О расселении казачества в Российской империи

В каких именно губерниях и областях, а также уездах и округах находятся земли казачьих войск, видно из нижеприводимых данных:

Донское казачье войско — в области войска Донского (Миусский, Донской, Хопёрский, Усть-Медведицкий, 1 и 2 Донецкие и Черкасский).

Кубанское казачье войско — в Кубанской области (Екатеринодарский, Ейский, Темрюкский, Майкопский, Баталиашинский, Кавказский и Закубанский).

Терское казачье войско — в Терской области (Пятигорский, Владикавказский, Грозненский и Кизлярский).

Астраханское казачье войско — в губерниях: 1) Саратовской (Саратовский, Камышинский и Царицынский), 2) Самарской (Новоузенский уезд, собственно одни земли, поселений нет); 3) Астраханской (Царевский, Чернозерский, Енотаевский и Астраханский).

Уральское казачье войско — в Уральской области (Уральский, Калмыковский и Гурьевский).

Оренбургское казачье войско в Оренбургской губернии (Оренбургский, Орский, Верхнеуральский, Челябинский и Троицкий).

Сибирское казачье войско — в областях: 1) Акмолинской (Омский, Петропавловский, Кокчетавский, Сарысуйский и Акмолинский), 2) Семипалатинской (Павлодарский, Каркаралинский, Семпалатинский, Усть-Каменогорский и Зайсанское приставство) 3) Томской губернии (Бийский).

Семиреченское казачье войско — в Семиреченской области (Сергиопольский, Копальский, Верненский и Исык-Кульский).

Забайкальское казачье войско — в Забайкальской области (Селенгинский, Читинский, Нерчинский, Верхнеудинский, Нерчинскозаводский, Троицкосавский и Акшинский).

Амурское казачье войско — в областях Амурской и Приморской.

(Хорошхин М.П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПб., 1881)

Об особенностях быта донских казаков

Весь строй жизни на Дону представляет резкие отличия от всего, что вы видите в других местностях России, даже ближайших к Донской области. Многовековое своеобразное течение этой жизни наложило печать и на внешнюю обстановку края, и на характер его населения. Станицы казачьи не отличаются признаками благосостояния. Богатства и даже довольства не видать, потому что всё взрослое мужское население постоянно отвлекается от домашней работы. А старикам, отмахавшим «в поле», на разных разъездах да караулах, то на Кавказе, то в Польше, то на границах, то, наконец, в Петербурге, — отмахавшим, повторяем, десятки лет на седле да пикой в руках — не до работы. Ребятишки-казачата тоже глядят вон из родного гнезда...

Остается работником только казачка. Зато и летом вы увидите её: загорелую, с будущим «атаманцем» на руках, в поле за полосой несжатого хлеба; и зимой, в метель и вьюгу, она, в суконных штанах, тащится на дровнях на степь за сеном или в лес за валежником…

В противность ходячему мнению о низком уровне развития казаков, насколько я мог убедиться из личного наблюдения, казаки не только не ниже в этом отношении великорусского крестьянина, но даже выше. Число грамотных у них значительно больше, нежели в среде крестьян, так что безграмотные между казаками составляют меньшинство, а между крестьянами – значительное большинство.

Сметливость и природные способности населения могли бы развить край до значительной степени благосостояния, если бы не долговременная военная служба, обязательная для всего мужского населения. Дурные стороны её, кроме тяжелых расходов для каждого отдельного хозяйства, при снаряжении и обмундировании членов семьи на службу составляющих не менее 150 рублей на каждого казака, заключаются ещё во вреде, происходящем оттого, что на службе казаки утрачивают привычку к земледельческому труду и приобретают привычки, свойственные праздной походной жизни…

(Мордовцев Д.Л. Живописная Россия. Т. 7. Ч. 2. СПб., 1899)

О жизни уральского казачества

Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах; вообще, народ они красивый, здоровый, кроме того живой, деловитый и гостеприимный. От них пахнет старинною Русью. На службе они кротки, послушны, в бою храбры, в походах выносливы на удивленье. Морозов уралец не боится, …жары тоже не боится… а воды или сырости ещё того меньше, потому что сызмала привык по своему промыслу возиться в воде. В своих привычках казаки наблюдают простоту…

И в своих обычаях казаки соблюдают святую старину. Старые казаки никогда не божатся, …не скажут «спасибо», а «спаси тя Христос». Входя в избу, останавливаются на пороге и говорят: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!», как это принято в монастырях или скитах. Затем выжидают ответного «Аминь!» …Дети казаков растут так же, как росли их деды а отцы. С десяти годов они пасут табуны или ездят на рыбную ловлю…

(Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы СПб., 1899)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: