Понятие, сущность и признаки права

Основные понятия права. Право и его роль 

в современном обществе. Функции права

Слово «право» многозначно, имеет богатое разносторон‑

нее содержание. Во‑первых, его употребляют в общесоци‑

альном смысле (моральное право, право народов и т. п.),

в рамках которого речь идет о нравственных, политических, куль‑

турных и иных возможностях в поведении субъектов (например,

моральное право руководить коллективом; поступить по совести;

изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена обществен‑

ного объединения и т. п.).

Во‑вторых, с помощью этого термина обозначается определенная

правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое

право называется субъективным, принадлежащим личности и зави‑

сящим от ее воли и желания (право на образование, на труд, на поль‑

зование культурными ценностями, на судебную защиту и т. д.).

В‑третьих, под правом понимают юридический инструмент, свя‑

занный с государством и состоящий из целой системы норм, инсти‑

тутов и отраслей. Это так называемое объективное право (консти‑

туция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные

договоры).

Далее право будет рассматриваться именно в этом, последнем,

смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобяза‑

тельных, формально определенных юридических норм, выражающих

консолидированную волю общества (конкретные интересы различ‑

ных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспе чиваемых государством и направленных на урегулирование обще‑

ственных отношений.

Право — социальный институт, имеющий свою собственную при‑

роду. Специфика права проявляется в его признаках, которые содер‑

жатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключают‑

ся в следующем:

1) волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания

людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выражен‑

ной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов об‑

щества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государ‑

ства, означающий, что выше официальной, публичной власти в об‑

ществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нор‑

мы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего

состоит из норм, т. е. общих правил поведения, регулирующих зна‑

чительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом при‑

нимается, применяется и обеспечивается государственной властью.

Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблю‑

дение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нор‑

мы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны

быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет со‑

бой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне

согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент име‑

ет свое место и играет свою роль, где юридические предписания вза‑

имосвязаны, расположены определенным иерархическим образом,

группируются по отраслям и институтам.

Можно выделить и соответствующие подходы к сущности пра-

ва. Хронологически первым является классовый подход, в рамках

которого право определяется как система гарантированных госу‑

дарством юридических норм, выражающих возведенную в закон го‑

сударственную волю экономически господствующего класса. Здесь

право используется в узких целях как средство для обеспечения глав‑

ным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматри‑

вает право как выражение компромисса между классами, группами,

различными социальными слоями общества. Здесь право применя‑

ется в более широких целях — как средство закрепления и реально‑

го обеспечения прав человека и гражданина, экономической свобо‑

ды, демократии, политического плюрализма и т. п.

Наряду с этими основными выделяют и другие (религиозный,

этнический, расовый и иные) подходы к сущности права, в рамках

которых соответствующие интересы будут доминировать в законах

и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится

только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в за‑

висимости от исторических условий на первый план может высту‑

пать любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его

сущность призвана категория «ценность права», под которой понима‑

ется способность права служить средством для удовлетворения спра‑

ведливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего высту‑

пает средством:

1) регулирования общественных отношений (придает действиям

людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

2) защиты существующего общественного строя (устанавлива‑

ет меры юридической ответственности за общественно опасные

и вредные деяния);

3) обновления общества, фактором его прогресса (содейству‑

ет развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано об‑

щество);

4) решения глобальных проблем современности (оборонных, эко‑

логических и т. п.);

5) определения меры свободы личности в обществе (фиксирует

масштабы, границы свободы);

6) утверждения нравственных начал в общественной жизни, ин‑

струментом воспитания населения и формирования цивилизован‑

ной правовой культуры.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобяза‑

тельных, формально определенных норм, выражающих идеи сво боды, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека

и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в це‑

лях стабильного функционирования и развития общества.

Право в объективном смысле — это законодательство данного

периода в данной стране; право же в субъективном смысле — это

те конкретные возможности, права, требования, притязания, закон‑

ные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе

и в пределах этого законодательства на стороне участников юриди‑

ческих отношений.

Появилась лингвистическая потребность разграничить два раз‑

ных явления посредством образования двух самостоятельных поня‑

тий. Это можно было сделать двумя путями: либо ввести новые тер‑

мины, либо найти к уже имевшемуся оценочные прилагательные,

способные отразить указанное различие. Произошло последнее.

Под правом в объективном смысле понимается система юриди‑

ческих норм, выраженных (объективированных) в соответствую‑

щих нормативных актах государства (Конституциях, законах, ука‑

зах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под

правом в субъективном смысле понимается система наличных прав

и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из ука‑

занных выше актов или принадлежащие им от рождения и завися‑

щие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в про‑

цессе использования.

Понятия права в объективном и субъективном смысле совершен‑

но необходимы в юридической науке и практике, они призваны вы‑

полнять важные операционные, аналитические, познавательные,

прикладные и социально‑регулятивные функции.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк‑

ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы,

институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своео‑

бразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное

влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов),

правоприменительной и правоохранительной деятельности. От сте‑

пени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слажен‑

ности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправо‑

вые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью

лица в обществе и его социально‑правовым положением; это сораз‑

мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным пове‑

дением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. п.

Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную

сущность права и поиск компромисса между участниками правоот‑

ношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, про‑

возглашающее равный правовой статус всех субъектов. Этот прин‑

цип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая уста‑

навливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство

гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина неза‑

висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму‑

щественного и должностного положения, места жительства, отно‑

шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расо‑

вой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные

возможности для их реализации»;

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за‑

креплять права и свободы человека и гражданина, запрещать раз‑

личные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом,

в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство лич‑

ности охраняется государством. Ничто не может быть основанием

для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, наси‑

лию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство

обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольно‑

го согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах долж‑

ны быть закреплены механизмы и институты представительного

и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане

могут участвовать в управлении государственными и общественны‑

ми делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органиче‑

ской связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни ков правоотношений — субъектов права, и означает, что нет и не мо‑

жет быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или

иное право может быть реальным только тогда, когда установлена

соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражда‑

нина на получение нужной ему информации реализуется через обя‑

занность соответствующих структур предоставлять такую информа‑

цию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права,

личность не должна ущемлять права и свободы иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, ко‑

торые существуют в федеративных государствах. Он означает, что

в данном обществе действуют две системы законодательства — об‑

щефедеральная и региональная;

7) законность — система требований общества и государства, со‑

стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот

принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ:

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую

силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской

Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Россий‑

ской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской

Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного само‑

управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения — универсальные мето‑

ды социального управления, которые свойственны различным регу‑

ляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся:

правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обосно‑

вание в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия пра‑

ва на субъектов; б) второстепенность: применяется после убежде‑

ния методом; в) особая процессуальная форма, установленная в пра‑

ве; г) не самоцель, а средство исправления и перевоспитания, т. е.

включает в себя черты убеждения правонарушителей и других чле‑

нов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание

мер принуждения и убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют

во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты

нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди

них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип

состязательности и гласности судопроизводства и т. д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права,

называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве —

принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уго‑

ловном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве —

принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого

характера использования земли и т. п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно‑

шений, так как они не только определяют общие направления право‑

вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения

по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право как социальный институт функционирует наряду с госу‑

дарственным аппаратом, моралью и другими социальными регу‑

ляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом

определяется теми функциями, которые выполняет право в процес‑

се воздействия на общественные отношения.

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздей‑

ствия, выражающие роль права в упорядочении общественных отно‑

шений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные

отношения, которые отражают его сущность и природу, необходи‑

мость самого данного явления.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное

назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначе‑

ние права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем за‑

интересованы общество, государство, иные субъекты. Право прида‑

ет действиям лиц необходимую организованность, согласованность,

устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в за‑

висимости от того, освещаются ли они в специально‑юридических

(узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них

можно выделить, например, такие:

1) экономическая (право, устанавливая «правила игры» в эконо‑

мической сфере, упорядочивает производственные отношения, за крепляет формы собственности, определяет механизм распределе‑

ния общественного богатства и т. п.);

2) политическая (право в своих нормах закрепляет политический

строй общества, механизм функционирования государства, регла‑

ментирует политические отношения, регулирует деятельность субъ‑

ектов политической системы и пр.);

3) воспитательная (право, отражая определенную идеологию,

оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, фор‑

мирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

4) коммуникативная (право, являясь информационной системой,

выступает способом связи между субъектом и объектом управления,

специфическим «посредником» между законодателем и обществом,

между творцами правовых предписаний и физическими или юри‑

дическими лицами).

На специально‑юридическом уровне право выполняет регуля‑

тивную (развитие общественных отношений) и охранительную

функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творче‑

ский характер, ибо право с помощью этой функции призвано содей‑

ствовать развитию наиболее ценных для общества и государства со‑

циальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило,

правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекоменда‑

ции и т. п. Данные средства способствуют удовлетворению интере‑

сов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, пред‑

приимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают:

определение соответствующих юридических фактов в гипотезах

юридических норм; установление и изменение правового статуса

субъектов права, того или иного типа правового регулирования; за‑

крепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий,

иных дозволений; фиксация моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых огра‑

ничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений)

и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функ‑

ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дей‑

ствовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех

или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути ка кие‑либо препятствия. Для преодоления этих препятствий использу‑

ются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы

лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих

ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, соб‑

ственности, правопорядка, безопасности и т. д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

во‑первых, она характеризует право как особый способ воздействия

на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой

санкций, установлением запретов и реализацией юридической от‑

ветственности; во‑вторых, она служит информатором для субъектов

общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты

под охрану посредством правовых предписаний; в‑третьих, она яв‑

ляется показателем политического и культурного уровня развития

общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь спосо‑

бы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного

общества, от его политической сущности.

Формами осуществления охранительной функции права высту‑

пают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер

пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — на‑

казаний — и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей

произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их

групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынеш‑

них условиях именно от права люди ждут надежных гарантий за‑

щиты от произвола власти, корпоративных структур, засилия пре‑

ступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодей‑

ствии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад

в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воз‑

действует на общественные отношения в различных направлениях

и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем са‑

мым свое предназначение.

3.2. Система права.                                                                                           

 Право публичное и частное. 

Система российского права.                                            Отрасли права.

Материальные и процессуальные отрасли права.

Характеристика и содержание отдельных отраслей права

Все отрасли права можно условно разделить на две большие груп‑

пы: материальные и процессуальные.

Материальные отрасли (материальное право) — это отрас‑

ли, составляющие суть правовой системы и регулирующие главные

общественные отношения, т. е. характеризующие в основном содер‑

жательные аспекты права.

Они охватывают очень широкую сферу общественных отношений

и немного шире одной отрасли. Среди них — гражданское, уголов‑

ное, трудовое, семейное, административное, международное и дру‑

гие отрасли права. Причем здесь наблюдается процесс формирова‑

ния новых отраслей и подотраслей: например, муниципальное право

в составе конституционного права, страховое — в составе граждан‑

ского, космическое и атомное — в составе международного и т. д.

Отдельные ученые выделяют среди отраслей материального пра‑

ва первичные и вторичные (производные) отраслевые образования.

При этом в рамках данных отраслей исследуются так называемые ма‑

териальные регулятивные нормы, т. е. нормы права, которые регули‑

руют различные общественные отношения, формируя позитивное

поведение их участников. Материальными будут и те охранитель‑

ные нормы, которые обеспечивают действие материальных регуля‑

тивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе

являются охранительными, и при этом признано, что нормы уголов‑

ного права — и материальные. К материальным следует отнести и те

процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации

материальных норм (диспозиций этих норм).

Процессуальные отрасли (процессуальное право) — это своего

рода «подспорье» материальных отраслей, направленное на их обслу‑

живание и обеспечение. Конечно, процессуальные нормы имеются

во всех отраслях права, но есть и виды самостоятельной процессу‑

альной деятельности: административный, арбитражный, законода‑

тельный процессы, основанные на процессуальных нормах. Однако пока еще они не образовали самостоятельных отраслей права, хотя

предпосылки к этому имеются.

Иначе говоря, здесь мы имеем дело с нормами права, которыми

устанавливается порядок применения норм материального права.

Они содержат специальные процедуры возбуждения и рассмотре‑

ния в суде или иных органах государства гражданских, трудовых,

семейных и уголовных дел, а также дел об административных пра‑

вонарушениях. К процессуальным относятся также нормы права,

определяющие правовое положение участников процесса (суда, ист‑

ца и ответчика, обвинителя и защитника и др.), устанавливающие

их права и обязанности.

В других отраслях права, таких, например, как административ‑

ное право, трудовое право, также содержатся специальные нормы,

которыми устанавливается порядок рассмотрения дел, споров. Эти

нормы, будучи включенными в источник материального права, тем

не менее относятся к процессуальному праву.

Эти нормы еще и процедурные. Их делят на два вида: опосредую‑

щие обычные формы реализации диспозиций материальных норм,

которые не связаны с применением права (порядок заключения

сделок, порядок наследования и др.); регламентирующие процеду‑

ры позитивного (т. е. нормального) правоприменения (порядок на‑

значения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельно‑

го участка и т. п.).

Важно подчеркнуть, что в настоящее время теоретики права боль‑

шое внимание уделяют делению всей системы права на публичное

и частное с учетом, конечно, материального и процессуального мо‑

ментов. Однако, надо заметить, эта проблема ненова, она была из‑

вестна еще в древности, и в тот период было немало сделано для ее

исследования, и прежде всего в концептуальном плане.

Так, Аристотель делил право на две группы в зависимости от того,

кто терпит от его нарушения — целое или отдельные члены цело‑

го. Еще ярче выставлено это различие у Демосфена, речь которо‑

го представляет ту особенную важность, что оратор предполагает

мысль общеизвестной. Но наибольшую популярность приобрела

формулировка, которую придал материальной точке зрения рим‑

ский юрист Ульпиан: публичное право есть то, которое относится

к пользе отдельных лиц.

Теория, придерживавшаяся формальной точки зрения, отражала

публичное и частное на основании того, как распределяется иници‑

атива защиты права от его нарушения, другими словами, обращала

внимание не на содержание охраняемых интересов, а на порядок их

охранения, не на то, что защищается, а на то, как защищается. Если

эта защита возбуждалась по инициативе того, чьи интересы нару‑

шены, то мы имеем дело с частным правом. Если же нарушение ин‑

тересов, обеспеченных правом, вызывало инициативу самого госу‑

дарства, нередко помимо и даже вопреки воле пострадавшего лица,

то перед нами публичное право.

Своей законченности формальная теория права достигла толь‑

ко в трудах С. А. Муромцева. Наибольший успех она имела в России.

Учитывая проверенные в прошлом плодотворные разработки

в области деления системы права на публичное и частное право,

некоторые современные российские теоретики права справедливо

выделяют публичное и частное право «в зависимости от регулиро‑

вания ими двух принципиально различных видов общественных от‑

ношений». Мы с такой постановкой вопроса солидарны, ибо такой

подход к структуре системы права носит современную цивилитар‑

ную, рыночную направленность.

В частности, Г. Ф. Шешеневич, говоря о публичном праве, дока‑

зал, что в нем обособляется та часть норм, которая определяет пре‑

жде всего строение государства. Речь идет не только о существе го‑

сударства, но и о правилах, на которых основывается организация

власти в государстве. Это — государственное право. Но нельзя счи‑

тать, что государственное строение определяется только нормами

права. Власть в государстве обусловлена этическими нормами. Кто

является властвующим, как складываются отношения между раз‑

личными органами власти — это вопрос не права, а соотношения

общественных сил. Но поставленная перед правом государственная

власть соприкасается с населением через массу своих структур, ей

подчиненных и действующих на основании норм, исходящих от го‑

сударственной власти. Отношение органов управления друг к дру‑

гу и к гражданам основывается на праве, и потому эта часть норм

имеет юридический характер.

Наука государственного права, далее рассуждал ученый, отлича‑

ется от общего учения о государстве, будет ли она обоснована на фи лософской или на социологической почве. Сама наука государствен‑

ного права включает в себя общее (международное) государственное

право и государственное право той или другой страны.

Наряду с государственным правом выделяется и административ‑

ное право как совокупность норм права, определяющих соотноше‑

ния между органами государственного управления и гражданами.

Если государственное право обрисовывает устройство государства,

то административное право раскрывает управленческую деятель‑

ность государственной власти.

Из области внутреннего управления Г. Ф. Шершеневич, в част‑

ности, выделяет по своему практическому значению финансовое

право как совокупность норм права, определяющих способы при‑

обретения и расходования государством материально‑финансовых

средств, необходимых для осуществления им своих задач. Сюда же

относятся и нормы права, определяющие финансовое хозяйство та‑

ких союзов публичного характера, подчиненных государству, как

города, управы и др.

Охраняя установленный правовой порядок, государство обеспе‑

чивает его неприкосновенность в некоторых случаях его нарушения

угрозой наказания. В этой государственной деятельности раскрыва‑

ется карательная функция государственной власти. Совокупность

норм права, посредством которых государство соединяет с некото‑

рыми правонарушениями правовые последствия в виде наказания,

составляет уголовное право. В нем также выражается деятельность

государственной власти, а потому оно также представляет обособив‑

шуюся часть внутреннего управления. Имеется карательная власть

(как функциональное проявление государственной власти), кото‑

рая карает не потому, что имеет на то право в субъективном смыс‑

ле, а потому, что находит это целесообразным и обладает к тому фак‑

тической возможностью.

К уголовному праву примыкают: криминология, изучающая пре‑

ступление как социальное явление, особенно со стороны причин или

факторов преступности (уголовная социология), а также преступни‑

ка как своеобразный человеческий тип в физическом и психическом

отношении (уголовная антропология); уголовная политика, выраба‑

тывающая целесообразные меры борьбы с преступностью.

Устанавливая правила поведения как для граждан, так и для

структур власти, государственная власть направляет свою деятель‑

ность на применение норм права к фактическим отношениям в кон‑

кретных случаях правонарушения. Эта функция государственной

деятельности проявляется в процессуальном праве, под которым по‑

нимается совокупность норм права, устанавливающих систему дей‑

ствий суда в виде раскрытия в конкретных случаях применимости

последствий той или иной нормы права.

Процесс выражается в трех формах: гражданский процесс, на‑

правленный на охрану частных прав; уголовный процесс, направлен‑

ный на приложение наказания за совершенное преступление; адми‑

нистративный процесс, направленный на устранение последствий

неправильных действий того или другого органа власти. Долгое вре‑

мя уголовный и гражданский процесс представляли нераздельное це‑

лое; дифференциация их как по органам суда, так и по принципам

судопроизводства составляет явление позднейшего времени. Адми‑

нистративная юстиция есть продукт совсем нового времени и не мо‑

жет еще считаться вполне определившейся.

В пределах государства, как показал Г. Ф. Шершеневич, а ино‑

гда и за его пределами располагается союз лиц, объединенных об‑

щностью религии, который носит название церкви. Жизнь такого

религиозного союза поддается нормированию в двояком смысле:

со стороны внутренних отношений среди членов церкви и со сторо‑

ны внешних отношений церкви как общественного союза к государ‑

ству как высшей властной организации. На этой почве создалось дво‑

якое право: каноническое и церковное. Отождествление этих двух

терминов является неправильным. Под каноническим правом пони‑

мается право, содержащееся в канонах периода вселенских соборов.

Каноническое право, следовательно, дает нам нормы, церковные

по своему происхождению, хотя по своему содержанию они выхо‑

дят за пределы интересов церкви, как, например, по вопросу о бра‑

ке, собственности, владении, договорах. Церковное право дает нор‑

мы, церковные по своему содержанию, хотя своим происхождением

они обязаны не церкви, а государству.

Мы согласны с тем, что в действительности следует признать, что

каноническому праву вообще нет места в системе права. Это учение

о нормах вообще историческое. Что касается церковного права, то, поскольку оно своим происхождением обязано государству, а по со‑

держанию сегодня определяет положение церкви в государстве, пра‑

ва и обязанности граждан‑верующих, их правовое положение и др.,

оно есть часть публичного права.

По мнению Г. Ф. Шершеневича, в области частного права не за‑

мечается такой дифференциации, как в области публичного права.

Почти вся она занята прежде всего гражданским правом (хотя се‑

годня это далеко не так).

Обширность материала, содержащегося в гражданском пра‑

ве, вызывает особый интерес к системе норм гражданского пра‑

ва. Римские традиции передали новейшему времени институци‑

онную систему, т. е. систему, положенную в основу Институций Гая

и Юстиниана. Эта система состоит из трех частей: о лицах, о ве‑

щах, об исках. Так как все гражданские правоотношения происхо‑

дят между лицами по поводу вещей и охраняются исками, то ин‑

ституционной системе не достает главного — классификационного 

момента.

На смену ей явилась пандектная система, обязанная своей иде‑

ей В. Гюго, а своим распространением — Ф. К. Савиньи. Она распа‑

дается на четыре отдела: вещное право, обязательственное право,

семейное право, наследственное право. При этом им всем предше‑

ствует общая часть, в которой говорится о субъекте, объекте, юри‑

дических сделках, защите права. Конечно, на стороне этой системы

по сравнению с институционной все преимущества.

Рядом с гражданским правом в области частного права выдвину‑

лось торговое право, которое сохраняет свою обособленность, пока

торговый оборот выделяется из экономического оборота по своему

коммерческому духу, печать которого падает и на торговое право.

Но теперь, когда предпринимательство охватило все стороны жизни

людей, стерлись границы в бытовом отношении, стираются границы

и в юридическом отношении. Каждая новая кодификация торгово‑

го законодательства охватывает все большую сферу народно‑хозяй‑

ственной жизни, и потому, естественно, дело может дойти до слия‑

ния торгового и гражданского права.

Пока торговое право не только сохраняет свою самостоятельность

по отношению к гражданскому праву, но даже обнаруживает неко‑

торую наклонность к дифференциации. Так, из торгового права вы деляются с претензиями на самостоятельность вексельное, морское

и страховое право.

Особенности землевладения и землепользования, под воздей‑

ствием которых живет большая часть народа, вызвали выделение

из частного права самостоятельной части в виде земельного пра‑

ва. К сожалению, юридическая мысль находится под сильным вли‑

янием практики, которая пока не допускает обособления норм пра‑

ва в законодательстве и науке, и на Западе нет к тому достаточной

побудительной причины.

В гражданском праве можно различать следующее: теория граж‑

данского права, роль которой выполнялась в течение XIX в. римским

правом, а теперь только еще ищет твердую опору в материале но‑

вейших гражданских законодательств; догма гражданского права,

дающая систематическое изложение положительного гражданско‑

го права той или другой страны; гражданско‑правовая политика,

которая только намечается и сильно отстает от уголовной и финан‑

совой политики.

В этих областях за истекшее время возникли и новые части или

элементы. В области публичного права — конституционное право,

налоговое право, уголовно‑исполнительное право, арбитражный

процесс, международное публичное право. В сфере частного пра‑

ва — предпринимательское право, коммерческое право, трудовое

право и право социального обеспечения, аграрное право, семейное

право, международное частное право и др. Однако эти обстоятель‑

ства только укрепляют содержательную составляющую «публично‑

го и частного» компонентов системы права.

В настоящее время считается, что публичное право направле‑

но на регулирование деятельности публичных институтов власти,

государства (органов законодательной, исполнительной власти),

других органов власти и управления (прокуратуры, различных кон‑

трольных, надзорных и прочих органов). Это регулирование госу‑

дарственной деятельности по управлению обществом. В конечном

счете такая деятельность направлена на обеспечение прав и инте‑

ресов граждан, ее цель — создание порядка общественной жизни,

наилучшим образом соответствующего интересам как всего обще‑

ства в целом, так и каждого конкретного гражданина. К отраслям

публичного права сегодня обычно относят конституционное право, муниципальное право, административное право, финансовое пра‑

во, уголовное право, экологическое право, уголовно‑процессуаль‑

ное право, гражданско‑процессуальное право, все процессуальное

нормы отраслей, международное публичное право.

Частное право, естественно, опирается на публичное, без кото‑

рого оно может оказаться бессильным. В общей системе права эти

составляющие тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Частное право своим существованием обязано наличию частной

собственности. Это право — продукт развивающихся частнограждан‑

ских отношений. Свободные рыночные отношения, правовая под‑

держка и юридическая защищенность их участников, обеспечение

их субъектов необходимыми правами — все это, конечно, приводит

к возникновению правовых норм, регулирующих такие отношения,

где определяющими становятся равноправие сторон, экономиче‑

ская свобода, личная свобода граждан, их предприимчивость и др.

Частное право означает, что имеется определенная сфера отноше‑

ний, вмешательство в которую государства нежелательно, а потому

запрещено или ограничено. Поэтому частное право — это совокуп‑

ность норм права, регулирующих, охраняющих и обеспечивающих

отношения частных собственников в процессе производства и вла‑

дения, пользования и распоряжения материальными объектами.

К отраслям частного права обычно относят гражданское право,

предпринимательское право, коммерческое право, семейное пра‑

во, трудовое право, земельное право, международное частное пра‑

во и др.

В настоящее время в структуре системы права выделяют и рас‑

сматривают также внутригосударственное (национальное) и меж-

дународное право.

Внутригосударственное право — совокупность норм права, соз‑

данных правотворческими органами того или иного национально‑

го государства и регулирующих общественные отношения, склады‑

вающиеся внутри страны.

К международному праву относятся нормы права, источниками

которых являются международно‑правовые договоры, причем раз‑

личают международное частное (связанное в основном с экологи‑

ческой сферой) и международное публичное (связанное в основ‑

ном с политической и публичной сферой) право. В современном мире международное право приобретает огромное значение в свя‑

зи с тем, что межгосударственные связи помогают государствам со‑

вместно, бесконфликтно решать многие сложные проблемы и дви‑

гаться вместе по пути прогресса.

Неслучайно поэтому многие страны справедливо признали нор‑

мы международного права для себя обязательными, а отдельные

из них наряду с международными договорами включают в нацио‑

нальные системы права также общепризнанные принципы и нормы

международного права. К числу этих государств относится и Россий‑

ская Федерация, в Конституции которой сказано: «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные дого‑

воры Российской Федерации являются составной частью ее право‑

вой системы. Если международным договором Российской Феде‑

рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Изучение этих проблем ведут в настоящее время многие ученые‑

юристы. Но уже сейчас можно сделать такое заключение: нормы

международного права, становясь при определенных обстоятель‑

ствах составной частью российской правовой системы, не образу‑

ют самостоятельной отрасли права.

Однако иное соотношение норм международного национального

права имеет место в странах Европейского союза. В этих странах сте‑

пень проникновения норм наднационального, в особенности норм

международного регионального права значительно больше, чем

в других государствах мира. Системы права стран Европейского со‑

юза уже находятся в зависимости от многих норм наднационального

европейского права, и эта тенденция постепенно усиливается. Нор‑

мы внутригосударственного (национального) права все более стан‑

дартизируются решениями Европейского суда по правам человека.

Различаются следующие основные отрасли: конституционное,

административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое,

семейное, уголовное право, право судоустройства и прокурорского

надзора, арбитражно‑процессуальное, гражданско‑процессуальное

и уголовно‑процессуальное право и другие.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, пред‑

ставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и ре‑

гулирующих общественные отношения, через которые обеспечива ется организационное и функциональное единство общества как

целостной системы. Таким образом, конституционное право опре‑

деляет основы конституционного строя РФ, статус человека и граж‑

данина, федеративное устройство, систему органов государственной

власти и органов местного самоуправления. Доминирует автори‑

тарный метод.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму‑

щественные отношения. Основной метод для регулирования данных

отношений автономный. Уголовное право охраняет права и свободы

личности, собственность, общественный и государственный строй.

Господствует авторитарный метод. Семейное право регулирует от‑

ношения, связанные с браком и членством в семье.

3.3. Внутригосударственное и международное право.

Международное право как особая отрасль права.

Международное частное право

Международное право хотя и представляет собой самостоятель‑

ную правовую систему и обладает значительным своеобразием,

не может существовать изолированно от других отраслей права

и внешних влияний. Аналогичным образом и внутригосударствен‑

ное право любого государства не может не подвергаться влиянию

как зарубежных правовых систем, так и международного права.

Связь международного права с внутригосударственным правом

обусловлена тем, что основным субъектом международного пра‑

ва выступает государство. Несколько государств при согласовании

их воли способны заключать международные договоры между со‑

бой, а значит, считаются по сути творцами международно‑правовых

норм. Государство одновременно является субъектом как внутрен‑

ней, так и международной политики. При осуществлении междуна‑

родной политики государство учитывает внутригосударственные

факторы (в том числе и внутреннее законодательство, прежде все‑

го конституцию), а при осуществлении внутригосударственной де‑

ятельности обязано учитывать обязательные для него нормы меж‑

дународного права.

С одной стороны, внутреннее законодательство государства долж‑

но приниматься с учетом ратифицированных международных дого‑

воров и не противоречить им.

С другой стороны, международные договоры могут быть рати‑

фицированы только тогда, когда они соответствуют Конституции

РФ. Ратифицированные международные договоры обладают выс‑

шей юридической силой. В случае противоречия любого внутрен‑

него закона международному договору в действие вступают прави‑

ла международного договора.

Тенденции развития международного права свидетельствуют

о том, что взаимодействие международного и внутригосударствен‑

ного права постепенно усиливается и по мере дальнейшей интегра‑

ции они движутся к сближению, которого, однако, по всей видимо‑

сти, в окончательном виде никогда не произойдет. Взаимодействие

международного и внутригосударственного права приобретает но‑

вые формы, например посредством деятельности различных меж‑

дународных организаций, применяющих нормы и международно‑

го права, и внутригосударственного права, таких как Европейский

суд по правам человека.

Принципиально важным является взаимодействие международ‑

ного права или отдельных его подотраслей с соответствующими от‑

раслями внутригосударственного права.

Международное и внутригосударственное права взаимодейству‑

ют по нескольким направлениям.

Косвенным образом через международное право осуществляется

взаимодействие внутренних правовых систем различных государств.

Выделяют следующие принципы такого взаимодействия:

1) равенство правовых систем;

2) единство целеполагания;

3) согласованное действие международного и внутригосудар‑

ственного права России;

4) соблюдение предписаний и международного, и внутригосу‑

дарственного права.

Особую проблему представляет собой соотношение междуна-

родного публичного права и международного частного права.

Международное частное право — это совокупность норм, регу‑

лирующих частноправовые отношения международного характера.

Международное частное право сродни внутреннему частному

праву, регулирующему главным образом имущественный оборот.

Международное публичное право — совокупность юридических

принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.

Основные различия между частным и публичным международ‑

ным правом заключаются в следующем:

1) предметом регулирования международного публичного права

служат преимущественно отношения между государствами по раз‑

личным международным вопросам, а предметом регулирования

со стороны международного частного права — имущественные от‑

ношения между хозяйствующими субъектами, хотя и находящими‑

ся в различных государствах или осуществляющими международ‑

ную коммерческую деятельность;

2) основными субъектами международного публичного права яв‑

ляются суверенные государства, тогда как субъектами международ‑

ного частного права выступают юридические и физические лица;

3) в методологии международного публичного права превалиру‑

ет императивный метод правового регулирования, в международ‑

ном частном праве — диспозитивный;

4) международное публичное право представляет собой самосто‑

ятельную правовую систему, тогда как международное частное пра‑

во таковой не образует. Международное частное право — это прежде

всего коллизионное право, суть которого сводится к определению

права страны, подлежащего применению к конкретным правоот‑

ношениям между лицами.

В то же время международное публичное право тесно связано

с международным частным правом. Нередко нормы международ‑

ного публичного права четко не отграничены от норм международ‑

ного частного права.

Развитие международного публичного и международного част‑

ного права взаимосвязано и взаимообусловлено.

3.4. Основные правовые системы современности.

Англосаксонское право. Романо‑германское право.

Мусульманское право

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот нацио‑

нальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависи‑

мости от национальных традиций, культуры, менталитета и других

факторов социально‑экономического и политического характера

сложилась своя система права. Каждая национальная система пра‑

ва имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет го‑

ворить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые си‑

стемы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так

называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» использует‑

ся лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем

современности. На сегодняшний день различия между правом разных

стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, кото‑

рый обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых си‑

стем различных государств, которые имеют общие корни возникно‑

вения и исторического развития, основаны на одних и тех же пра‑

вовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения.

Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов пра‑

вового регулирования, которые определяют их содержание. В этих

правовых семьях обычно используют тождественные или сходные

по своему значению юридические понятия, термины и категории,

что объясняется единством их происхождения, распространением

(или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой

системы одной страны на другую.

Таким образом, под правовой семьей понимается определенная

совокупность национальных систем права, объединенных общно‑

стью исторического формирования, структуры источников, принци‑

пов правового регулирования, понятийно‑категориального аппарата

юридической науки. Изучением сравнительного анализа националь‑

ных правовых систем, выявлением их особенностей и общих черт за‑

нимается наука сравнительного права (компаративистика).

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные

подходы. За основу классификации могут приниматься различные

критерии — идеологические, юридические, этические, экономиче‑

ские, религиозные, географические и т. д. Юридическая типология

позволяет учитывать конкретно‑исторические, юридико‑техниче‑

ские и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типоло‑

гические подразделения семей национального права. В основу клас‑

сификации правовых систем современности могут быть положены

разные критерии. Так, известный французский ученый по сравни‑

тельному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классифи‑

кации: идеологический (факторы культуры, религии, философии,

экономической и социальной структуры) и критерий юридической

техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы

«не изолированно, а в совокупности».

Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы право‑

вых систем: романо‑германскую правовую семью, семью общего

права и семью социалистического права. Эта классификация наи‑

более популярна в современной юридической науке. Известный

германский юрист К. Цвайгерт в качестве критерия классифика‑

ции правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитываю‑

щий пять факторов:

1) происхождение и эволюцию правовой системы;

2) своеобразие юридического мышления;

3) специфические правовые институты;

4) природу источников права и способы их толкования;

5) идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие пра‑

вовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо‑

американскую, социалистическую, право ислама, индусское право.

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых

систем и на более мелкие группы. Например, в романо‑германской

правовой семье выделяют группу французского (романского) права

и группу германского права, в правовой семье общего права — груп‑

пу английского права и группу американского права и т. п.

При классификации основных правовых систем современности

учитываются следующие группы факторов: во‑первых, историче ский генезис правовых систем; во‑вторых, система источников пра‑

ва; в‑третьих, структура правовой системы — ведущие правовые ин‑

ституты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется харак‑

тером ее источников: юридических, духовных и культурно‑истори‑

ческих. В качестве основного различия между романо‑германской

системой права и семьей общего права выступают характер и форма

источников права. Если романо‑германская правовая система явля‑

ется писанным, кодифицированным правом и правоприменитель ре‑

шает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой,

то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что

в ее основе лежит судебный прецедент, т. е. она представляет собой

систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выра‑

жения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и куль‑

тура, образ юридического мышления. Например, для романо‑гер‑

манской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе

общих, абстрактных норм права, а для английского права однажды

вынесенное судом решение является нормой для всех последующих

рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности пре‑

цедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматрива‑

ющего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом пре‑

цедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные

правовые семьи:

1) англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада,

Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо‑германскую (страны континентальной Европы);

3) мусульманскую;

4) социалистическую;

5) индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных право‑

вых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Укра‑

ина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названную группу

правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенно‑

стью можно отнести к романо‑германской правовой системе, так как

у них есть много схожих признаков и характерных черт.

Англо-американская правовая система. Англосаксонская пра‑

вовая семья включает право Англии и стран, последовавших образ‑

цу английского права.

Для англосаксонской правовой системы не характерно классиче‑

ское деление права на публичное и частное.

Английская правовая система включает «общее право», «статут‑

ное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое

из них имеет свою историю становления и развития.

Так называемое «common law» Англии (общее право) складыва‑

лось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями ре‑

шения брались за основу другими судебными инстанциями при рас‑

смотрении аналогичных дел). Общее право Англии первоначально

сложилось в виде судебных обычаев. Дело в том, что в решении су‑

дебных споров принимали участие присяжные заседатели (свобод‑

ные граждане), которые зачастую, в отличие от судьи, не обладали

профессиональными знаниями о нормах ранее принятых судебных

решений, которые необходимы для правильной юридической ква‑

лификации поступков. Свою позицию присяжные определяли, осно‑

вываясь на сложившейся системе традиций и обычаев.

С XV в. начался качественно новый этап в развитии английской

правовой системы, связанный с появлением «права справедливости»,

суть которого заключалась в том, что постепенно стал складываться

особый порядок апелляции к монарху — рассмотреть дело «по сове‑

сти», «по справедливости». Разбирательство дел осуществлял лорд‑

канцлер, который по существу выполнял функции самостоятельного

судьи. Впоследствии, в результате проведенной судебной реформы

(1873–1875), нормы общего права и права справедливости состави‑

ли основу единой системы прецедентного права Англии.

Основным источником англосаксонского права является судеб‑

ный прецедент. Прецеденты создаются в Англии только высшими су‑

дебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тай‑

ного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие

суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет им‑

перативный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следо‑

вать прецедентам, выработанным ею самой и вышестоящими судами.

На современном этапе развития в англосаксонской правовой си‑

стеме возросло значение закона среди других источников права. По вышение роли законодательной деятельности связано с теми инте‑

грационными процессами, которые идут в объединенной Европе.

При этом учитывается опыт других государств, в том числе нацио‑

нально‑правовых систем, относящихся к романо‑германской семье

права. Следовательно, наблюдается процесс постепенного сближе‑

ния правовых систем Англии и других стран континентальной Евро‑

пы. В Англии нет писаной Конституции. Английская конституция —

это система правовых принципов и норм, выработанных судебной

и законодательной властью, призванных обеспечить права и свобо‑

ды личности, а также ограничить произвол власти.

Законодательные акты, принимаемые английским парламен‑

том, по сфере действия делятся на публичные, распространяющиеся

на неопределенный круг субъектов и действующие на всей террито‑

рии Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных

лиц и территорию. Существуют законодательные акты, принимае‑

мые местными органами власти, которые действуют на соответству‑

ющих территориях.

Особое место среди источников англосаксонского права занима‑

ет юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать

судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными ан‑

глийскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной

практики, призванные выполнять роль практического руководства

для юристов.

Англосаксонская правовая система распространена во многих

странах мира (в Северной Ирландии, Уэльсе, Шотландии, США, Ка‑

наде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других). Хотя в некоторых

странах, входящих в систему англосаксонского права, идет процесс

правовой автономии (США, Канада, Австралия), однако в рамках

данной правовой семьи остаются общими характер и особенности

правовой деятельности, используемые юридические понятия, тер‑

мины и конструкции, тип правового мышления и другие юридиче‑

ские элементы.

Правовая система США сложилась под влиянием английского пра‑

ва, которое было распространено на территории Северной Амери‑

ки обосновавшимися там переселенцами из Англии. Хотя ам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: