились медиахолдинги, контролировавшие большую часть телеканалов и периодических изданий. Для обеспечения победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах были использованы новые информационные технологии и пиар-акции. Суть их состояла в том, чтобы перехватить пропагандистскую инициативу у оппозиции и создать новый имидж президента.

Критикам политики Кремля не удалось довести до большинства избирателей весомых аргументов в свою пользу. В значительной мере это объяснялось тем, что оппозиция имела ограниченный доступ к телевидению, а её печатные издания — небольшие тиражи.

Динамично проведённая предвыборная кампания оказала определённое воздействие на избирателей. На них повлияли обещания президента улучшить положение в социальной сфере, в частности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задолженность государства по зарплатам трудящихся. Исход выборов был решён только во втором туре. 3 июля 1996 г. Б.Н. Ельцину удалось получить больше голосов, чем его главному сопернику — Г.А. Зюганову.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: