Семинар 9. Экономическая социология как отрасль социологического знания (1 часа)

1. Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов.

2.   Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика.

3. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация в различных теоретических подходах (структурно-функциональном, феноменологическом и др.)

4. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения.

5. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальное содержание.

6. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры.

7. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая.

8.  Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности).

9. Социальные последствия нарушения норм экономической культуры.

10. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях.

Рекомендуемая литература: 2,3,5

 

Семинар 10. Методы социологических исследований экономической сферы (1час)

1. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения в сфере экономики и финансов.

2.  Программа социологического исследования.

3.  Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализ документов и его разновидности.

4. Социологическое наблюдение и его виды.

5. Интервью и его формы.

6. Социальный эксперимент.

7. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг).

8. Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы).

9.  Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете.

10.  Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,5

 

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: