Живопись и скульптура

Принципы социалистического реализма не только декларировались, но и поддерживались государством: государственные заказы, творческие командировки деятелей искусства, тематические и юбилейные выставки, возрождение монументального искусства в качестве самостоятельного, т.к. оно отражало «грандиозные перспективы развития социалистического общества».


Наиболее значительными представителями станковой живописи этого периода были Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Николай Крымов, Аркадий Рылов, Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Павел Корин и др.

 

К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня».

 


В СССР появился новый жанр – плакат.

 

Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках. В годы гражданской войны развиваются два типа плакатаполитический и сатирический.

В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики.

Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» и пр.

 

Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!»). «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г.

 

Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов. Их исполняли такие мастера, как Петров-Водкин, Юон, Лансере, Бродский и др. Характерна была склонность к метафоре, гиперболе, символике. Примерами могут служить «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона.

К достижениям искусства можно отнести: работы художников Дейнеки, Грабаря, Кончаловского, Сарьяна, Малевича и др.; музыку Д. Шостаковича и

С. Прокофьева.

Музыкальное искусство также было включено в общий социальный процесс и испытывало те же трудности и противоречия, что и другие виды искусства. Из страны уехали С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Метнер, Ф. И. Шаляпин. С. Прокофьев долгое время находился за рубежом.

Но в стране оставались музыканты, которые осуществляли преемственную связь с дореволюционной эпохой: А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Д. Шостакович.

 

Появляется советская опера и балет.

Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда».

Популярна народная, танцевальная музыка и даже джаз. Знаменитые певцы - Александр Вертинский, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.

 

Скульптор Вера Мухина создает символ Москвы – скульптуру «Рабочий и колхозница». Эта знаменитая скульптура до сих пор украшает территорию ВДНХ.

 

В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина.

 

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др.

 

 

Архитектура.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего.

 

Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм.

 

Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений.

 

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина в Москве на Красной площади архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.).

 

Функционализм – направление в архитектуре 20-х годов, требующее строгого соответствия зданий и других сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам.

В архитектуре монументальные громоздкие конструкции: высотки на Котельнической набережной в Москве и других городах СССР, ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства – выставочный комплекс в Москве).

 

Театр.

Театральное искусство стремилось приблизиться к запросам и пожеланиям миллионов простых тружеников.

В 1937 г. МХАТ в Москве и театр Ленинского комсомола в Ленинграде осуществили интересную постановку пьесы Н. Вирты «Земля».

В Театре Революции в 30-е годы зрителям была показана своеобразная трилогия о советском человеке молодого драматурга Н. Погодина.

 

Московский Художественный театр, являвшийся примером высокого мастерства, глубокой идейности и новаторства, впервые в 1937 г. инсценировал «Анну Каренину».

 

В 1935 г. в Ленинградский театр комедии приходит талантливый режиссер и художник

Н. П. Акимов, неутомимый искатель нового в искусстве комедийного жанра.

 

Самые известные режиссерские постановки- К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда.

В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли.

Зинаида Райх — бывшая жена Сергея Есенина. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее. Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.

Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли. В 1940 году Мейерхольд был расстрелян как враг народа.

 

Вопрос 7. Индустриализация. Коллективизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: