Человек. Общество. Право

План лекции:

1. Человек как биосоциальное существо. Человек и личность. Основные характеристики личности: сознание, воля, мотивы поведения.

2. Свобода личности. Обусловленность свободы, ее пределы и проявления. Абсолютная и ограниченная свобода. Честь и достоинство человека. Свобода и ответственность.

3. Общество: понятие, структура. Общественные отношения, их виды.

4. Личность и право. Правовой статус личности: общая характеристика и структура.

5. Права, свободы и законные интересы человека. Права человека как исторический феномен. Поколения прав и свобод человека. Права и свободы граждан (подданных), иностранцев и лиц без гражданства. Права человека и гражданина. Ограничение прав и свобод личности.

6. Христианство как мировоззренческая основа прав человека. Соотношение естественного права и прав человека.

7. Классификация прав человека. Личные (гражданские) права и свободы. Политические, экономические, социальные, экологические, информационные права. Основные обязанности человека и гражданина.

8. Гарантии прав, свобод и законных интересов человека.

 

Личность в этимологии — это индивид, отдельный человек, единица общества, персона, которой характерны специфические свойства, определяющие ее индивидуальность.

Западная традиция понятия «личность» связана с континентальной юридической догматикой. Римские классические юристы (I-III вв.) заложили, а болонская школа юристов (глоссаторы) продолжили традицию рассмотрения человека в правовых отношениях не как личности, а как субъекта права, юридической персоны (лица), носителя формального статуса. Интересно, что правовая наука XVIII–XIX вв., основанная на римском частном праве, не допускала пересмотра канонов римской юриспруденции, несмотря на заметное влияние естественно-правовой школы. В Новое время гуманисты впервые говорят о человеке, он противопоставлялся государству и был ориентирован на освобождение от него (на этом основан либерализм). Хотя в к. XVIII–XX вв. в международно-правовых и национальных актах закреплены права и свободы личности, практическая юриспруденция по-прежнему использует концепцию субъекта права.

Восточная традиция понятия «личность» связана с  тогда еще неразделенной христианской доктриной в Греции IV в., которая дала мирупонимание и сам термин «личность». Открытие понятия «личность» стало главнейшим антропологическим событием христианства: каждый человек независимо от его социального статуса, пола, расы и др. признаков потенциально является личностью — творческим, свободным, нравственным существом, обладающим достоинством и являющимся высшей ценностью общества и государства.

Христианское понятие осталось неосмысленным и неразработанным, поэтому дальше и не было принято глоссаторами в XI в.

Дореволюционные юристы В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин разрабатывали концепцию личности в праве на основании аутентичного христианского смысла IV в.

Современное понимание личности сфоримровано под влиянием философии второй пол. XX в.: отказались от понимания человека, личности как субъекта, наиболее распространено понимание личности как особого способа существования, направленного на диалог с Другим. Возрождается и христианское понимание личности. Продолжает использоваться и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений, которая с оговорками также является конструктивной для социологии.

Главнаяособенность современного понимания личности — исследование реального способа существования личности, в том числе посредством анализа взаимодействия личности с социальной средой, т.е. с обществом.

 

 

таб. Соотношение понятий человек и личность

«Человек» — «Личность»  
любой представитель людского рода со всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще (у отдельно взятого конкретного человека некоторые характеристики могут отсутствовать). Говоря «человек», мы выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.     Основные характеристики личности: сознание, воля, мотивы поведения.  

 

Признают следующие понятия личности:

· философское — это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта жизнедеятельности, обладающего самосознанием, самостоятельного, свободного и ответственного;

· социологическое — личность какмера социального в человеке. Личность рассматривается: во-первых, в контексте социального взаимодействия; во-вторых, с позиции социальных особенностей индивида (интересы, потребности, ценностные ориентации). Человек личностью становится после социализации, анне по рождению;

· религиозно-нравственное — личность как особая сущность, нематериальная душа, как уникальный, творческий, нравственно достойный, свободный способ существования, достигаемый посредством духовной жизни в церкви, как возможность преодоления греховной природы человека и достижение подобия Богу;

· юридическое — как субъект права — индивиды (физические лица), которые обладают признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, носители субъективных прав и обязанностей.

Понятие «правовая личность» введено в к. ХIХ – нач. ХХ вв., когда возникла необходимость связать идею правового государства с представлениями о личности. Б.А. Кистяковский правовой считал личность, дисциплинированную правом и правопорядком; наделенную всеми правами и свободно ими пользующуюся, активная в защите своих неотчуждаемых прав. Ее отличает понимание персональной ответственности за соблюдение законов государством и каждым гражданином.

Признаками правовой личности можно считать: уважение свободы и достоинства других лиц; чувство личной ответственности за исполнение обязанностей; уважение к закону.

Правовая личность обладает особыми поведенческими характеристиками, адекватной гражданскому обществу и правовому государству: активное участие в правотворческом процессе в любой форме; защита правовыми средствами собственных нарушенных другими субъектами права субъективных прав (это не обязанность, но отказ от нее разрушает систему сдержек и противовесов, на которой построено правовое государство); готовность к защите третьих лиц;

участие в правовом воспитании, в правовой социализации.

Свобода личности — возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности, поведения в условиях данного государства и общества; установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и негосударственных объединений.

Современное понятие свободы появилось в период Ренессанса, провозгласившего человека мерой всех вещей, личность как высшую общественную ценность, а свободу личности как неотъемлемое право индивида на проявление его внутренней, духовной жизни, мыслей, желаний и чувств, отличающих его от других.

Соотношение свободы и права неоднозначно: 1. они юридически обеспечены одинаково, т.е. равны; 2. свобода близка праву в субъективном смысле, но последнее предполагает наличие конкретной сферы применения закона, юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. Юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Вправе свобода— это закреплённая в законодательстве возможность определённого поведения человека (свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

И.Кант писал: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Пределы эти могут быть определены только законом. Он указывал на неразрывную связь свободы и правопорядка: человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех.

Обусловленность свободы проявляются следующими аспектами:

1. Физический — «свобода» всегда относительна и предполагает осмысленную реальную возможность удовлетворения физических и биологических потребностей (иерархия базовых потребностей по Маслоу).

2. Социальный — «свобода» человека как социального объекта общества относительна и предполагает осмысленную необходимость удовлетворения его социальных потребностей («свобода слова», «свобода мысли», «свобода ассоциаций»). У «современного человека» нет удовлетворения базовых потребностей без удовлетворения необходимоых социальных потребностей.

3. Духовная сторона — истинная свобода, самая сложная и главная в понятии свободы и также относительна. Можно быть свободным на базовом или социальном уровне, но не быть свободным в понимании этого слова; и наоборот, человек не свободный на базовом и социальном уровне, но свободный духовно, имеет полное право называть себя свободным человеком.

Свобода, в своём минимальном выражении, — это хотя бы осознание существования сил, которые её ограничивают.

Различаются абсолютная и ограниченная свобода, позитивная и негативная.

  Негативная свобода — свобода деятельности и бытия человека или группы

лиц, не подвергающееся вмешательству воздействию других людей, т.е. свобода от чего- то. Позитивная свобода  — способность человека САМОМУ совершать какое-либо действие из исключительно ЕГО интересов, а не чьих-либо еще, т.е. свобода для чего-то.

Пределы свободы: даже в демократическом обществе человек относительно свободен. Его ограничивают социальные нормы. Так, свобода слова ограничена ответственностью СМИ. Есть также мнимая свобода — вседозволенность, беспредел (во время анархии социальной или нравственной). Здесь человек находится в рабстве у вещей, своих желаний. Абсолютная свобода невозможна, т. к. свобода — это осознанная необходимость (Гегель), т.е. свобода выбора. Ты выбрал САМ юрфак. Если ты не будешь осознавать, что это твой выбор, для тебя занятия превратятся в обязанность и ты будешь считать себя несвободным.

Возможно, абсолютную свободу человек находит только в Боге. И.А.Ильин: жизнь свободна тогда, когда она органически слилась с божественной стихией.

Общество — в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Структура общества — совокупность социальных групп (больших и малых) и отношений между ними (коллективных и индивидуальных). Социальной группой называют общность (объединение) людей по определенному признаку (например, интересов и ценностей).

Общественные отношения в широком смысле — любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе; в узком смысле — многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Виды общественных отношений таковы: материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека; духовные отношения формируются предварительно, проходя через сознание людей. Некоторые общественные отношения сочетают в себе черты и материальных и духовных отношений (политические, семейные отношения); классовые отношения, национальные отношения и этнические отношения; групповые и

межличностные отношения; экономические, политические, религиозные, правоотношения и др.

Правовой статус человека — это юридически закрепленная принципами и нормами законодательства совокупность прав и обязанностей, законных интересов, мер юридической ответственности индивида. Правовое положение — юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе, т.е. ее место среди иных субъектов права. Ложно понятый или присвоенный статус имеет место, если статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.

Соотношение правового статуса и правового положения неоднозначно: одни авторы отождествляют понятия (А.Б. Венгеров), другие их разграничивают (Витрук). Разграничение категорий «правовой статус» и «правовое положение» нужно при рассмотрении общеправового и специального (отраслевого, родового) статуса. В практике достаточно одной категории — правовой статус, т.к. в Конституции правовой статус обозначен предельно широко (включает права, свободы и обязанности, гражданство, правосубъектность, принципы и гарантии правового статуса). А использование категории «правовое положение» возможно при характеристике субъекта конкретного правоотношения, т.е. речь идет о специальном (отраслевом) правовом статусе.

Категория правового статуса — довольно новая. Раньше, до 60-х гг., она обычно отождествлялась с правоспособностью. В 70-80-е гг., категория правового статуса сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве. Сейчас вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.

Принципами правового статуса человека выступают: прирожденный и неотчуждаемый характер прав и свобод человека независимо от их юридического закрепления;  гуманизм; недопустимость дискриминации по любому признаку; универсальность, единство и одинаковый объем конституционного статуса для всех граждан государства без исключения; принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину; базовый, исходный характер конституционного статуса. Все остальные статусы производны от него и дополняют его; верховенство конституционных, основных, в первую очередь, гражданских прав и свобод и производность всех иных прав и свобод; единство действия правового статуса на территории всего государства; соразмерность прав обязанностям; обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; повышенная охраняемость; постоянный рост уровня свободы и др.

Структура правового статуса (в обобщенном виде) включает в себя: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Права и свободы личности — закрепленные в законе юридические возможности лица по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения своих интересов. Законные интересы  (спорный элемент) — стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое гарантируется государством в виде юридического дозволения, отраженного в объективном праве либо вытекающего из его общего смысла. Законные интересы — это не только дозволенные, разрешенные, но и не запрещенные стремления граждан к достижению определенных благ: «Все, что не запрещено, дозволено».

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека сгосударством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Содержание правового статуса определяется в зависимости от того, является ли лицо гражданином (подданым) конкретного государства, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Правосубъектность — способность лица иметь права и нести обязанности, т.е. способность быть субъектом права. Гражданство и правосубъектность могут рассматриваться как предпосылки правового статуса или его структурный элемент.

Юридическая ответственность —обязанность лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных проступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Одни рассматривают ее в качестве структурного элемента правового статуса, другие — в качестве проявления деликтоспособности субъекта правоотношений.

общей теории права известны следующие виды правового статуса:

· Общий (охватывает гражданство, права человека (ядро статуса), правосубъектность, правовые принципы, их гарантии, т.е. внутригосударственные права, свободы, обязанности и гарантии, а также выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах);

· Конституционный (внутригосударственные — гражданство, права человека, правосубъектность, принципы, гарантии) – в конституционном праве их уравнивают;

· Отраслевой (правомочия и иные компоненты, опосредованные отраслью права;

· Специальный или родовый (выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности);

· Индивидуальный или социальный (пол, возраст, семейное положение). Он подвижен, динамичен, меняется; и др.

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, базовым, исходным для всех остальных, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.  Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций.

Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым.

Общий, родовый и индивидуальный статусы соотносятся как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Специальные, индивидуальные и все прочие статусы должны соответствовать общему (конституционному) статусу как базовому, первичному, исходному.

Состав правосубъектности индивидов:

Правоспособность — способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности (общая, отраслевая и специальная (должностная)) — от рождения до смерти.

Различают виды правоспособности:

· общая правоспособность – способность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством и правами человека;

· отраслевая правоспособность. Гражданская правоспособность возникает с рождения, для юрлиц — с момента регистрации;

· специальная (должностная) правоспособность судьи, прокурорского работника и т.д.

Дееспособность — способность своими действиями осуществлять права и обязанности (полная, частичная и ограниченная по суду).

Деликтоспособность — способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (по отраслям права). Различают виды дееспособности:

· полная дееспособность— с момента совершеннолетия;

· частичная — до 14 лет (малолетние), с 14 до 16 — несовершеннолетние;

· ограниченная — по суду (алкоголики, наркоманы, игроманы).

Право- и дееспособность разделяют только в гражданском праве. В других отраслях они образуют единую право-дееспососбность, т.е. если обладает правом, то может реализовать его сам.

Юридические обязанности личности — это официальная мера должного поведения; установленные и гарантированные государством требования к поведению человека. Юридические обязанности в единстве с правами, свободами и законными интересами личности составляют основу функционирования правового государства и являются средством правового регулирования и выступают как способ укрепления законности и правопорядка.

Различают следующие поколения прав человека: 1) гражданские и политические права человека — это либеральные ценности, направленные на обуздание произвола государства; 2) экономические, социальные и культурные права человека возникли в результате борьбы за улучшение экономического положения. Их «продвигали» и неолибералы (Кейнс, Ласки), и марксисты;

3) коллективные, солидаристские права человека и права народов, права меньшинств: право на мир, на здоровую окружающую среду, на информацию, на развитие и др.

Выделяют следующие принципы прав человека: гуманизм, свобода, равенство и равноправие (недопустимость дискриминации по любому признаку), универсальность –на все страны независимо от членства, постоянное развитие и постоянный рост уровня свободы, соразмерность обязанностям.

таб. Подходы к пониманию прав человека

Естественно-правовая концепциявозникла раньше других и основана на: • признании прирожденных неотъемлемых, познаваемых разумом естественных, неписаных прав, на развитых гражданских правах; • примате человека над государством, которое обязуется защищать правомерные действия человека. Очень развиты гражданские права.  Современная теория возрожденного естественного права с растущим содержанием (Ж.Маритен) положена в основу Всеобщей декларации прав человека. Ее духу соответствуют конституции США, Италии, Испании, Франции. Позитивистский подход к пониманию прав человекапризнает: • права человека как установленные по закону государством дозволения, правомочия человека в определенной сфере; • лишь позитивно закрепленные по форме права; • свободу государства в определении объема прав человека и (не)признании отдельных прав; • примат государства над личностью (патернализм); • первостепенность социально-экономических, культурных прав человека.    

 

Особенности понимания прав человека в разных правовых системах:

• демократическая система капиталистического общества подразумевает индивидуалистический подход, акцент на гражданских и политических правах;

• социалистической концепции характерны коллективисткая трактовка прав человека, приоритет государства перед гражданином, этатический позитивизм. Человек рассматривается как средство для обслуживания государства (партократии). Основными правами являются социально-экономические права;

• мусульманское право признает собственные международные документы по правам человека в рамках шариата (например, Каирская декларация прав человекав исламе, Арабская хартия прав человека). Критерием прав человека в 46 странах исламского мира выступают религиозная и половая принадлежность человека. Акцент делается на обязанностях, а не правах человека.

Расхождение в теоретическом понимании прав человека преодолевается ориентированностью на построение правового государства и реальным желанием государства защищать права человека. Так, нет разницы в уровне защиты прав человека в позитивисткой Австрии и непозитивисткой Великобритании, поскольку те и др. ориентированы на правовое государство и разница нивелируется в рамках одних международных договоренностей и организаций. Есть права, которые зависят от реального благополучия государства и его возможностей. Международные конвенции — показатель позитивизма.

«Права человека» и «права гражданина» —близкие понятия, подразумевающие разные аспекты. Права человека подчеркивает врожденность и неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем людям свободы и достоинства. Права гражданина исходят из характеристики личности как гражданина государства. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются каждому, а иные только гражданам. Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с правами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей.

По конституции допустимо приостановление прав человека только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, предусмотренных Конституцией и законом. Ограничение прав и свобод личности допускается:

1) только в случаях, предусмотренных законом;

2) только в прямо предусмотренных Конституцией целях в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Не ограничиваются права:

на жизнь, свобода от пыток, жестокого, бесчеловечного либо унижающего его достоинство обращению или наказанию, свобода от медицинских или иных опытов без его согласия, презумпция невиновности,свобода совести, мысли и религии.

Ограничение прав (дерогация, т.е. непресонофицированная) в следствие формулировки правовых норм имеет место в следующих случаях. Законодатель нередко, пользуясь генеральным конституционным уполномочием, сводил основное право или свободу к чрезвычайно узким возможностям для человека, ставя его под весьма строгий контроль государства по принципу: «Имею право? – Имеешь.- Значит могу? – Нет, не можешь». Широта формулировок критериев для правомерных ограничений увеличивает риск злоупотребления дерогационными мерами и сглаживает контрольную функцию суда.

Ограничения реализации прав (это не дерогация) — индивидуальные (казуальные) ограничения в ходе правоприменительной (административной и судебной) практики: в качестве меры пресечения правонарушения; в процессе оперативно-розыскных мероприятий; в качестве меры ответственности (наказания) за правонарушение; в качестве санкции за нарушение правомочий в рамках осуществляемого субъективного права.

Временное ограничение прав в условиях особого правового режим — это ограничения чрезвычайного или военного положения, карантина, режима чрезвычайной ситуации, режима контртеррористической операции.

Бывают «статусные» ограничения: в отношении некоторых категорий лиц с определенным правовым статусом, например, государственных служащих; в отношении лиц, в зависимости от состояния их здоровья, возраста, пола и т. п., что, естественно, определяется законом, а иногда требует еще и судебного решения (например, при ограничении дееспособности).

Право на дерогацию предполагает правомерное ограничение прав человека.

Согласно ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах: абсолютные права не подлежат никаким ограничениям в условиях чрезвычайного положения в государстве, даже если имеется угроза существования нации (жизнь, пытки, рабство, вследствие невыполнения

договора, правосубъектность, свобода мыли и совести, религии).

Согласно п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах дерогация допустима на право беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: для уважения права и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Ст. 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»

Важны принципы, регулирующие ограничения и пределы осуществления прав человека и свобод: справедливость и самоопределение; социальная солидарность (помощь экономически более развитых стран и людей более слабым); законность; правопорядок (любая акция требует санкционирования законодательной властью); уважение достоинства личности; права и свободы абсолютны, а ограничения — исключения; справедливое и свободное разбирательство в суде; соразмерность ограничения потребности или высшему интересу, ради которого ограничили право.

Соотношение естественного права и прав человека отражено в понимании прав человека как моральных требований к государству, подразумевающих два аспекта (М.Крэнстон):

• естественные, неотъемлемые и неотчуждаемые права, присущие человеку в силу человеческой природы (их назначение — поддерживать чувство собственного достоинства);

• юридические права, устанавливаемые в нормотворческом процессе как на национальном, так и на международном уровне.

Христианство можно рассматривать как мировоззренческую основу прав человека. Идея прав человека — продукт Европы. В рабовладельческом персоноцентристком обществе зародились идеи гражданства, демократизма, республиканизма. Граждане обладали политическими правами (личной свободой, участвовали в принятии государственных решений, в правосудии). Труд был обязанностью рабов. При всей ограниченности идеи гражданства требовали высокой культуры. Неслучайно для уникальной формы государственного устройства — политии — самое главное — свобода. Но это еще не права человека: для этого нужно другое мировоззрение, где человек важнее государства. Этому учило христианство и Христос в своем конфликте с властью. Христианство в средние века признавало естественные законы выше государства и позитивного права. Даже более того, обязывало нарушать закон, если он противоречил воле Божьей. Во многом благодаря воздействию христианства Европа пошла по пути завоевания прав человека. В эпоху феодализма была устранена категория полностью бесправных людей. Буржуазная школа естественного права с идеями равенства, справедливости, законности взглянула на человека как на автономного, независимого отгосударства индивида, наделяя врожденными неотъемлемыми правами. Права человека как бы исключались из ведения государства и стали догосударственным явлением. Представительный орган должен был лишь придать форму естественному праву. Социализм в отношении прав человека — шаг назад в средневековье. Права человека были заменены правами рабочих, а реально властью обладала партократия. А категория «враги народа» вообще выглядит дикостью в рамках прав человека.

В учении о правах человека разработала широкая классификация прав человека:

индивидуальные и коллективные; естественные права и производные (закрепленные позитивно); основные и дополнительные; негативные и позитивные; гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.

Основными права человека считаются, с одной стороны, гражданские и политические права, поскольку без них нельзя эффективно осуществлять все иные права. Они указывают на разделение власти с правящей элитой и обеспечивают невмешательство государства в личную жизнь.

К неосновным правам человека относятся экономические, социальные, культурные права. помним - ООН исходит из принципа неделимости прав человека и равной защиты основных и неосновных прав.

С другой стороны, все права, указанные в конституции — основные.

Негативные права (гражданские и политические) осуществляются «против всех», и обязывают государство воздерживаться от ограничений свободы действия личности. Они — основополагающие и абсолютные, поскольку не зависят от ресурсов государства и его уровня развития. В Билле о правах почти все формулировки звучат так: «Конгресс не должен…».

  Позитивные права зависят от реального благосостояния государства и фиксируют обязанности государства обеспечить право на социальную защиту, образование и т.д.

Права человека в объективном смысле — система международных и национальных норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимодействия с другими людьми, отношения между государством и человеком;

Права человека в субъективном смысле — принадлежащие конкретному человеку возможность, правомочие предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством поведения.

К новым видам современных прав причисляют права: юридические — право правосубъектности, право на судебную защиту или на административную юстицию, равенство перед законом и судом, право не подвергаться произвольному обвинению и аресту, право на квалифицированную юридическую помощь и др.; экологические — право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней, право возмещения ущерба здоровью и имуществу; информационные — свободу мысли, право искать, получать, распространять информацию.

Гражданские права человека — права 1-го поколения и предусматривают свободу и автономию физического лица, в первую очередь, его физическую целостность и неприкосновенность. По своей природе они негативные, а по способу фиксации могут быть как естественными, так и позитивными. Вначале они были самореализуемыми, но их развитие все более зависит от активных действий государства. Они служат основой правового статуса человека и гражданина и закреплены в большинстве статей конституции, принадлежат всем независимо от гражданства.

Согласно Конституции Республики Беларусь, гражданскими (личными) правами считают: право на жизнь; право на свободу, неприкосновекнность и достоинство личности; неприкосновенность жилища и иных владений граждан; защита каждого от незаконного вмешательства в личную жизнь, в т.ч. от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и других сообщений, на честь и достоинство;      свобода совести и др.

Политические права человека относятся преимущественно к гражданам Республики Беларусь, дают возможность участия в общественно-политической жизни и осуществлении государственной власти, составляют основу демократии, ограничивают власть. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, индивид участвует в осуществлении государственной политической власти. Политическая правосубъектность в полном объеме возникает с 18 лет. В Конституции Республики Беларусь отражены следующие политические права: право участвовать в управлении делами общества и государства; избирать и быть избранным в государственные органы; свобода объединений; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, о состоянии окружающей среды, право на личное и коллективное обращение в государственные органы и др.

Социально-экономические права относятся к позитивным правам, второму поколению прав человека и, согласно Конституции Республики Беларусь, включают      право на предпринимательскую деятельность,     право на частную собственность, право на труд и отдых, право на образование и др.

Обязанности человека, сопряженные с его правами, исторически имеют тенденцию е сокращению. Всеобщие обязанности по Конституции Республики Беларусь: соблюдать Конституцию и законы; уважать достоинство, права, свободы законные интересы других лиц; платить налоги, пошлины и другие платежи; охранять природу;  обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь; беречь историко-культурные и др. национальные ценности и духовное наследие.

К видам юридических гарантий причисляют:

• идеальные гарантии: презумпции фикции, идеи, концепции, теории, принципы;

• материальные гарантии: нормативная урегулированность правовыми актами общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации; своевременное совершенствование законодательства;

• процессуальные состоят в процессуальном обеспечении прав и свобод граждан;

• технико-юридические (юридические конструкции гражданских исков, договоров, составы правонарушений);

• юридические средства предупреждения, обнаружения, пресечения правонарушения; меры защиты и юридической ответственности; правосудие;

• организационные: надзор и контроль за состоянием законности, деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда и др., президентский контроль; кадровые меры; квалификация юридических кадров и др.

Специально-юридическими гарантиями защиты прав и свобод выступают:

право каждого защищать свои права всеми доступными способами, не запрещенными законом; право на судебную защиту (конституцитуционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводства);     право на внесудебную защиту и административно-правовые способы защиты прав и свобод (право обращения в государственные органы, деятельность прокурора, административный порядок рассмотрения жалоб); равенство перед законом и судом; недопустимость произвольного обвинения и ареста;     соответствие прав и обязанностей; право на гуманное и справедливое применение мер юридической ответственности; презумпцию невиновности в делах с государственным обвинением; право на квалифицированную юридическую помощь; право на охрану потерпевших от преступлений и злоупотребелений властью; право на компенсацию ущерба и вреда, причиненного незаконными действиями органов государства (их должностных лицами); возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и интересы человека; освобождение от свидетельств против себя и близких родственников; право обращения в международные организации по защите прав человека и др.

Различают гарантии прав и свобод человека по содержанию:

• экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, защита собственности и равенство ее форм, социальное партнерство);

• политико-правовые (механизм народовластия, разделение властей сдержек и противовесов, многопартийность, плюрализм мнений);

• социально-правовые (запрет на разжигание национальной, религиозной и иной розни);

• правовые (наличие системы законодательства, независимое правосудие, квалифицированная юридическая помощь, право каждого на защиту всеми не противоречащими закону способами и др.).

Различают уровни гарантий прав человека:

• международный уровень: международные принципы, международные организации и их органы по  решению споров, неправительственные, в том числе правозащитные организации;

• национальный (государственный) уровень, закрепленный в Конституции и законах.


 


СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

План лекции:

1. Сущность государства как категория. Государство в политической системе общества.

2. Естественное и социальное в происхождении государства.

3. Государственная власть и принуждение. Значение государственной власти, ее сила, авторитет. Власть и право.

4. Государство как историческая форма публичной власти. Государство как всеобщий и локальный (новоевропейский) феномен. Государство как территориальная, социальная, этническая и культурная форма власти.

5. Понятие и основные признаки государства. Интерпретация сущности государства в современной науке. Проблемы суверенитета государства. Реальный и формальный суверенитет.

6. Легальность и легитимность власти. Государство как институт легального принуждения. 

7. Государство и население. Этническое, национальное, культурное измерение государства. 

8. Государство и территория. Многомерность государственной территории. Территориальные типы государств.

9. Государство и право. Право как инструмент государства и форма самоограничения государства.

Можно выделить подходы к сущности: 1) совокупность объективных, внутренне необходимых сторон и связей явления в их взаимодействии (Дробязко); это его внутренние стороны, глубинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках (пособие БГУ 2014 г.); 2) смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. 3) интегративный подход наш. Сущность — совокупность свойств, отражающих внутреннее содержание и внешнее предназначение объекта.

1) сущность одна и неизменна у государства вообще. Содержание (конкретизирующая сущность) меняется, т.к. меняются потребности общества. Различают понятия сущности и содержания; 2) в государстве несколько сущностей по мере изменения связи с обществом в связи с развитием общества (раньше была одна, теперь – другая). Уравнивают понятия сущности и содержания. Нельзя понятие сущности конкретного государства распространять на государство вообще, т.к. частное не определяет целое. Сущность конкретизируется: в основных признаках государства, лаконично формулируется в дефиниции.

 

У государства «многогранный стержень», который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих государству качественную определенность универсальной управляющей системы. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства (внешнее); ответить на вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Политическая система общества —  совокупность взаимодействующих государственных и негосудаственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера. Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления. Иначе субъекты выглядят как: государственный аппарат, социальные объединения и граждане.

В политической системе общества государство занимает ведущее место, т.к: государство самый массовый политический институт, официально объединяющий и представляющий в пределах государственных границ все население страны; призвано организовывать управление обществом; основной субъект социального регулирования, обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни, поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений; выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, а публичные интересы всего общества; интегрирует общество в единое целое на основе обобщения частных интересов через представительство социальных объединений (формирует общие, коренные, долговременные цели всего общества, т.н. общее благо; объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы); обладает суверенитетом, т.е. безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти; регистрирует социальные объединения, легализует их деятельность. Запрещается государственное вмешательство в деятельность социальных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государства и их должностных лиц.

Государственным служащим не запрещено состоять членами социальных объединений, но при исполнении должностных обязанностей они должны руководствоваться исключительно интересами службы. Создание организационных структур политических организаций в государственных органах, особенно судах и правоохранительных органах, не допускается.

Имеется взаимный контроль государства и социальных объединений. Государство контролирует законность создания и деятельности последних, при выявлении правонарушений применяет меры принуждения вплоть до ликвидации социального объединения. Социальные объединения осуществляют общественный контроль за законностью и эффективностью государственного управления. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод социальных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения социальных объединений по совершенствованию государственного управления, привлекает их к реализации отдельных государственных программ. Социальные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики.

таб. Соотношение естественного и социального в происхождении государства

Естественное, объективное Социальное, субъективное
То, что характерно самому объекту, независимо от субъекта и его сознания. Государство существует как действительность и как категория, отражающая ее бытие.   Свойственное человеку и обществу (субъекту) и зависит от его деятельности и сознания. Государство создается сознательно (божественно или человеком, обществом). Государство осуществляется сознательно через поведение и зависит от субъективной воли ее лидеров.

Объективно-социальное преобладает в государстве. В отличие от естественной объективности социально-объективное сопряжено с сознанием и может ослабляться или усиливаться сознанием. 

Государство социально-объективно, т.к.: возникло под влиянием объективно обусловленных потребностей человеческого общества в справедливом (с т.зрения интересов личности и общества) управлении общими делами, позволяющими осуществить производство, обмен, распределение, потребление и гарантировать жизнь и права личности; неизбежно отражает объективные законы функционирования общества; у государства есть собственные объективные законы его возникновения, развития и функционирования; государство объективно по своим источникам, тенденциям, сущности. Его нельзя отметить по распоряжению; государство вообще, его сущность, принципы, предписания, существуют как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта; первичным в государстве как объективной реальности является власть; оно должно соответствовать объективным потребностям и воплощаться в адекватных формах. Извращенное же представление о воплощении в государстве объективной необходимости и его реализация делают государство неправовым.

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы); способность государства в лице представителей государственной власти (государственных органов и должностных лиц) подчинять себе волю и поведение иных субъектов в интересах всего государственно организованного сообщества или отдельных его частей.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять. Государственная власть это способ руководства (управления) обществом; это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент; а государство способ (форма) организации общества; это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

Специфика государственной власти заключается в том, что: она л егитимна и легальна; жестко конституируется правовыми средствами и опирается на принудительную силу; обладает монополией на легитимное насилие — государство имеет право в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей; распространяется на все общество, непосредственно с населением не совпадает и осуществляется особым аппаратом посредством властвования; осуществляется государством в форме формальных законов, указов и правовыми с санкциями за их неисполнение.

Признаками государственной верховной власти являются:

1. верховенство проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

Это высшая власть в государстве, источник полномочий всех его органов и делегирует им соответствующие полномочия, может отменить, признать ничтожным любое проявление другой общественной власти;

2. Суверенность — обязательность, самостоятельность и независимость решений по отношению ко всем другим видам власти как внутри государства, так и за его пределами (в пределах соблюдения суверенных прав других государств, а также общепризнанных норм международного права).      Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Носитель верховной власти называется сувереном;

3. Единство (неделимость). «Государственная власть всегда одна и, по своему существу, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории» (Шершеневич). Государственные органы подчинены верховной власти;

4.Легальность в использовании силы (формально-юридическая законность) («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

5. Неограниченность, всеохватываемость. Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе;

6. Полнота. В государстве отсутствует какая-либо власть, неподконтрольная верховной;

8. Всеобщность, публичность. Она безлично обращена ко всем гражданам от имени всего общества в форме права - закона;

9.Постоянство. Носители власти, их персональный состав может и должен меняться, сам же институт публичной власти, его сущностные проявления неизменны, точнее - неизменна его природа.

9. Непрерывность. Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового;

10. Моноцентричность, т.е. принятие решений из единого центра;

11. Многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других);

12. Интегративность — делает население народом;

13. Инклюзивность – соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.

Государственная власть публичная (официально управляет делами всего общества в целом). Но государственная власть не тождественна ни политической, ни публичной власти; политическая, т.е. регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти); суверенная; осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом); обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства); обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета казны государства); распространяется на всех лиц (физ. и юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты); монопольно издает нормативно-правовые акты.

Основные принципы устойчивости власти результативность и легитимность — процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций. Классификация легитимности и власти по М. Веберу та же, что и типы господства.

Соотношение власти и права неоднозначно. С.С. Алексеев писал о парадоксе этого соотношения – единстве и борьбе противоположностей. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть,— особенно государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Парадокс заключается в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими качествами, которые по мере упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила ущемляет право, превращает его в «служанку» власти, наделяет его качествами так называемого «телефонного» права, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

Публичная власть — одна из главных сторон, условий нормального функционирования государственно-организационного общества. Государству как исторической форме публичной власти не может быть противопоставлена никакая другая социальная власть. 

В науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Ее рассматривают: обычно в качестве одного из основных признаков государства; иногда как синоним государства; нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью. 

Публичная власть — это выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Так, в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной. Она действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем. Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы. Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.

Свойства публичной власти таковы: по своей природе публичная власть является разновидностью социальной власти, носит волевой характер. Это сила, которая делает политическую волю реальным фактором общественной жизни, обладает общеобязательностью для населения, суверенитетом, проявление политической воли её носителями. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти нет, и не может быть,

Носителями публичной власти являются: политически лидирующие группы, классы и т.д., т.е. политическая элита, персональное «лицо», которыми определяется спецификой политической системы и взаимодействия внутри неё в конкретной стране. Поэтому реальных субъектов властвования порой распознать весьма сложно. Однако независимо от «местной» специфики, любая публичная власть изначально коллективна.

Государство можно рассматривать как всеобщий и локальный феномен Национальное государство и его национальная культура – это одно из наиболее ярких проявлений феномена локального. Государство не может существовать в качестве единого целого, если существует угроза разрушения идентичности его членов, прежде всего, национальной. Это означает взаимозависимость: идентичность государства определяется локальным (история государства – моя история). В то же время локальное определяется идентичностью как основой существования локального (история государства история его граждан).

 Национальное государство в современном мире «включает» механизм самозащиты перед лицом стирания его основ национально-культурных границ перед угрозой потери национально-государственной идентичности.

Государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной. По определению С.Г. Дробязко, г осударство — универсальная, наиболее совершенная, самая мощная, располагающая аппаратом принуждения политическая организация, предназначенная для управления обществом на основе права с целью обеспечения социального прогресса.

Признаками государства выступают: способность быть единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах; аппарат управления и принуждения (публичная власть); территориальная организация населения / власти (территориальный признак); суверенитет; наличие казны; монопольное право на издание правовых актов. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан и регламентируют деятельность самого государства.

Фундаментальными признаками государственно организованного общества (государства) иначе называют государственную власть (управленческая основа государства), государственный народ (социальная основа государства) и государственную территорию (материальная основа государства).

Для аппарата управления характерно: он специально предназначен для управления обществом; обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения; имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты; существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (все органы власти в широком смысле).

Казна состоит из: налогов и обязательных платежей, государственных кредитов, внутренних и внешних займов, таможенных пошлин, ценных бумаг, валютных ценностей, золотого запаса. Она обеспечивает содержание государственного аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.

Суверенитет обладает свойствами универсальности (властная сила государства распространяется на всё население страны); верховенства; неделимости; непроизвольности, неотчуждаемости, неограниченности по времени; наличия у государства таких средств воздействия на общество, какими не располагает никакая другая власть (армия, милиция, органы государственной безопасности, тайные службы и тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения и т.д.); осуществления властных велений по таким каналам, которые другим властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, система правосудия и т.д.).

Государственный суверенитеткак понятие сформировалось в XVI-XVII вв. (Ж. Боден, Г.Гроций, Т.Гоббс). Аспекты суверенитета государства: внутренний означает верховенство власти в пределах определенной территории, и внешний носитель суверенитета выступает независимым и самостоятельным субъектом международных отношений равноправный на международной арене и сотрудничествующий с другими государствами; суверенитет de jure и суверенитет de facto.

  Формальный суверенитет имеет место, когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически в силу влияния и давления на государство других государств не осуществляется. Существуют два способа частичного ограничения суверенитета: принудительное ограничение суверенитета (им обладает побежденное государство) и добровольное ограничение суверенитета. Ограниченный суверенитет у государства, когда вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации).

   К проблемам суверенитета государства (на примере Российской Федерации — далее РФ) относятся: недостаточно развитая и неэффективная политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют закрепленному конституционному порядку. Исходя из политико-правовой сущности суверенитета, это ведет к разрыву формы и содержания суверенитета; федеративная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета РФ при конституционном определении республик в составе РФ в качестве государства. Формальное понимание государственного суверенитета, без опоры на политическую основу, позволяет признать суверенными национальные республики в составе РФ, что не допустимо; незавершенный процесс формирования государственной идеологии; сырьевой характер развития экономики никогда не даст возможности быть конкурентоспособной в масштабах мировой экономики и влияет на государственный суверенитет страны; многонациональность государства; продолжающийся экономический кризис.

Народный суверенитет выражается в том, что: народ осуществляет свою власть самостоятельно; он является единственным источником власти в государстве (ст. 3 Конституции); народ осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов), так и опосредованно через представительные органы; суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики; именно народ узаконивает государственную власть, осуществляет контроль за ее деятельностью путем перевыборов должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности, отзыва депутатов и др.

Понятие суверенитет нации означает право нации на самоопределение. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Нация это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка и культуры.

Легитимность — это этическая, оценочная характеристика власти (власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легитимность власти означает: а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения; г) готовность добровольно ей подчиняться. М.Вебер писал: «Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти; нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством. Неюридический термин.

Легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия. Легальность власти — понятие юридическое, этически нейтральное, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам; нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности: а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону.

Форма легализации власти законодательная (Конституция). Нелегальная, мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия, опирается на «теневое право». Но и легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. Поэтому в западной политологии разработан показатель «порог легитимности власти» - определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Если по результатам опросов больше 30% населения выражает доверие власти, она легитимна. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как политический институт общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг порядка 60-70% и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. В демократической практике распространена такая форма сопротивления власти, выражения ей своего недоверия, как акции гражданского неповиновения и др. средства ненасильственной борьбы.

Принуждение – это специфика государст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: