Доклад на тему: «Роль образования в развитии цифровой экономики»

Введение

В современном мире развитие цифровой экономики актуально для всех стран мира, так как цифровые технологии стали неотъемлемой частью во всех сферах жизни общества. Реализация цифровых технологий не обошла стороной и сферу образования, что диктуется актуальностью рассматриваемых проблем:

- цифровые технологии в образовании поддерживаются на государствен­ном уровне и широкой общественностью;

- это инструмент эффективной доставки информации и знаний студентам;

- это инструмент создания учебных материалов;

- это инструмент эффективного способа преподавания;

- это средство построения новой образовательной среды.

Методически цифровизация системы образования опирается на новые об­разовательные стандарты, используя новый компетентностный подход, что приводит к серьёзной перестройке образовательного процесса и изменению роли педагога.

Это является поводом для дальнейшей реорганизации образовательного процесса и приведёт к глубоким изменениям на рынке труда.

Цель исследования: выяснить роль образования в развитии цифровой экономики.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие цифровой экономики, её преимущества и недостатки.

2.Раскрыть роль образования в цифровой экономике.

2.Описать современное развитие образования в условиях цифровой эко­номики.

В реферате можно обозначить объект и предмет исследования, где объек­том является цифровая экономика, а предметом – роль образования в развитии цифровой экономики.

Основная часть

На сегодняшний день человечество развивается стремительными тем­пами, в том числе технологии и информационные изобретения. Усложнение общественного строя, основой которого выступают современные цифровые технологии, ставит на первый план вопрос о формировании цифровой эконо­мики.

Цифровая экономика – это экономика, основанная на цифровых техноло­гиях, к которым в основном относятся сервисы по предоставлению онлайн – услуг, электронных платежей, а также интернет – торговля товарами и услугами.

К преимуществам цифровой экономики относятся:

- увеличение эффективности труда;

- полная централизованность управления, налогообложения и контроля;

- глобальная автоматизация и стандартизация всех хозяйственных про­цессов: производственных, образова­тельных, медицинских, социальных и т.д;

- снижение бюрократии и коррупции;

- переход от наличных денег к электронным;

- сведение к нулю связи экономического и производственного факторов от непостоянности человеческого фактора (личные качества людей, их эмоцио­нальное состояние и самочувствие прекращают влиять на профессиональную продуктивность).

Однако помимо явных преимуществ развитие цифровой экономики вле­чёт за собой такие риски, как:

- роботизация производств и услуг увеличивает уровень безработицы (большое количество нынешних специальностей и компетенций, за не востре­бованностью, ис­чезают, что не способствует социальной гармонии);

- снижение человеческих и кадровых возможностей (существенная часть людей не справится с «современной» работой в виду своей неподготовленно­сти;

- компьютеризация с раннего возраста приводит к формированию у детей машинного мышления (моментального, математи­чески-линейного, фрагмен­тарного, поверхностного) в ущерб системному (многоплановому, целостному, философскому, комплексному).

- за отсутствием экономической надобности, уменьшается, а затем и во­все пропадает индивидуальность, пропадает фантазия;

 - связь с реальным окружающим миром, вовсе скоро разорвётся («ком­пьютерное» поколение со временем замыкается лишь на коммуникации с ис­кусственным интеллектом, через него же и строит общение с другими).

Цифровизация российской экономики ставит работников и работодателей перед необходимостью адаптации к новым условиям. Для успешного развития цифровой экономики система образования и переподготовки кадров должна обеспечивать экономику специалистами, соответствующими требованиям циф­ровой эпохи. Государства, сумевшие адаптировать свою образовательную ин­фраструктуру к новым потребностям, смогут значительно укрепить свои эко­номические позиции при переходе к цифровой экономике.

У России есть все шансы поддержать собственную конкурентоспособ­ность путем модернизации систем образования и профессиональной переподго­товки кадров.

Одним из первых шагов государства по адап­тации системы образования к потребностям цифровой экономики может стать обновление устаревших про­грамм профессионального образования и повыше­ния квалификации для ликви­дации пробелов в цифровых навыках, необходи­мых в современной экономике.

Необходимо сформировать и постоянно пополнять запас открытых обще­образовательных, общеразвивающих онлайн-ресурсов и ресурсов профессио­нального образования, начиная от отдельных заданий и завершенных блоков содержания, до курсов и модулей формирования заданных компетенций и це­лостных открытых систем содержания образования определенного уровня, до­полняемых внутрикорпоративными образовательными ресурсами.

 

Заключение

Среди про­фессионалов цифровой экономики особую роль приобретают педагогические работники, непосредственно обеспечивающие весь процесс формирования об­щества цифровой экономики, реализацию модели цифровой компетентности и сами ею обладающие.

Какие бы трансформации не происходили в обществе, реальная роль об­разования в новых условиях остаётся прежней: человек должен не только полу­чить знания о свойствах окружающих его предметов, законах и закономерно­стях развития процессов и явлений, но и посредством приобретенных компе­тенций возможность активного преобразования внешнего мира.

За образованием, как и прежде, закреплены две важнейшие функции: воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы и развития лично­сти, включая духовное, нравственное, художественное и социализацию лично­сти.

Конечными целями формирования цифровой экономики должны стать: повышение конкурентоспособности национальной экономической системы в мировом пространстве; увеличение её потенциала; повышение уровня жизни населения; создание больших возможностей выбора в социально – экономиче­ской сфере (как для личности, так и общества в целом).

Среди промежуточных целей можно назвать следующие: выход на новые технологические рубежи; развитие науки и высокотехнологичных производств; рост производительности труда при повышении уровня образования и квали­фикации населения страны.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что появление цифровой эконо­мики в жизни человека играет немаловажную роль, ведь государства, сумевшие адаптировать свою образовательную ин­фраструктуру к новым потребностям, смогут значительно укрепить свои эко­номические позиции при переходе к цифровой экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: