16. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный) / А.М. Баринов, О.А. Городов, Д.А. Жмулина и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: Инфра-М, 2013. (автор комментария - Макарова ОА.).
17. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России; ФАС России; ООО "Статут". 2-е изд., перераб. и доп. М: Статут, 2016.
18. Конкурентное право: учебник / Д.А. Гаврилов, С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин; отв. ред С.А. Пузыревский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
19. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / Д.А. Гаврилов, А.Ю. Кинев, С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин, Е.С. Хохлов. М.: Проспект, 2016.
20. Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". 2-е изд., перераб. и доп. М. Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016.
Судебная практика
21. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
|
|
22. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ".
24. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 8. Авг.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статей 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобами ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Нижнекамскнефтехим" // СЗ РФ. 2009. N 28. 13 июля. Ст. 358.
26. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.06.2016 N Ф08-3861/2016.
27. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2014 по делу N А27-7644/2013.
28. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 N 08АП-1789/2014 по делу N А75-7625/2013.
29. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А12-26595/2012.
30. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2013 по делу N А69-1213/2013.
Тема 11. Антимонопольное регулирование в рамках евразийского экономического союза
|
|
Содержание темы
Правовой режим отношений, урегулированных едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках в рамках Евразийского экономического союза.
Правовое положение и компетенция Евразийской экономической комиссии, осуществляющей контроль на трансграничных рынках в рамках Евразийского экономического союза.
Критерии отнесения рынка к трансграничному рынку в рамках Евразийского экономического союза.
Порядок проведения антимонопольных расследований и рассмотрение дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках в рамках Евразийского экономического союза.
Меры антимонопольного реагирования за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках в рамках Евразийского экономического союза.
Тезисы по теме
Общие принципы и правила конкуренции, обеспечивающие выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС), и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов, установлены Разделом XVIII "Договора о Евразийском экономическом союзе" (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор ЕАЭС), а также рядом решений Высшего Евразийского экономического совета, в частности решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 "Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному".
Государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику как на национальных рынках, так и в отношении действий ХС (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов.
Для этого государства-члены устанавливают в национальном законодательстве запреты на различного рода поведение, результатом которого являются негативные последствия для конкуренции: с использованием доминирующего положения хозяйствующего субъекта; достижение соглашений (по терминологии российского законодательства - картельных соглашений), "вертикальных" и иных соглашений между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов; координацию экономической деятельности ХС; недобросовестную конкуренцию; достижение соглашений между органами государственной власти, ОМС, иными осуществляющими их функции органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка); предоставление государственных или муниципальных преференций. Кроме того, должен быть обеспечен контроль за экономической концентрацией в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции на территориях каждого государства-члена.
Каждое государство-член обеспечивает наличие органа государственной власти, в компетенцию которого входит реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, что подразумевает, помимо прочего, наделение такого органа полномочиями по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и запрета на недобросовестную конкуренцию, за экономической концентрацией, а также полномочиями по предупреждению и выявлению нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства, принятию мер по прекращению указанных нарушений и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Указанные общие принципы в полной мере реализованы в Законе о конкуренции. Но его действие не распространяется на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором РФ (ч. 3 ст. 3 Закона о конкуренции), а критерии отнесения рынка к трансграничному установлены решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 "Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному".
|
|
Задачи
Задача 1
За последний год импорт гранитной крошки с территории государства - участника СНГ вырос примерно в два раза. По прогнозам отраслевой ассоциации "Гранит", в текущем году объем ввезенной с территории государства - участника СНГ гранитной крошки увеличится в 2,2 раза по сравнению с показателями прошлого года. Согласно данным Росстата, сопоставимый объем был произведен в России за весь первый квартал текущего года. За полгода доля поставок гранитной крошки с территории государства - участника СНГ выросла с 19% (январь) до 34% (сентябрь). А отгрузка гранитной крошки с месторождений на территории Республики Карелия упала за этот же период времени в 2,9 раза за счет вытеснения более дешевым украинским товаром.
Такой рост импорта с территории государства - участника СНГ объясняется льготными тарифами на железнодорожные перевозки (на 75% ниже, чем в РФ) (в конечной стоимости нерудных материалов стоимость транспортных расходов может достигать 70-75%). По подсчетам, основанным на данных грузоперевозчиков, при доставке в Россию гранитной крошки от производителей, расположенных на территории государства - участника СНГ, железнодорожные расходы ниже в 1,9 раза, чем при доставке такого же товара из Карелии, при том что расстояние одинаковое.
В итоге за последний год цены в РФ на этот товар снизились на 40%. Российским производителям, чтобы выдерживать конкуренцию, приходится продавать его по себестоимости, а иногда и ниже. Из-за снижения спроса и вала импорта многие заводы находятся на грани остановки.
Задание
Проанализируйте ситуацию и в качестве юрисконсульта правового управления ФАС России подготовьте для начальника правового управления аналитическую записку к планируемому совещанию у руководства по означенной проблеме, указав в ней возможные меры антимонопольного регулирования, правовые риски и эффективность, сроки реализации.
|
|
Будет ли иметь значение тот факт, что гранитная крошка с территории государства - участника СНГ более низкого качества?
Какие предложениями по поддержке отрасли могут быть предложены?
Изменится ли ситуация, если государство - участник СНГ является государством - участником Евразийского экономического союза?
Задача 2
Год назад между ПАО "Концерн Энергоатом" (место нахождения - Российская Федерация) и ООО "Химмаш" (место нахождения - Республика Казахстан) был заключен договор на выполнение работ по изготовлению и поставке оборудования (кондиционеров) для энергоблока АЭС.
Данный договор был заключен по итогам проведения ПАО "Концерн Энергоатом" открытого конкурса, в котором ООО "ЭКО" (место нахождения - Республика Беларусь) принимало участие, однако не было признано победителем вследствие допущенных конкурсной комиссией ПАО "Концерн Энергоатом" нарушений условий конкурсной документации.
На территории указанных государств в настоящее время существует около 30 организаций, имеющих возможность производить кондиционеры для АЭС. В связи с тем, что указанные кондиционеры являются уникальными, их производство для каждой АЭС индивидуально.
Какие шаги может предпринять ООО "ЭКО" в целях восстановления своих прав? Наличествуют ли признаки достижения антиконкурентного соглашения между ПАО "Концерн Энергоатом" и ЗАО "Химмаш"? Какие меры антимонопольного регулирования могут быть предприняты и каким органом?
Контрольные вопросы
1. Дайте определение трансграничным рынкам.
2. Какими актами урегулирована деятельность Евразийской экономической комиссии?
3. Назовите функции и полномочия ЕЭК.
4. Перечислите основные запреты антимонопольного регулирования, действующие в рамках Евразийского экономического союза, и применяемые санкции за их нарушение.
5. Раскройте процедуру выявления и пресечения нарушений общих правил конкуренции в рамках Евразийского экономического союза.
6. Каков порядок осуществления взаимодействия государств - членов Союза и их национальных антимонопольных органов?