Программа. Программы социокультурного развития. Ситуация. Проблема. Проблемная ситуация. Проект. Цель (предназначение) проекта. Функции проекта. Концепция, идея проекта. Проблема проекта. Проектные стратегии.Формы проекта..Реализация проекта. Принципы социально-культурного проектирования.Экспериментальный проект. Пилотный проект. Методы инновационного проектирования. Технология принятия проектного решения. Деловая игра. Экспертиза. «Мозговой штурм». Творческие конкурсы.
В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, в сфере культуры. Среди них особое место занимает технология проектирования.
Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).
|
|
Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. А также принятой и реализуемой программой.
8.1. Программа (греч.от pro, вперед, прежде, и grapho, пишу. - Предначертание.) — развернутый документ, отражающий всю совокупность условий и средств, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, обоснования приоритетов культурного развития, всесторонне определение возможностей и ресурсов. А также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации программных мероприятий, акций, идей, инициатив.
Программы инновационного развития могут разрабатываться практически всеми субъектами инновационной деятельности: от отельного автора (авторского коллектива) до общенациональных, государственных программ (Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь).
Программы социокультурного развития имеют два исходных аспекта:
- диагностическая аналитика -всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
- прогностика - предвидение, просчет, вероятностные суждения о результатах реализации программы, заключение о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта, который должен ориентироваться на доступное осмыслением будущее.
|
|
«Заглядывать слишком далеко вперед – недальновидно». (У. Черчилль).
Результаты осуществления двух этих аспектов обусловлены реальной ситуацией.
8.2. Ситуация — это совокупность реальных условий и обстоятельств, внутренних и внешних факторов жизнедеятельности и культуротворчества личности, социальной группы, общности, которые подвигают и мотивируют преобразования.
Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые.
Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:
а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы ситуации;
б) могут быть изменены или усовершенствованы.
8.3. Проблема - осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).
Проблема - изначальный повод и предмет ситуационного анализа.
Проблемная ситуация — не имеющее однозначного решения противоречие межу реальностью и мнениями, желаниями, намерениями их устранения в силу их несовпадения с актуальными ценностями и тенденциями в культуре. Она может возникать и фиксироваться на уровне личностных, групповых, субкультурных, этнокультурных, общечеловеческих проблем.
В этой связи определяется значимость проблем, требующих разрешения, и масштаб анализируемой ситуации, соответственно и пространственно-временные границы реализации и воздействия проекта. Однако независимо от его характеристик проекта, необходим учет проблем всех этих взаимосвязанных уровней.
Программа обусловливает необходимость и пользу конкретных изменений в сложившейся проблемной социокультурной ситуации. Это направленность обусловливает проектную деятельность, разработку и реализацию специального проекта.
8.4. Проект (англ. project от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — (в управленческой деятельности) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
Цель (предназначение) проекта как преобразующей деятельности — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. Поэтому цель, целеполагание составляет основу всякой деятельности вообще и проектной деятельности, в частности.
Функции проекта:
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
Концепция, идея проекта. Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной концепции-идеи.Концепция проекта (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности, предполагающий осмысленное представление о намерении и содержательно-смысловой целостности артефакта.
|
|
В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы сложившихся тем, знаков, образов, смыслов посредством активизации.
«Генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.
Проблема проекта:
- определенные объективные трудности, преграды, факты разрешаемого проектом неблагополучия (внешний аспект)
- теоретические, методические, организационные, кадровые и пр. факторы, негативно влияющие на качество на разработку и внедрения собственно проектных решений (внутренний аспект).
Проектные стратегии.
В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры.
Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется.
Формы проекта..
1. как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
2. как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
|
|
Реализация проекта предполагает:
- создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение).
- обобщение и анализ промежуточных результатов реализации, а также общая оценка эффективности реализации проекта.