По выявлению «внутренней позиции школьника»
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?
10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу, что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
Результаты беседы-интервью
В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе.
В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. В ответе на вопрос 1 важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Часто дети говорят, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.п. Но некоторые дети отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что им скучно в детском саду или не нравится там спать днем и т. д., т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.
Если ребенок отвечает утвердительно на вопрос 1, то, как правило, на вопрос 2 он отвечает, что не согласен еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.
Вопросы 3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса ребенка, а также уровня его развития.
Ответ на вопрос 7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе: старается их избегать, призывает на помощь взрослых или просит, чтобы его научили справляться с возникшими трудностями самостоятельно.
Если ребенок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 9, и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу (вопрос 10) он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться, и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос 11). Если же ребенок не очень хочет учиться, он, соответственно, выбирает роль учителя и предпочтение отдает перемене.
Взрослый делает необходимые пояснения, например описывает поведение, продемонстрированное ребенком, или указывает условия, в которых проявляется описанный поведенческий симптом.
Бланк №1
Регистрации индивидуальных результатов изучения психофизического и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста
Ф.И. (ребенка)__________________________ группа______________ д/с __________
полный возраст________ Ф.И.О. (воспитателя)___________________________________
Блоки | Содержание | Уровни выполнения (показатели) | Общая характеристика по блоку |
Психофизическое развитие | 1. Анкета (изучение доминирующего типа темперамента) 2. «Теппинг-тест» (изучение степени работоспособности) 3. «Гештальт-тест Бендера» (изучение зрительно-моторной координации) 4. Методика «Дорожки» (изучение мелкой моторики руки) | ||
Социальное развитие | Тест-анкета (экспертная оценка развития навыков общения) (наблюдение и изучение параметров) | ||
Психологическое развитие | Диагностика мотивационной сферы. 1. Методика №1 (истории) 2. Методика №2 (6 картинок) 3. Методика №3 (беседа) 4. «Интервью» (вопросы) |
Д/У №___________ группа________________________________ таблица 5
Воспитатель (Ф.И.О)______________________________________
Дата проведения _________________________________________
Профиль группы