Форма государства: понятие, структура, виды

Форма правления, форма государственного устройства,

политический режим

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально‑экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально‑исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий было больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Элементами формы государства являются следующие формы:

1) форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.                                                         В зависимости от особенностей набора данных приёмов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т. д.

Признаки монархии:

1) власть передаётся по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают абсолютными (неограниченными), т. е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Республика (от лат. res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства.                                                                                    Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью.                             Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление).                             Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат. veto — запрет) на решения законодательного органа. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путём голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер‑министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полу президентских, полу парламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно‑территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по-своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально‑территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации;

третья — совместной компетенцией союза и его членов. Примеры федеративных государств: в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско‑хорватско‑мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент‑Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа — Новая Гвинея, Соединённые Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему страны Европы.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982–1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815–1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, называемая содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого — государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределённая форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Политический (государственный) режим — это система мето‑

дов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие

изменения, происходящие в сущности государства данного типа, пре‑

жде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правле‑

ния и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим»

и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более

широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку вклю‑

чает в себя методы и приемы осуществления политической власти

не только со стороны государства, но и со стороны политических пар‑

тий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсив‑

ностью социально‑политических процессов; структурированностью

правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развито‑

стью социально‑политических традиций, господствующими в обще‑

стве политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие па‑

раметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования полити‑

ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами

государства; гарантированность прав и свобод личности;

3) характеристику реальных механизмов осуществления власти

в обществе; степень реализации политической власти непосред‑

ственно народом;

4) положение средств массовой информации, степень гласности

в обществе и прозрачности государственного аппарата;

5) место и роль негосударственных структур в политической си‑

стеме общества; соотношение между законодательной и исполни‑

тельной ветвями власти;

6) тип политического поведения; характер политического ли‑

дерства;

7) доминирование определенных методов (убеждения, принуж‑

дения и т. п.) при осуществлении политической власти;

8) политическое и юридическое положение и роль в обществе

«силовых» структур государства (армия, полиция, органы государ‑

ственной безопасности и т. д.);

9) меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств госу‑

дарственного властвования различают два полярных режима — де‑

мократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как

известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при ко‑

торой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока

нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем

стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись

в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция,

США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориен‑

тируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима явля‑

ются следующие признаки:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы

человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов

меньшинства;

3) предполагается существование правового государства и граж‑

данского общества;

4) обеспечивается выборность и сменяемость центральных

и местных органов государственной власти, их подотчетность из‑

бирателям;

5) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безо‑

пасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества;

6) доминируют методы убеждения, компромисса;

7) провозглашается политический плюрализм, в том числе много‑

партийность, соревнование политических партий, существует на за‑

конных основаниях политическая оппозиция;

8) объявляется гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

9) реально осуществляется принцип разделения властей на за‑

конодательную (призванную принимать законы, формировать

стратегию развития общества), исполнительную (призванную осу‑

ществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить

повседневную политику государства) и судебную (призванную

выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода пра‑

вонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством

двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим наро‑

дом без политических посредников. Отсюда и ее название — непо‑

средственная, т. е. та, которая проводится в жизнь через следующие

институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего

избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан,

петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуж‑

дения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы

соответствующими нормативными актами (Конституцией, специ‑

альными законами), носят императивный (обязательный) характер

и не нуждаются в санкции государственных структур, другие име‑

ют консультативный характер. Однако независимо от юридической

природы различных институтов прямой формы демократии их вли‑

яние на механизм принятия политических решений трудно перео‑

ценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть

представителям народа — депутатам, другим выборным органам ис‑

полнительной и судебной власти, которые призваны выражать ин‑

тересы различных классов, социальных групп, слоев, политических

партий и общественных организаций.

Сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными.

В частности, особыми их разновидностями выступают либерально‑демократические и консервативно‑демократические режимы. Если

либерально‑демократические режимы характеризуются тем, что

приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государ‑

ства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан,

то консервативно‑демократические режимы опираются не столько

на Конституцию, сколько на политические традиции, которые явля‑

ются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авто‑

ритарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от лат. totus —

весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом

итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное

понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его исполь‑

зовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени

начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического ре‑

жима являются следующие характеристики:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми

сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической

власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании фор‑

мируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) осуществляется монопольный государственный контроль над

экономикой, средствами массовой информации, культурой, рели‑

гией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) государственная власть формируется бюрократическим спо‑

собом, по закрытым от общества каналам и недоступна для контро‑

ля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, при‑

нуждение, террор;

6) господствует одна партия, фактически происходит сращива‑

ние ее профессионального аппарата с государством, оппозиционно

настроенные силы оказываются под запретом; права и свободы че‑

ловека и гражданина носят декларативный, формальный характер,

отсутствуют четкие гарантии их реализации;

7) фактически устраняется плюрализм; развивается централиза‑

ция государственной власти во главе с диктатором и его окружением; отсутствует контроль репрессивных государственных органов

со стороны общества и т. д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фа‑

шистский режим, который можно рассматривать как своего рода

радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фа‑

шистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Ита‑

лии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характер‑

ным было стремление к возрождению великой Римской империи.

Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., его целью было господ‑

ство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характе‑

ризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовиниз‑

мом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной

власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной пар‑

тии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассма‑

тривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демо‑

кратическим политическими режимами. Он (авторитарный режим),

с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с дру‑

гой — жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно‑политическое устрой‑

ство общества, в котором политическая власть осуществляется кон‑

кретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при мини‑

мальном участии народа. Главную черту данного режима составляет

авторитаризм как метод властвования и управления, как разновид‑

ность общественных отношений (например, Испания периода прав‑

ления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках

одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одно‑

временном отчуждении народа от реальных рычагов государствен‑

ной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно‑распорядительные органы подчиняют себе все остальные

органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они

и могут существовать;

4) суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётности

и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют

командные, административные, в то же время отсутствует террор;

7) сохраняется ограниченная цензура, «полу гласность»;

8) существует частичный плюрализм;

9) права и свободы человека и гражданина главным образом про‑

возглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

10) силовые структуры обществу практически неподконтрольны

и используются подчас и в сугубо политических целях и т. п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные

разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узур‑

пации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Одна‑

ко в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается на‑

сильственным, захватническим путем, часто смещением законной

власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавлива‑

ется, как правило, в результате военного переворота против прав‑

ления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть

либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находит‑

ся один из высших военных чинов. Армия превращается в господ‑

ствующую социально‑политическую силу, реализует как внутренние,

так и внешние функции государства. В условиях военного режима

создается разветвленный военно‑политический аппарат, который

включает помимо армии и полиции большое количество других ор‑

ганов, в том числе и неконституционного характера, для политиче‑

ского контроля за населением, общественными объединениями, для

идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т. п. Отменяются конституция и другие зако‑

нодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следую‑

щим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль,

то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни,

недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический тер‑

рор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе про‑

водится тактика «выборочного» террора, направленного на предот‑

вращение возникновения оппозиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: