Первая современная Олимпиада

Олимпиаду 1896 года решили провести в Афинах - в знак преклонения перед проходившими в Древней Греции состязаниями. 6 апреля король Греции Георг I провел церемонию открытия Игр. Две трети участников были из Греции, остальные приехали из других 12 стран. Официальные лица страны были настолько довольны политическим и экономическим успехом соревнований, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады в Греции. Но МОК законодательно ввёл ротацию между государствами, и каждые 4 года Игры проводятся в разных странах. Место проведения выбирает МОК, право организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней.

Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».

Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.

«Требовать от народов любить друг друга - наивно. Требовать же от них взаимного уважения - отнюдь не утопия. Но, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомиться друг с другом. А это и есть подлинная основа для установления прочного мира», - заявлял Пьер де Кубертен.

Президент МОК Томас Бах, в прошлом чемпион мира и Олимпийских игр по фехтованию, как-то сказал: «Для Пьера де Кубертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объединяющая роль. Все остальное, что сейчас можно прочесть или услышать - не более, чем догадки».

Тем не менее, историки из Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, отмечают, что для французского аристократа не последнюю роль играла и военная подготовка молодежи: «Де Кубертен был не только космополитом и интернационалистом, как это принято считать сегодня. Он был продуктом своего времени - французским патриотом. Найдено немало письменных свидетельств тому, насколько болезненным для него было поражение Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов».

Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе – Олимпийской хартии. В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. В хартии прописаны организациюяи функционирование олимпийского движения и условия проведения Олимпийских игр. В ней также сформулированы основные задачи олимпийского движения - укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Олимпийская хартия является первым в истории документом, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека.

 


Выдержка из текста Олимпийской хартии 1979 г. раскрывает основные цели олимпийского движения:

  • Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта;
  • Воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира;
  • Всемерное распространение олимпийских принципов для создания доброй воли между народами;
  • Созыв спортсменов мира раз в 4 года на великом празднике спорта - Олимпийских играх.

Можно сказать, что сейчас зрелищная сторона Олимпийских игр затеняет их философское содержание. Слово «олимпизм» не очень распространено. Олимпийские игры известны по всему миру в качестве масштабного спортивного мероприятия.

Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.

Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Там же дается объяснение, чему, по замыслу Кубертена, должны служить Игры:

  • содействовать физическому и нравственному развитию участников;
  • демонстрировать честное спортивное поведение участников;
  • стимулировать интерес к искусству;
  • способствовать развитию любительского спорта - спорта для удовольствия, а не для денег;
  • укреплять мир между народами и добрую волю.

Кубертен считал, что спорт, и в частности, спортивные соревнования, будут содействовать «гармоничному развитию взрослого человека (equilibrium of the adult)», «формировать характер и укреплять нравственные силы». Кубертен считал, что «олимпизм может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает свои представления о чести и спортивной незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу». Другими положительными сторонами личности человека, проистекающими из занятий спортом, были для Кубертена «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасностям».

Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.

Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.

 


В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.

«Спорт - вне политики», — заявил барон де Кубертен, наивно полагая, что никакие международные конфликты не помешают состязаниям. Однако уже в начале XX века из-за Первой мировой войны отменили Олимпийские игры, которые должны были проводиться в Берлине. Сегодня позиция МОК «мы занимаемся спортом, а не политикой» нуждается в многочисленных комментариях. В последние годы публичные заявления ряда официальных лиц убеждают в том, что спорт остается политическим средством. Открытое признание политической подоплеки некоторых решений привело бы к большему взаимопониманию, чем умалчивание политических интересов.

В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации движения на гуманистические идеи Кубертена, который сказал: «Самая важная вещь в жизни - не победа, а борьба. Главное - не победить, а отважно бороться».

«Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».

Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: