Анализ деятельности пенсионной системы России

Основная форма социального обеспечения -- социальное страхование, которое представляет собой систему материального обеспечения населения страны, основанную на принципах страхования. Главную роль в процессе государственного социального страхования в России играет Пенсионный фонд России (ПФР), который управляет финансами пенсионного обеспечения в стране и осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

ПФ РФ образуется как и любой другой внебюджетный фонд в основном за счет следующих целевых доходных источников:

- страховых взносов;

- межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы;

- безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.

В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, обязательное пенсионное страхование -- система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством, которые направлены на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [3].

Пенсионный фонд Российской Федерации был учрежден 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения в государстве [4]. Соответственно возникла необходимость выделить данные финансы в самостоятельный внебюджетный фонд. С момента создания Пенсионного фонда в России зародился совершенно иной -- новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали образовываться за счет обязательных страховых взносов организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В структуре ПФ РФ на сегодняшний день находится в Федеральных округах Российской Федерации -- 8 Управлений, в субъектах РФ -- 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) были введены страховые взносы в ПФ РФ, Фонде социального страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20 % ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС -- 2,9 %, в ФОМС -- 3,1 %. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30 %, в том числе 22 % (16 % страховая часть, 6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 % в ФОМС

Страховая природа пенсионных выплат кардинально изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее используемых методов учета трудового стажа в ПФ РФ с 1997 года практически введена система индивидуального учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в пользу своих работников.

В настоящее время ПФР выполняет следующие функции:

- Установление и выплата пенсий;

- Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

- Назначение и реализация социальных выплат;

- Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- Выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

- Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

- Реализация программы государственного софинансирования пенсии;

- Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование [1].

Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010--2011 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 2).

Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4 % ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010--2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данных рисунка 1 видно, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.

Рисунок 6 - Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010--2011 годах

Превышение доходов над расходами в 2010 году -- 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.

Основное направление расходования Фонда -- расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010 г. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 5,2 %.

Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33 % от общего объема расходов, в 2010 г. данный показатель 7 %.

Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб., что составляет 3,48 %.

Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2011 -- 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб., что составило 7,95 % всех доходов.

Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

В конечном итоге можно сделать вывод, что имеет место быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.

Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в России неоднозначны. Граждане полностью перекладывают эту проблему на государство и в настоящее время не готовы активно участвовать в пенсионном страховании, а также приближающийся дефицит рабочей силы может стать причиной того, что социальные пакеты, включая пенсионное страхование, которые могут стать значительным средством борьбы за квалифицированных работников.

В 2009 году средний размер пенсии в России превысил прожиточный минимум для всего населения, а не только порог выживания для пенсионеров, который составляет 80% от первого. Одна из целей реформы - обеспечить коэффициент замещения трудовой пенсии по старости на уровне 40% (рисунок 8). Представителям среднего класса выйти на этот показатель возможно только за счет участия в корпоративных и частных пенсионных программах.

В 2013 году с инициативой сделать нулевой накопительную часть пенсии для «молчунов» (тех, кто не определился со своей будущей пенсией) выступил Минфин. «Принято решение делать не 4-2%, а 6-0%. То есть или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную», -- заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

К середине 2013-го до 65% снизилась доля Внешэкономбанка (ВЭБ) как держателя пенсионных накоплений. В декабре 2011 года она составляла 76%. Одной из новаций пенсионной реформы было введение накопительной части пенсии. Она существует только для лиц, родившихся после 1967 года, и на нее направляются страховые взносы в размере 6% от фонда оплаты труда. Гражданин может выбрать, кому доверить эти средства, чтобы получать инвестиционный доход. Население без энтузиазма отнеслось к идее государства: к началу 2013-го накопительные пенсионные счета имели 77 млн. россиян. Из них 56,5 млн., или 73,4%, были «молчунами», чьи накопления автоматом поступали к государственной управляющей компании - ВЭБу. И лишь решение снизить для «молчунов» тариф взноса на накопительную часть до 2% (а теперь вообще до 0) заставило часть из них «заговорить». За первое полугодие накопления, размещенные в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), выросли на треть. Доля НПФ на этом рынке увеличилась до 33,6%, тогда как на конец 2011-го равнялась 22,4%.

По оценке ведомства, сокращение до нуля отчислений в накопительную часть пенсии для «молчунов» позволит сэкономить до 350 млрд. бюджетных рублей за три года (102 млрд. рублей в 2014 году, 115 млрд. рублей -- в 2015-м и 132 млрд. рублей -- в 2016 году).

В соответствии с законодательством, на накопительный компонент пенсии могут рассчитывать граждане России, рождённые не раньше 1967 года, будущая пенсия которых будет состоять из двух частей. Одна из них -- страховая, которую обеспечивает государство и ежегодно индексирует с учётом инфляции, другая -- накопительная, составляющая 6 % от общего тарифа в размере 22%. Накопительную часть ежемесячно перечисляет работодатель, но не в ПФР, а в пенсионный фонд Внешэкономбанка (ВЭБ) или негосударственный пенсионный фонд. Накопительный компонент отличается от страхового тем, что деньги, поступившие от работодателя в ВЭБ или НПФ, не идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а накапливаются для того, чтобы впоследствии быть выплаченными работнику по достижении им пенсионного возраста. Доходность по накопительной части обеспечивается за счёт инвестирования негосударственным пенсионным фондом или ВЭБом этих денег в фондовый рынок.

По изначальной задумке властей, со следующего года накопительная часть пенсий должна быть сокращена с 6% до 2%. Будущим пенсионерам был отведён год на принятие решения -- сохранить накопительную часть пенсии в размере 6% или оставить 2%, для этого до 1 января 2014 года необходимо подать заявление в Пенсионный фонд, в противном случае накопительный компонент пенсии со следующего года будет составлять 2%, а остальные деньги (4%) будут направляться в страховую часть.

Таким образом, новый порядок уменьшает роль государства в пенсионном вопросе.

Заключение

Изучение истории возникновения и эволюции пенсионной системы России и СССР позволила сделать вывод, что принципиально новая пенсионная система, основанная на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, была введена в 1927 году. Основным недостатком было то, что хотя данная пенсионная система и входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования.

Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение.

В 1956 году был принят закон о пенсиях в СССР. Пенсионерам по старости пенсии назначались в размерах от 50 до 100% средней заработной платы. Соотношение заработной платы и пенсии в 1980-е годы в СССР представлено на слайде 3.

Распад СССР и начало экономических реформ в России серьезно повлияли на социальные условия в стране. Негативное влияние на пенсионное обеспечение оказывал значительный рост безработицы, ухудшение демографической ситуации, снижение реальных доходов населения, высокий уровень инфляции и другие.

Кризис перестроечного процесса, в котором Россия оказалась в середине 90-х годов ХХ в., поставил все социальные достижения, в том числе и пенсионную систему, на грань катастрофы. Пенсионный Фонд РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. С этого момента начинается современный этап развития пенсионной системы России.

Сегодня на пенсионную систему России негативное влияние оказывает ряд внешних факторов. Сегодня в России происходит старение населения и продолжение этой тенденции прогнозируется, по крайней мере, на ближайшие десятилетия.

Из проведенных в работе исследований видно, что начиная с 1989 г. численность населения России неуклонно сокращается, при этом наблюдаются опережающие темпы сокращения численности трудоспособного населения страны. Все эти тенденции негативно сказываются на развитии системы пенсионного обеспечения России.

По заявлению властей бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) не является дефицитным. Однако проведенные в работе исследования показывают, что половину его доходной части обеспечивают безвозмездные отчисления из федеральной казны в виде вынужденного трансферта на сбалансированность.

Текущая экономическая ситуация национальной экономики, как отмечают эксперты, оставляет желать лучшего - рост ВВП не оправдывает прогнозы, дефицит консолидированного бюджет РФ растет. Стагнация в экономике России вынудила правительство урезать бюджетные расходы - правительство заявило о готовности заморозить рост зарплат чиновников, судей, прокуроров, военных.

Поэтому повышение эффективности пенсионного обеспечения является одной и стратегических задач развития России.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: