Свойства числовых неравенств

Обобщающий урок по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»

Вспомним основные понятия темы.

Сравнение чисел. Число а больше числа b, если разность а - b — положительное число. Число а равно числу b, если разность а - b равна нулю. Число а меньше числа b, если разность а - b — отрицательное число.

Свойства числовых неравенств

1. Если а > b, то b < а. Если а < b, то b > а.

2. Если а < b и b < с, то а < с.

3. Если а < b и с — любое число, то а + с < b + с.

4. Если а < b и с - положительное число, то ас < bс.

Если а < b и с — отрицательное число, то ас > bс.

Следствие: если а и b — положительные числа и а < b, то 1/a > 1/b.

5. Если a < b и c < d, тo a + c < b + d.

6. Если а < b и с < d (где a, b, c, d — положительные числа), то ас < bd.

Следствие: если а и b — положительные числа и а < b, то аn < bn (n — натуральное число).

Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что решений нет. Неравенства, имеющие одни и те же решения (или не имеющие решений), называются равносильными.

Свойства равносильности неравенств:

1. Если из одной части неравенства перенести в другую член с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.

2. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство.

3. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.

Линейные неравенства — неравенства вида ax > b или ах < b (где а и b — некоторые числа).

Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы. Решить систему — значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.

 

Рассмотрите и запишите в тетрадь решение следующих упражнений:

№ 890. ( с. 200 учебника)

а)

         (–∞; 6).

 

в)

              [0,6; 5].

 

О т в е т: а) (–∞; 6); в) [0,6; 5].

 

№ 891. (с. 200 учебника)

б)

       (–2; –1).

г)

          .

О т в е т: б) (–2; –1); г) .

 

№ 893. (с. 201 учебника)

б) –1 <  ≤ 5 ;

 

–3 < 4– а ≤ 15;

–3 – 4 < – а ≤ 15 – 4;

–7 < – а ≤ 11;

–11 ≤ а < 7; [–11; 7).

г) –2,5 ≤  ≤ 1,5 ;

 

–5 ≤ 1 – 3 у ≤ 3;

–5 – 1 ≤ –3 у ≤ 3 – 1;

–6 ≤ –3 у ≤ 2;

 ≤ у ≤ 2; .

О т в е т: б) [–11; 7); г) .

 

№ 894. (с. 201 учебника)

 

а) –1 ≤ 15 a + 14 < 44

 [–1; 2).

в) –1,2 < 1 – 2 y < 2,4

        (–0,7; 1,1).

 

О т в е т: а) [–1; 2); в) (–0,7; 1,1).

 

№ 895. (с. 201 учебника)

 

а) –1 < 3 y – 5 < 1;

4 < 3 y < 6;

1 < y < 2.

О т в е т: при 1 < y < 2.

 

Обратите внимание, что в системе три неравенства, значит, решением является пересечение трёх числовых промежутков.

 

№ 898. (с. 201 учебника)

 

а)

                                     (8; +∞).

в)

                                     (10; 12).

О т в е т: а) (8; +∞); в) (10; 12).

 

№ 899. (с. 201 учебника)

 

б)

             (1; 4).

О т в е т: (1; 4).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: