Познание и его закономерности. Критика агностицизма Юма, Канта

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом - индивид, коллектив, общество в целом. Объект- это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, познавательная деятельность субъекта. Объект в его отношении к субъекту - это познанная реальность, та которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. В субъекте и объекте есть момент относительности, если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Объекты могут выступать не только материальные, но и духовные

Агностицизм – мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности.

Девид Юм. Основывался на предпосылке, согласно которой человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатления является теоретически незаконным. Получается, что впечатления, восприятия отгораживают человека от внешнего мира. Он не признает утверждение материалистов о том, что причиной восприятия является материя, но равным образом отвергает утверждения тех, кто считает, что образы мира даются Богом. Конечный, внешний мир существует, полагает Юм, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии. Нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Юм подвергал тщательному анализу положение эмпиризма. Выводы Юма относительно возможностей нашего познания полны скептицизма. Однако этот скептицизм обращен против метафизических притязаний нашего ума на знание реальности такой, какова она есть сама по себе. Познание ограничено пределами опыта, и только в них оно обладает подлинной действительностью и ценностью. Юм считал, что наши чувства не дают нам познавать истину. Чувства – ненадежный источник знаний. У нас нет того критерия, по которому мы смогли бы твердо познать мир.

Философия Юма оказалась своего рода конечным пунктом развития эмпиризма. Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте», «знание – сила».

Иммануил Кант выдвигал следующие положения: 1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной. 2.Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений. Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил термином «вещь в себе». Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем, но знание возможно. Чувства и разум могут нас обмануть.

Практика и познание.

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

– чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

– логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

– социальное действие (преобразование общественного бытия);

– научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

– практика – основа познания, его движущая сила

– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;

– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:

– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;

– изменяет окружающие вещи;

– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: