1. Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов.
2. Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика.
3. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация в различных теоретических подходах (структурно-функциональном, феноменологическом и др.)
4. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения.
5. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальное содержание.
6. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры.
7. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая.
8. Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности).
|
|
9. Социальные последствия нарушения норм экономической культуры.
10. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях.
Рекомендуемая литература: 2,3,5
Семинар 10. Методы социологических исследований экономической сферы (1час)
1. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения в сфере экономики и финансов.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализ документов и его разновидности.
4. Социологическое наблюдение и его виды.
5. Интервью и его формы.
6. Социальный эксперимент.
7. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг).
8. Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы).
9. Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете.
10. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении.
Рекомендуемая литература: 1,2,4,5
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине