Период сутр (от 200 г. н. э.)

Сутры - в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризм, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.

Возникла необходимость придумать обобщённую схему философии. Такое сокращение и обобщение произошло в форме сутр. Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры. Период сутр не отличается резко от схоластического периода комментаторов. Эти два периода продолжаются до настоящего времени.

 

 

 

 

Основные философские школы

Ортодоксальные

К ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Школа ньяя известна также созданием сложной логической системы, в основе которой лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Основной же целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах вывода.

Санкхья и йога — еще два схожих течения индийской мысли. Различия между ними сводились в основном к тому, что сторонники школы санкхья занимались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались практической жизнью. Единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существование отрицалось. Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом.

Миманса — учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Это учение разработало систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело.

 

Неортодоксальные

К ним относят джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.

Самая известная это Буддизм. Буддизм - философско-религиозное учение, связанное с именем Сидхартхи Гаутамы или Будды (просветленного). Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Многие религии предполагают сверхъестественные решения проблем земной жизни. Буддизм в этом отношении придерживается другого мнения: спасение от страданий зависит только от личных усилий человека. Будда учил, что, осознав, каким образом мы создаем себе страдания, мы сумеем избавиться от них.

Будда родился в царской семье и должен был стать престолонаследником. Отец Будды, мечтая, чтобы сын стал царем, попытался сделать его жизнь настолько приятной и беззаботной, чтоб у него не возникло желание что-либо менять. Однако по воле богов однажды он увидел «четыре зрелища», которые отец тщательно скрывал: старика, больного, мертвеца и монаха-аскета. Осознав бесплодность чувственных удовольствий, молодой принц оставляет жену, богатства и надевает грубое платье странствующего аскета.

Будущий Будда искал путь освобождения от страдания. Ни один учитель, учеником которого он становился, не дал ему высшего знания. Продолжая поиски, он присоединился к пяти отшельникам, жившим в лесу. Восхитившись их стремлением умертвить чувства, он решил сам попробовать этот путь освобождения. В течение шести лет он превзошел их в своем самоотречении. Однажды, сидя на берегу, он услышал разговор лодочника, поучавшего своего сына: «не плыви близко к левому берегу, там ты можешь сесть на мель и не плыви близко к правому берегу, там запутаешься в камышах; держись середины реки». В этот момент принц Сидхартха и стал Буддой (просветленным). Он осознал, что жизнь - река и чтобы плыть необходимо, держаться середины, и иступил на срединный путь. Сидя в глубокой медитации, он познал высшее просветление. Вначале он вспомнил все свои прошлые жизни. Затем узрел колесо смерти и рождения, где добрые и злые поступки отражаются на последующей жизни. Ему было дано знание о сущности страдания, его источнике и способе избавления. это знание составляет основу буддизма.

Четыре Благородные Истины:

-Жизнь неизбежно влечет за собой страдания.
-Страдание проистекает от наших желаний.
-Существует состояние, при котором отсутствуют страдания (Нирвана).
-Существует путь достижения этого состояния.

Первая Благородная Истина. Все люди испытывают горе, неисполнение желаний, старость, болезнь, смерть и т.п. Какое-то время человек может быть счастлив, но счастье недолговечно.
Вторая Благородная Истина. Причина страдания - непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле все преходящее и изменчиво. Только признание факта страдания позволяет увидеть вещи такими, какие они есть.
Третья Благородная Истина заключена в том, что страдание можно прекратить, достигнув Высшей Действительности, пли Нирваны,-состояния, в котором нет желаний и иллюзий.
Четвертая Благородная Истина гласит, что только живя нравственно, сосредоточенно и мудро, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания.

Восьмеричный Путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Совершенство на этом пути означает окончательный выход из цикла рождений и смертей в покой Нирваны.

Нирвана - это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь просветленными.

Восьмеричный путь включает:

· праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии;

· праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма;

· праведные слова, т.е. необходимо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;

· праведное действие, т.е. нравственное поведение;

· праведный образ жизни, т.е. ремесло человека не должно нарушать общественную гармонию;

· праведное усилие, т.е. стремление уничтожить «вредные» состояния в прошлом, настоящем и будущем;

· праведная мысль, т.е. совершенствование мышления;

· праведное размышление, т.е. умение успокоить мысль..

Джайнизм одно из древнейших религиозно-философских учений, возникшее в VI в. до Р. Х. в Индии, фактическим основателем которого был Джина Махавира Вардхамана. Исторически он возник как одно из течений в среде шраманов - независимых духовных искателей, противостоящих брахманизму и отрицающих авторитетность корпуса литературы  Вед, содержащееся в них учение и эффективность ведийских жертвоприношений. Он  известен проповедью ненасилия, непричинения вреда всему живому (ахимса), распространяемых не только на сферу этических предписаний и на образ жизни человека, но и на теоретические построения в форме тезиса об одушевленности всего сущего (включая камни, землю, воду, огонь и т. п.) и на доктрину анэкантавада (букв.- учение о неодносторонности).

Так же как и буддизм, Джайнизм в качестве главной религиозной задачи выдвинул достижение освобождения (см. статьи Мокша, Нирвана) от круговорота сансары, но в отличие от последователей Будды джайны основным средством на пути освобождения считали суровую аскезу, способствующую скрупулезному соблюдению принципа ненасилия. Д. не получил широкого распространения в Индии и за ее пределами, хотя и пользовался в разные периоды истории определенной поддержкой нек-рых правящих династий (Гупта, Нанда, Паллава, Ганга и др.)

Чарвака-локаята является уникальной школой в истории индийской философии, в которой не просто критиковались авторитеты или конкретные положения Вед, но отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция. С этой позиции школа чарвака просуществовала относительно недолго и не оказала значительного влияния на становление индийской философии, с другой стороны, она рассматривается исследователями как пример возникновения основных философских идей и концепций в самых разных культурах.

Школа чарвака отрицала все традиционные представления индийской философии о существовании идеального мире, душе и ее переселении, божественных законах и самих божествах, а также необходимости достижения состояния просветления через аскезу и возможные ограничения. Мудрецы школы отрицали авторитет брахманов и всех религиозных ритуалов, призывая отказаться от их исполнения, так как последние нужны лишь для того, чтобы кормить армию «шарлатанов и обманщиков».

Философы чарваки полагали что мир состоит из четырех махабхут или стихий:
вая – воздух,
 агни – огонь,
ап – вода,
кшити – земля.

Соединяясь в нужных пропорциях махабхуты образуют все возможные предметы и объекты мира, в том числе живые. Источником жизни чарваки считали не душу (которой нет), но особые свойства которые образуют появляются в теле при соединении махабхут в определенных пропорциях и которых выходят за рамки свойств самих стихий. В качестве замены души чарваки выделяли восприятие, чувства и мышление, имеющие исключительно материальный источник – тело человека. После смерти тела умирает и его «душа», т.е. мыслительные процессы. Чарваки придерживались сенсуалистской традиции полагая что единственное истинное знание человек получает через органы чувств, в то время как любые умозрительные выводы ненадежны и не обоснованы.

Этическая концепция чарваков противостоит всей индийской философии. Они полагают что в мире реальны лишь ощущения удовольствия и неудовольствия, в связи с чем страдания сами по себе не имеют никакого сакрального смысла, и нет причин чтобы добавлять их в свою жизнь посредством правил и ритуалов. Разумный человек должен стремиться к наслаждениям – эстетическим или физическим.

 

 

 











Заключение

 

Философия Древней Индии имеет многовековую историю развития и влияние на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.  Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про­исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию. Учение о человеческой душе, понятие бытия в данной культуре по моему мнению весьма симпатизируют человеку. Он может найти в них смысл существование и праведной жизни. Исторический факт- все нации вторгавшиеся в Индию не смогли пройти далеко, они растворялись в их культуре, проникались ею. Не всегда понятная, заинтересовывающая философия Древней Индии таит в себе возможно смысл мироздания, круговорота жизни и дает шанс на перерождение души. А поиск “Нирваны” для многих является смыслом жизни, конечная точка, путь к освобождение и дорога в рай.

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

2. Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: