Функции и аппарат государства

План лекции:

1. Функции государства как основные направления в осуществлении государственной власти и разграничении ее ветвей. Структура и классификация функций государства.

2. Внутренние и внешние функции государства. Законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная, судебная, контрольная, надзорная функции. Внешние функции государства.

3. Понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Обусловленность структуры государственного аппарата функциями государства. Государственный орган, государственная организация, государственное учреждение. Должностное лицо, государственный служащий. Государственная служба.

4. Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата демократических стран.

5. Система органов государства. Глава государства, законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

6. Экономические, политические и социальные предпосылки трансформации государственного аппарата.

Функции государства — основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни; устойчиво сложившиеся, повторяющиеся и объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться.

Структура функций государства включает в себя: объект — сфера общественных отношений; содержание — конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаками функций государства являются следующие моменты:) функции реализуются скоординированными действиями всего государственного механизма и использованием преимущественно властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия; функции — исторически меняющиеся, эволюционирующие направления деятельности государства, производные от целей и задач на определенном этапе развития общества. Цели и задачи отражают основные направления избираемой правительством или режимом политической стратегии и средства её реализации; 3) они объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, их актуальными целями и задачами как на протяжении всей истории государства, так и в определенный исторический период; 4) при их реализации велико значение и субъективного фактора; 5) по функциям можно судить о том, кому служит государство, чьи интересы выражает; 6) в начале государство выполняло мало функций, их большинство было классовыми. Сейчас – классовость не ярко выражена, повышается значимость общесоциальных функций.

Основная функция государства обеспечение комфортного проживания своих граждан; поддержание такого уровня организации общественной жизни, который обеспечивает не только процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей. С этой целью государство выполняет ряд задач: оборона собственной территории; обеспечение целостности государства; решение экономических и социальных проблем; оптимальное управление хозяйством и обществом.

К лассификация функций государства охватывает виды функций по критериям: по объектам государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, защиты суверенитета и др.; по продолжительности действия: постоянные (на всех этапах развития государства) и временные (на определённый этап развития государства); по значению: основные и дополнительные; по видимости: явные и латентные; по степени отражения интересов различных групп населения: ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые); по влиянию на общество: охранительные функции — это деятельность государства по охране существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.); регулятивные функции — это деятельность государства по развитию существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.); по сферам деятельности государства: внутренние и внешние.

  Внутренними функциями государства являются: правовая — защита конституционного строя, обеспечение правопорядка, установление правовых норм (нормоустановление), охрана прав и свобод человека и гражданина; политическая — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества, создание демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах; экономическая — организация и регулирование, стимулирование экономической жизни; социальная — социальное обеспечение, справедливое распределение благ, защита интересов категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни, обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества всех слоёв общества, поддержка здравоохранения и др.; экологическая — охрана природы, обеспечение здоровой среды обитания, установление режима природопользования; культурная — поддержка культуры и духовных ценностей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства; образовательная —обеспечение высокого уровня образования, его непрерывности, предоставление равных возможностей получения образования; организаторская — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы; обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности; с табилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе.

Внешними функциями государства выступают: внешнеполитическая — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях, отстаивание национальных интересов; обеспечение национальной безопасности —защита территориальной целостности, суверенитета государства, обеспечение его обороноспособности; поддержание мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, обеспечении мира и предотвращении военных конфликтов, в решении глобальных проблем человечества; взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. Ранее выделяли только 2 функции: военную функцию и функцию сотрудничества с др. государствами.

Имеются два подхода к формам осуществления функций государства:

· первый подход: это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.): 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная;

· второй подход: однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания, санкционирования, изменения или отмены нормативных правовых актов и норм др. источников права. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества — законодательная деятельность — издание представительными и  законодательными органами законов. Особенностями законодательной деятельности являются ограниченный круг субъектов законодательной инициативы и строгая процедура законотворчества.

Формами правотворчества выступают: принятие законов и подзаконных нормативных правовых актов; принятия актов референдума; заключения нормативных договоров; судебный прецедент.

Управленческая деятельность (исполнительная, административная, исполнительно-распорядительная)   — основанная на законах оперативная, повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в различных предметных сферах.

Проблемами эффективности исполнительной деятельности сталоразрастание в последнее время исполнительных структур на всех уровнях, их попытки освободить себя от всякого рода контроля или сделать его «условным», утверждения о необходимости укрепления государства, борьбы с преступностью (коррупцией) и т.п. Между тем, в условиях перехода от тоталитаризма к демократии возрастает необходимость усиления контроля за исполнительной деятельности со стороны законодательных органов, поскольку усиление позиций исполнительных структур чревато усилением властного монополизма, подрывом основ демократии, неконтролируемым ростом чиновничьего аппарата, исподволь подгребающего под себя реальную власть, бюрократизацией и произволом.

Судебная деятельность —осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Она осуществляется от имени государства судами путем: рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении порядка, правил и принципов судопроизводства, и в применении судом, в случае необходимости, правовых санкций к нарушителям законодательства.

Отличительные черты процессуальной формы судебной деятельности таковы:

1) подготовка к судебному разбирательству, разбирательство и разрешение отнесенных к компетенции суда дел и применение правовых санкций к нарушителям законодательства осуществляется судом в судебных заседаниях;

2) порядок возбуждения, подготовки к судебному разбирательству, разбирательства и разрешения дел в судебных заседаниях строжайшим образом регламентирован законом;

3) за лицами, заинтересованными в исходе дела, признается право в той или иной мере непосредственно участвовать в разбирательстве дела судом;

4) лицам, участвующим в судебном разбирательстве, законом предоставляются и гарантируются процессуальные права, дающие им возможность защищать свои интересы в суде;

5) постановления (решения, приговоры) суда по разбираемым и разрешаемым им делам должны быть основаны на фактах, выясненных и установленных судебным разбирательством в порядке и средствами, предусмотренными законом.

Контрольно-надзорная деятельность — этовсе виды государственного контроля и надзора за законностью. Особенно — прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов, осуществляемый Генеральным и подчиненными ему прокурорами. Контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаками контроля выступают: между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого; контролирующий имеет право вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Государственный контроль осуществляется различными органами: прокурорский надзор, парламентский, президентский, судебный контроль, контроль органов исполнительной власти, конституционный контроль Конституционным Судом; финансовый контроль и контроль за соблюдением прав человека (Уполномоченным по правам человека).

Контроль органов исполнительной власти бывает: а) общий; б) ведомственный; в) надведомственный.

Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Особенность контрольно-надзорной деятельности прокуратуры заключается в том, что прокуратура не наделена административными функциями, не решает дел о нарушении законности по существу и не применяет правовых санкций к нарушителям законности. Нередко органы, осуществляющие контрольно-надзорную функцию государства, при проведении проверок ограничиваются констатацией фактов нарушений и требованиями (рекомендациями) по их устранению без оказания соответствующей практической помощи. Желательно, чтобы они не только изобличали, но и помогали устранить недостатки и не допустить их впредь.

Правоприменительная деятельность —властная организационно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов, по выполнению законов и подзаконных нормативных правовых актов путем издания актов применения права, направленная на разрешение юридического дела. Различают виды правоприменительной деятельности:

· оперативно-исполнительная деятельность — повседневное разрешение разносторонних вопросов управления делами общества властная, исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права.

· правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы госорганов: по охране норм права от нарушений, защите субъективных прав граждан и обеспечению выполнения ими юридических обязанностей, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, принятие мер по предупреждению нарушений.

Следуя второму подходу, различают следующие формы осуществления функций государства:

1. Правовые формы осуществления функций государства - однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов: правотворческая деятельность (издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм); правоприменительная. Правовые формы всегда являются организационными. Но далеко не все организационные формы – правовые.

 2. Организационные (неправовые) формы осуществления функций государства:

• организационно-регламентирующая деятельность — направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

• организационно-хозяйственная деятельность— это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

• организационно-идеологическая деятельность — это оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

Государство – правовая фикция. Реальные черты обретает только в связи с наличием организационной структуры, которая обеспечивает его функционирование целенаправленное и упорядоченное.

Государственный аппарат — в самом широком смысле – органы государственной власти и др. госорганы, государственные организации и учреждения, не обладающие властными полномочиями, но жизненно необходимые государству для выполнения своих функций; это иерархическая система публичных органов, осуществляющих функции государства и выступающих от его имени. Здесь госаппарат как совокупность всех государственных органов совпадает с механизмом государства, идентичен ему.

Государственный аппарат — в более узком смысле — система всех органов государственной власти; совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти и осуществления функций государства; система органов, осуществляющих функции госвласти (по С.Г. Дробязко). Масловская, Шагиева сторонники этого подхода.

Государственный аппарат в узком смысле — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контрольно-надзорных органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции; подсистема органов государственного управления, т.е. исполнительно-распорядительный аппарат (чиновничий, аппарат государственного управления). Ленин, Малько, административисты придерживаются этого подхода.

Государственный аппарат — это структурная часть механизма государства, специально предназначается для осуществления государственной власти. В государственный аппарат входят только государственные органы. В государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества.  

Политическая организация общества состоит из: государственных, общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

  Политическая система (С.Г. Дробязко) охватывает государство, полит.партии, объединения политической молодежи, товарищеские суды, суды чести в армии, общественные обвинители и общественные защитники, народные дружины, заседатели, собрания граждан, собрания трудовых коллективов, решающие политические вопросы.

Элементами политической системы являются: политические и неполитические объединения, непосредственной целью которых политика не является, но прямо или косвенно на нее влияют (профсоюзы, кооперативные др. общественные объединения).

Признаками государственного аппарата выступают следующие моменты: он обладает монопольным правом выступать от имени всего общества и государства; состоит из государственных органов и государственных служащих (профессиональная деятельность); обладает внутренней иерархичной организацией, обеспечивающей его единство; призван реализовывать функции государства, что определяет характер его внутренней организации, формы и методы деятельности.

В структуру государственного аппарата входят: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы надзора и контроля; дипломатические органы.

Т.Масловская к государственным органам (государственному аппарату) причисляет органы законодательной, исполнительной, судебной власти, государственные органы с особым статусом (Президент Республики Беларусь), другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов), другие государственные органы (Администрация Президента, Совет безопасности).

Механизма государства также понимается в нескольких смыслах. Механизм государства в узком понимании целостная иерархическая система всех органов государства, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею, осуществляющих его функции; здесь совпадает даже с усредненным понятием «госаппарат».

Механизм государства в более широком понимании это целостная иерархическая система государственных органов (госаппарат) и учреждений, организаций, вооруженных сил, предприятий, материальных средств государственной власти практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм государства, во-первых, определяется как процессуальная, сторона функционирования государственного аппарата (то, как организован сам процесс государственного управления); во-вторых, он объясняется как весь государственный сектор общества, включая государственные предприятия и учреждения; в-третьих, он может быть синонимом государственному аппарату; в-четвертых, показывает динамическую сторону функционирования государства.

Составляющими механизма государства являются элементы:    структурные совокупность определённых органов;  функциональные совокупность определённых функций, для реализации которых создана указанная группа органов;  инструментальные совокупность определённых полномочий, способов, методов, приёмов и средств реализации указанных функций. Все эти составляющие находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Уровнями государственного механизма выступают: государственные органы обладают властными полномочиями; государственные учреждения — нет; государственные предприятия; иногда выделяют служащих — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих). Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

Признаками механизма государства считают: целостность — на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов (т.к. единые задачи и цели, принципы организации и деятельности); иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамиду; специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства; между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Механизм практически осуществляет власть и выполняет все функции государства. От функций государства зависит структура государственного механизма, содержание деятельности. К примеру, Д.М. Демичев выделяет чернобыльскую функцию у Республики Беларусь. Или в обществе с классовыми функциями на первый план выходят органы и учреждения насилия, принуждения. Государственный аппарат же реализует законодательную, исполнительную и судебную функции в первую очередь; первичный элемент структуры механизма государства государственный орган; основную (материальную) часть механизма государства составляют государственные организации, предприятия и государственные учреждения, т.е. все для обеспечения функций государства.

К материальным придаткам государственной власти причисляют: органы, предприятия, организации и учреждение, осуществляющие любое обеспечение деятельности государства (армия, полиция, налоговые службы, уголовно-исполнительные учреждения), а также материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, помещения, необходимые для функционирования государственных органов.

Особенность заключается в том, что в механизме государства они выступают не самостоятельным элементом (это только госорганы), а именно вещественным придатком последних.

Негосударственным элементом механизма государства являются общественные организации (функционируют на принципах самоорганизации, самоуправления и самофинансирования). Отношения с государственными элементами в механизме государства – на основе взаимополезности. Различаются виды негосударственных элементов по функциям в механизме государства: властные структуры (органы самоуправления и третейские суды) и органы общественного контроля (экспертиза нормативных правовых актов, выявление правонарушений у госорганов и органов самоуправления –Общественная палата в России), а также группы давления лобби (партии, профсоюзы, корпорации).

Соотношение механизма государства и государственного аппарата неоднозначно: иногда рассматриваются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивал целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность. Только в конце 60-х гг. В.В. Копейчиков предложил считать их самостоятельными: «Механизм государства по объему значительно шире госаппарата, т.к. включает наряду с государственными органами и государственные предприятия, и учреждения».

Госаппарат в основном состоит из всех органов законодательной, исполнительной судебной власти и контрольно-надзорных органов. Механизм государства кроме госаппарата состоит из государственных организаций и т.н. материальных придатков (Шагиева);

Аппарат государства – это все госорганы в статике (цель назначения и компетенция), модель государства, а механизм государства - это все госорганы в динамике (их деятельность и взаимодействие) - Лазарев В.В.

Государственный орган — это организация или лицо, которая выступает от имени государства, выполняет его функции и наделена для этого властными полномочиями; относительно самостоятельная, структурно обособленная часть госаппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на материальную, организационную и принудительную силу государства.

 

Согласно ст. 3. Закона «О государственной службе Республики Беларусь», государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Признаки государственного органа таковы: это самостоятельное звено механизма государства и первичная единица госаппарата, формируется и действует от имени и по поручению государства на правах юридического лица; порядок организации и деятельности, компетенция регламентированы законом; имеет свое место в иерархии, свою роль, четкую компетенцию и территориальный масштаб; имеет публичные государственно-властные полномочия (права и обязанности). В случае превышения своих полномочий имеет место властный произвол и должностное правонарушение; характер деятельности государственных служащих профессиональный возмездный; взаимодействует с др. частями государственного механизма.

Компетенция — объем публичных дел, законно возложенный на уполномоченный орган государства; совокупность властных полномочий органа (обязанности равны правам) плюс предмет ведения (конкретные цели и задачи, которые подлежат разрешает и выполняет госорган).

Государственно-властное полномочие предполагает: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) данные предписания обеспечиваются мерами убеждения, поощрения, организации и возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение и может распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Классификация государственных органов основана на следующих критериях:

· по характеру осуществляемой власти: законодательные органы через создание законов регулируют общественные отношения, оперативно реагируют на их изменения, закрепляют и юридически оформляют волю большинства граждан; исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов; судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством; надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами;

· по характеру задач: ординарные (для плановых задач) и чрезвычайные (для незапланированных задач: катастроф и т.д.);

· по времени действия постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач);

· по формированию выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные, представительные (парламент и советы), т.е. избираемые и исполнительные (назначаемые);

· по месту в иерархии вышестоящие и нижестоящие;

· по объему властных полномочий высшие или центральные (на территорию всего государства Центральная комиссия по выборам и провед. респ. реф.) и местные (в административно-территориальных единицах Советы и исполнительные и распорядительные органы, суды, органы прокуратуры). Не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления);

· по широте компетенции общей, отраслевой и специальной компетенции (специализируются на выполнении какой-то одной функции, одном виде деятельности (министерства финансов, юстиции)). Например, правительство орган общей компетенции, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства;

· по способу возникновения: первичные никакими другими органами не создаются: либо возникают в порядке наследования (монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы); производные создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.).

Государственные организации — организация, подразделение механизма государства (его «материальные придатки»), созданное для осуществления государством своих функций и наделенное соответствующими полномочиями в сфере своей компетенции (но не властными).

Виды государственных организаций: военные, научные, правоохранительные, налоговые, образовательные, в сфере здравоохранения и др.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Организация, находящаяся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящая в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

(Положение о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296)

Виды организаций таковы: по цели (коммерческие и некоммерческие); по роду деятельности (предприятия, учреждения и др.).

Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной, науки, образования, здравоохранения.

Различают следующие виды государственных учреждений: непосредственно осуществляющие культурные, социальные и иные функции (государственные поликлиники, больницы, школы, университеты, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых); штатные аппараты парламента, обеспечивающий его функционирование, документооборот, рассмотрение обращений граждан и организаций; в широком смысле государственные учреждения органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан (любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д.).

Государственные учреждения характеризуются: наличием штатного персонала сотрудников, являющихся служащими и госслужащими; внутренней структурой и субординацией; сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера.

Государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.).

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

таб. Соотношение понятий служащего и государственного служащего

Служащий в РФ гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий:  1) управленческую деятельность или 2)социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение. Государственные служащие— один из видов служащих. По аналогии с понятием государственной службы:  в широком смысле— лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле— лицо, занимающее должность в государственном органе.

 

Понятие государственного служащего имеет 3 аспекта:

1. с государственно-правовой точки зрения, это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения; представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями; это продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.

2. с административно-правовой точки зрения, имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции;

3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Государственный служащий — это лицо, занимающее должность в государственном аппарате, и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами функции его органов; работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Государственные служащие известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

Основными признаками государственного служащего считают то, что:

1. В государственных органах работают государственные служащие – первичная ячейка государственного аппарата;

2. Государственная должность — это особое положение, занимаемое в государственном аппарате, которое предполагает: наличие совокупности прав и обязанностей, определение функций реализуемых от имени государства, специальные меры поощрения и принуждения обеспечивающие исполнение служащими своих должностных обязанностей. Должность индивидуальна (чины, ранги, классы и т.д.);

3. Доступ к службе осуществляется через специальную процедуру: заключается в выборах, назначении, в замещении должности по конкурсу, сдачи квалификационного экзамена, и т.д.;

4. Профессиональный характер государственной службы. Служба основное место работы и источник средств существования чиновников. Им запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, творческой и научной;

5. Госслужащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

Различают следующие виды государственных служащих: а) лица, чьи должности связаны с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, премьер, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в гос. лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают зарплату из госбюджета).

По характеру полномочий государственные служащие делятся: а) на должностных лиц; б) оперативный состав (т.н. функциональный состав); в) вспомогательный персонал. Оперативный состав (функциональные работники)

это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, выдают больничные, рецепты).

Вспомогательный персонал государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

Должностное лицо в широком смысле (лат. рersona publica; англ. оfficial, officer) — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции: представителя власти занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях или должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное лицо в узком смысле — только те государственные служащие, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным, т.е. представители власти в узком смысле.

Должностные лица какпредставители государственной власти, госчиновники делятся на виды: а) государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия); б) а также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители структурных подразделений органов – начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД).

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).

Государственная служба, согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе», представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов. Институт государственной службы регулируется конституционным, трудовым, финансовым и др. отраслями права.

Государственная служба в широком смысле выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях). Ее осуществляют служащие;  в узком смысле выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Ее осуществляют государственные служащие.

Виды государственной службы таковы: в органах представительной, исполнительной и судебной властей; государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Публично-правовой механизм  —специально созданный и постоянно действующий на основе единых принципов иерархический комплекс различных государственных учреждений, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, осуществляющих от имени и по поручению государства его функции по управлению обществом.

Концепция единства государственной власти заключается в следующем:

· В демократическом государстве единым и единственным источником государственной власти является народ. Независимо от статуса орган государственной власти осуществляет власть от имени народа.

· Единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета. Он исключает наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей.

· На территории государства может быть только один госаппарат и одна государственная власть с едиными принципами и способом организации и направлением деятельности.

· Государственный суверенитет сосредоточен в единой системе органов государственной власти. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной. Единая сущность государственной власти в демократическом обществе предполагает многообразие форм ее выражения.

· Даже при политическом двоевластии лишь одна власть может принимать форму государственной власти. В истории редки и кратковременны периоды политического двоевластия: были сосуществование, взаимодействие и/или противоборство различных по своей сущности не государствен­ных, а политических властей.

· Самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Разделение властей не означает раздробление, разъединение самой государственной власти, а разграничение полномочий госорганов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. В таком понимании принцип разделения властей не противостоит абсолютно принципу единства государственной власти и не исключает его.

Раньше считалось, что единство государственной власти жестко противопоставлялось ее разделению на ветви; единство несовместимо с многообразием форм и направлений выражений государственной власти. По мере совершенствования демократических политических, в т.ч. государственных, систем поняли, что единство и разделение властей относительны и вполне совместимы; единство социальной природы государственной власти, общность принципов организации, целей и направленности деятельности ее органов не исключают многообразия форм проявления этой власти; для демократии оптимально единство государственной власти в ее многообразии.

В Республике Беларусь до 1991г. государственная власть организована по принципу верховенства представительных органов (Советов): представительные органы главенствовали на всех уровнях власти и принимали к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или определенной территории; формировали все др.органы государства, которые им подотчетны. Только советы считались органами, обладающими всей полнотой государственной власти, др. органы государства по конституции считались лишь органами государственного управления, правосудия, контроля и т.д., но не власти. Хотя в других отраслях права милиционер — всегда представитель власти. Т.е. действительность противоречила консти­туционной концепции. Реальная власть у центральных органов компартии, которые прини­мали ключевые государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентом на краткосрочных заседаниях.

 Концепция единства власти неоднозначна и имеет 3 аспекта в современном понимании:

· социальное единство власти (следует из единства природы социальных групп общества). Необходим поиск консенсуса и согласия в обществе, чтобы власть стала «равнодействующей» соревнующихся сил и тенденций и обеспечила «честное» соревнование при плюралистической демократии;

· единство принципиальных целей и направлений деятельности всех госорганов. Конституция закрепляет приоритетные цели и ориентиры государственной деятельности. Но это относительно, т.к. даже споры о бюджете показывают разное понимание целей;

· организационно-правовое единство (органами государственной власти признавался только определенный вид органов – типа Советов).

 

Идея единства государственной власти в целом авторитаристская, поскольку ее практическое воплощение антидемократично (широкое использование насилия мер в государственном управлении); сосредоточение всей полноты госвласти в руках одного должностного лица, одного органа или одного вида органов (монарх, президент или советы – хотя сами по себе советы как органы местного самоуправ­ления являются демократическими институтами) есть монополизация, концентрация власти, произвол, бесконтрольность в деятельности госорганов. 

Централизация — сосредоточение властных полномочий у государственных органов, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия и применения мер государственного принуждения. При структурном кризисе, распаде государственности, иностранном вторжении и др. полезно единство власти, как и авторитаризм, т.к. временно улучшает управляемость обществом, стабилизирует его, преодолевает анархию. Но чаще требуется оптимальное сочетание централизации и децентрализации государственной власти, что дает принцип единства и разделения властей. Существующие две основные модели — разделение властей и их единство — не являются абсолютными, самодовлеющими. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает «прозаического разделения труда» между различными органами государственной власти.

Наиболее общим подходом конституционного права в современных условиях является соединение идей единства и разделения властей, их взаимодействия и системы сдержек и противовесов.

Теория разделения властей — это идея п остроения и осуществления единой государственной власти на основе четкого разграничения полномочий между ее различными ветвями в целях предотвращения монополизации власти в одних руках; конституционный принцип построения и осуществления единой государственной власти на основе разграничения полномочий между ее государственными органами, группирующимися в различные ветви власти, в целях предотвращения монополизации власти в одних руках.

 Единая суверенная власть принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, независимым друг от друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и совсем изолированной быть не может. Они взаимодействуют, образуя единый механизм государства.

Теория разделения властей в историческом аспекте не содержит единства мнений аб авторстве идеи: одни считают, что идея проистекает от Платона, Аристотеля, а другие — от М.Падуанского ХIII в.). Дж.Лильберн (ХVII в.) еще до Ш.Монтескье выделял судебную, исполнительную и законодательную власть. Глубокую разработку данная теория получила у Дж.Локка (к. ХVII в.) и особенно у Ш. Монтескье (1 пол. ХVIII в.). Оба выступали: против абсолютизма и возможной узурпации государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства;  за разделение власти на уравнивающие и сдерживающие друг друга составные части. Теория юридически оформлена в Конституции США 1787г., Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституции Франции (1791 г.) и т.д. В советском варианте разделение властей есть «нелепость в роли квадратуры круга»; государственная власть как единое целое (единая компетенция Советов). На деле доминировала исполнительная (партийно-административная). Сейчас – один из основных принципов демократии.

Различают гибкую, основанную на идее Дж.Локка о тесном сотрудничестве властей при верховенстве законодательной (парламентская демократия), и жесткую, основанную на идеи Дж.Лильберна и Т.Джефферсона о равновесии, независимости и взаимном сдерживании властей.

М.В. Баглай видит конкретное содержание теории разделения властей в следующем:

а) законы обладают высшей юридической силой и принимаются только законода - тельным (представительным) органом;

б) исполнительная власть занимается в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, подотчетна главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

в) между законодательным и исполнительным органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

г) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

д) ни одна из трех ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой, а тем более не сливается с ней;

е) споры о компетенции решаются только Конституционным Судом через правовую процедуру;

ж) конституционная система предусматривает правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержит взаимные противовесы для всех ветвей власти.

Новые подходы к разделению властей заключаются в том, что: одни признают только две независимые ветви власти, а судебную считают часть исполнительной; вторые видят новые виды власти типа материальной власти материальных придатков государства и силовых органов; третьи различают контрольную и надзорную, президентскую, муниципальную; четвертые видят избирательную, учредительную власть народа; пятые отличают политическую власть политических партий.

  Система сдержек и противовесов — особая форма реализации принципа разделения властей, присущая только правовому государству. При тоталитарном режиме монополизация государственной власти не допускает в отношении    себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция США предусматривет систему сдержек и противовесов как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между госорганами одного уровня).

Известные следующие элементы системы сдержек и противовесов: срочность полномочий должностных лиц различных уровней; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты;  право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента; независимость судейского корпуса.

Законодательная власть  этогосударственная власть, реализуемая путем издания высших актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, в п.о., в сфере финансов; она первичная власть; представительная, т.е. верховная власть представительных органов в механизме государственной власти. Реализуется парламентом — высшим представительным органом; делегированная коллективная, поскольку вытекает из делегированности власти народом своим представителям, реализуется коллегиально.

Функции законодательной власти таковы: законодательная, финансовая, распорядительная, формирующая исполнительные и судебные органы, контрольная за правительством, функция привлечения исполнительной власти к политической ответственности (импичмент).

Исполнительная власть — вторичная, производная, подзаконная, имеющая универсальный, предметный, организующий характер, направленная на осуществление непосредственного управления обществом в форме исполнения законов и других актов законодательной власти. Практически она реализуется через государственное управление, но оно является всего лишь одним из видов государственной деятельности; в механизме государства представлена органами исполнительной власти (политико-правовой аспект) или государственного управления (организационно-правовой аспект). Все ее субъекты есть звенья аппарата государственного управления.

Выделяют признаки исполнительной власти: объектом госуправления является общество в целом, организованное на государственной основе; исполняет законы — основное назначение органов управления - в сочетании с внутриорганизационной деятельностью; осуществляет общее и оперативное руководство материальной базой государсвтенного управления; предметный характер: непосредственными объектами выступают отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства; универсальный характер: осуществляется непрерывно и повсеместно; подзаконный, юридически-властный характер, использует инструмент служебных продвижений и поощерений.

Судебная власть понимается двояко:

как одна из ветвей власти, системное образование, т.е. система независимых государственных судов, наделенных властными полномочиями по разрешению от имени государства правовых споров и применению мер принуждения, предусмотренных законодательством (указывается место судов в механизме государства);    как предоставление судам полномочий по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм (выявляются и анализируются функции и сферы действия судебной власти).

Судебная власть призвана на практике обеспечить верховенство права, реализацию конституционных прав и свобод человека, конституционный строй и др. Она важна в сдерживании законодательной и исполнительной власти. Так, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции, то он ставит в установленном порядке вопрос о признании его неконституционным (ст. 112 Конституции).

Демократические основы судебной власти (гласность судебного процесса, независимость суда, равноправие и состязательность сторон, право на обжалование, коллегиальность, независимость) делают ее важнейшим элементом народовластия.

Судебная власть, во-первых,— независимая ветвь власти, имеет конкретный характер и реализуется путем гласного, состязательного коллегиального, как правило, рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве с соблюдением всех правил судопроизводства; во-вторых, особая, посокольку является арбитром в спорах о праве (осуществляет правосудие) и своеобразным арбитром в процессе законотворчества, т.е. осуществляет конституционный надзор и контроль (чего не было в советское время).

Глава государства — это государственный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, официальный представитель народа. Основное отличие президента от монарха заключается в том, что должность президента выборная, срочная, и он несет юридическую ответственность за свои деяния.

Предназначение главы государства заключается в том, что:     он необходимое звено государственного механизма (между ветвями властями); выступает посредником между ними и высшей инстанцией в кризисных ситуациях; обеспечивает единство государственной власти и взаимодействие ее властей; обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти; он гарантирует стабильность государственной системы; свидетельствует о легитимности государственной власти.

Парламент — общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее, в первую очередь, законодательные функции.

Слово «парламент» происходит от французского слова parler (говорить). Первые зачаточные законодательные учреждения были во времена античности у древних греков и римлян (Сенат).Родиной парламентов считают Англию. Позднее во Франции и Испании также возникли сословно-представительные органы, ограничивающие власть монархов.

Обобщенные полномочия парламента таковы: законодательная инициатива; принятие законов; принятие бюджета и другие финансовые полномочия (бюджетная функция); ратификация и денонсация международных договоров; контрольные полномочия.

Парламентаризм — система организации государственной власти при верховенстве законодательной власти. Правовой институт парламентаризма — совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих правовой статус парламента.

Органы исполнительной власти — это органы управления, звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.

Признаками органов исполнительной власти служит то, что они: являются частью системы государственного аппарата; обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте; обладают определённой организационной структурой; обладают определённой самостоятельностью; действуют от имени государства постоянно и непрерывно; наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на них задач; являются подзаконными органами, ориентированными на деятельность на основе и во исполнения закона; в процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты; действуют на основе принципов государственной службы финансируются за счет бюджетных средств. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование, обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

Правительство (англ. «government» «управлять») — высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и других центральных органов государственного управления. Правительство осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность, является коллегиальным органом общей компетенции.

В VI в. во Франции в оборот вошло понятие «кабинет министров». Кабинет место, где король мог встретиться со своими советниками. Другими эквивалентами понятию «правительство» стали совет министров, государственный совет, федеральный совет. В СССР велась дискуссия о природе и правовом статусе правительства.

В парламентских республиках правительство возглавляется премьер-министром, а в президентских — президентом. В ряде стран исполнительная власть принадлежит и президенту, и правительству (Франция). Если исполнительная власть принадлежит президенту, то правительство — совещательный орган при президенте и не имеет четкого конституционного статуса (например, в США оно отсутствует, а его функции выполняет президент и     его администрация).

 

Государственный контроль  — В правовой науке и в законодательстве нет однозначного толкования понятий «контроль» и «надзор».

Нежелательна понятийная связка «контроль (надзор)», поскольку отсутствуют единые принципы и полномочия деятельности контрольных и надзорных органов.

Законодательство все чаще использует термин «мониторинг», чье соотношение с вышеуказанными понятиями не определено ни законодательно, ни доктринально.

По новой редакции Конституции образован конституционный орган – Комитет государственного контроля путем преобразования Службы контроля Президента и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. С созданием Комитета государственного контроля были ликвидированы нередкий параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных контрольных органов в стране.

С 1.07.2010 г. действует Закон «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», заменивший Закон «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 2000 г.

Комитет государственного контроля

относится к органам надведомственного контроля и осуществляет государственный контроль за отношениями в экономике (в этом его отличие), а именно за:

• исполнением республиканского бюджета;

• использованием государственной собственности;

• исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других госорганов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента.

Принципами организации и деятельности механизма государства считают следующие принципы: приоритета прав человека, демократизма, обязательности реального представительства интересов граждан в системе госорганов; гласности и открытости деятельности; законности и конституционности; компетентности; разделения властей; профессионализма, иерархичности, координации деятельности; сочетания коллегиальности и единоначалия; сочетания выборности и назначения.

На сегодняшний день имеем незавершенный процесс трансформации институтов государственной власти, который начался с распадом СССР. Этот процесс нелинейный. У нас сейчас 24 министерства, а классическая схема — 12. Современная привычная нам модель госаппарата в будущем может сильно измениться из-за развития новых средств электронной коммуникации и повышением уровня образования.

 

Стремительное распространение Интернет влечет: возможность оперативного доступа неограниченного количества людей к проектам НПА еще на стадии их разработки, а также максимальный объем аналитической информации несекретного характера; у граждан, вне зависимости от уровня доходов, принципиально расширяются возможности «самоорганизованно» отстаивать свои интересы на государственном и местном уровнях; возможность каждого гражданина с минимальными издержками обратиться к неограниченной аудитории, что повышает как уровень «социальной интеграции», так и обеспечения гражданских свобод, прозрачности государственности деятельности; повышение эффективности обратных связей между гражданами и органами власти; значительно увеличивается возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, — потенциально до уровня всего политически активного населения. Это постепенно уменьшает остро ощущаемое неравенство политических возможностей граждан формально демократических государств, обусловленное неравенством в распределении собственности и доходов; распространение высшего образования увеличивает число и остроту вопросов, задаваемых госслужащим.

Многоязычный персональный сервис и интеллектуальные многофункциональные системы обеспечат интеракцию между гражданами и администрацией, включая виртуальные общественные мероприятия (публичные слушания, изучение общественного мнения и т.д.).

Систем и средства, чтобы статистика усилила «прозрачность» и доступность структур власти и для обеспечения обмена мультимедийными данными между администрациями разных уровней.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: