Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг

Дисциплина: История ОГСЭ.03

Преподаватель: Феклистова О.В.

Группа:  222

Дата занятия по расписанию: 28.04.2020

Тема: «Развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Количество часов: 2ч.

Задачи:

· проанализировать социально-экономические особенности развития СССР в послевоенный период;

· выявить специфику политического развития государства в изучаемый период.

Способ коммуникации: взаимодействие через группу в Контакте, выполненные задания присылаются в соответствующую папку на Гугл-диск: https://drive.google.com/drive/folders/1EfJbxj7V-ItA-Bl7Ofmb4iNvT_pdc78K?usp=sharing

Сроки выполнения: 28/04 – 05/05

 

Теоретический и практический блоки:

1. Повторение ранее изученного (устно, можно использовать лекционный материал прошлого урока). Проверьте свои знания:

· Вспомните, когда  и как произошёл завершающий период в Великой Отечественной войне.

· Назовите крупнейшие сражения данного периода.

· Перечислите факторы, повлиявшие на победу СССР В Великой Отечественной войне.

· Назовите три международных конференции, повлиявшие на становление антигитлеровской коалиции. Когда они происходили? кто в них участвовал? Каковы их итоги?

2. Изучение нового материала.

Сегодня наша задача – рассмотреть особенности послевоенного развития СССР, познакомиться с социально-экономическими и политическими особенностями государства в период 1945-1953 гг. По ходу изучения материала составьте краткий конспект в лекционной тетради.  

Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Прочитайте вводную часть, выделите ключевые идеи, факты, события:

За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия),

Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства — создание совхозов. Четвертый пятилетний план предусматривал:

• восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой;

• восстановление 8-часового рабочего дня;

• отмену обязательных сверхурочных;

• восстановление отпусков.

Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

Итоги пятилетки — быстрый рост в 1947—48 гг. — сменился замедлением, длившимся до 1954 г - все напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города, предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.

В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было.

В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.

Вопрос № 1 для размышления (устно): Как вы думаете, насколько эффективным было использование принудительных мер для восстановления экономики страны в послевоенный период? Возможен ли был иной путь достижения данной цели? Почему?

Проанализируйте содержание видеоурока по теме, дополните свой конспект необходимыми материалами (кратко, емко, только самое главное)

https://youtu.be/JkQ3-1YMK-c

Вопросы для размышления (устно):

определите положительные стороны социально-экономического развития СССР в 1945-1953 гг.;

Рассмотрите плакаты послевоенного времени:



Вопрос № 2 (устно): Как вы думаете, можно ли утверждать, что восстановление страны в короткие сроки – это заслуга только жестких методов руководства и применение принудительных мер?

2) Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Прочитайте текст, выделите ключевые идеи, факты, события, перенесите их в свой конспект:

Победа в Великой Отечественной войне открыла новый период в истории Советского государства. Победа подарила надежду на ослабление давления тоталитарного режима на личность, надежды на лучшую жизнь. При этом «демократическому импульсу» противостояла сталинская политическая система, позиции которой в послевоенное время значительно окрепли. В Москве, Свердловске, Воронеже, Челябинске возник целый ряд антисталинских молодежных групп. Однако, абсолютное большинство населения СССР воспринимало победу в Великой Отечественной войне, как личную победу Сталина и системы, которою он возглавлял.

Политический режим, в своем стремлении подавить социальное напряжение, пошел по следующим направлениям: по пути видимой, декоративной демократизации; по пути усиления борьбы с инакомыслием и укреплении тоталитарного режима. Совет народных комиссаров Советского Союза в марте 1946 года был преобразован в Совет министров. По нарастающей одновременно шел рост количества ведомств и министерств, росла численность государственного аппарата.

Несмотря на внешне демократические и позитивные изменения в стране нарастала новая волна репрессий и ужесточился политический режим.

В послевоенные годы система ГУЛАГа достигла максимального размаха. В уже сидевшим с 30-х гг. «врагам народа» присоединились миллионы новых граждан. Первый сильный удар репрессий пришелся по военнопленным (около 2 млн человек), которые после освобождения из плена были направлены в ухтинские и сибирские лагеря. После войны, опасаясь все более возрастающей популярности военных, И.В. Сталин санкционировал ряд серьезных арестов и обвинений: А.А. Новикову (маршалу авиации), генералов Н.К. Кириллова и П.Н. Понеделина, сослуживцев маршала Г.К. Жукова.

Репрессиям подверглись отдельные партийные функционеры, которые стремились к независимости. Так, в 1948 году арестовали лидеров ленинградской партийной организации. Всего по «ленинградскому делу» было арестовано около 2 тыс. человек, 200 из них были отданы под суд и расстреляны. В 1953 году крупным политическим процессом стало «дело врачей», которые были обвинены в неправильно проводимом лечении высшего руководства страны, что повлекло смерть некоторых видных деятелей. Репрессии прекратились только после смерти И.В. Сталина.

Национальная политика и возведение «железного занавеса» Великая Отечественная война привела к росту неподконтрольных руководству страны политических и идейных движений, включая национальные движения. Больше всего эти процессы затронули территории, которые вошли в состав Советского Союза в 1939-1940 гг. Здесь борьба против советизации и коллективизации продолжалась вплоть до начала 50-х гг. Десятки тысяч эстонцев, латышей, литовцев, украинцев были арестованы, сосланы или депортированы. Началась политика пересмотра истории национальных отношений в СССР, в ходе которой растущие национальные движения рассматривались, как вредные и реакционные. Усилилось давление на интеллигенцию, культуру и традиции «малых народов».

Национальная нетерпимость достигла особого размаха в отношении еврейского народа, что в определенной степени было связано с резким ухудшением советско-израильских отношений. Начались обвинения в «космополитизме». Начиная с лета 1946 г. государственный аппарат развернул действия против «западного влияния». Особое внимание было уделено развитию отечественной культуры, а именно ограничению свободомыслия и любого проявления творческой самостоятельности интеллигенции, установлению полного партийно-политического контроля над культурой. Окончательно «железный занавес» был установлен в конце 1948 года в ходе развернувшейся кампании по борьбе с «космополитизмом». Государство оказалось не только в идеологической, но и в культурной изоляции. В 1946 году журналы «Ленинград» и «Звезда» были обвинены в пропаганде чуждых духу партии идей, предоставлении политической трибуны для идеологически вредных произведений. В борьбе за чистоту литературы были запрещены многие литературные произведения, закрыты некоторые журналы, репрессированы авторы. В отечественной литературе произошел застой. Было усилено партийное руководство театром и кино. В постановлении от 26 августа 1946 года ЦК КПСС потребовал исключения из репертуара всех театров пьес зарубежных авторов, что привело к массовой компании против декадентских тенденций.
Вопрос для размышления № 3 (устно): Как вы думаете, насколько эффективными были используемые меры воздействия на общество? Какие противоречия можно отметить между позицией (стремлениями, целями, установками) народа-победителя и позицией государства-победителя?

Проанализируйте содержание видеоурока по теме, дополните свой конспект необходимыми материалами (кратко, емко, только самое главное):

https://youtu.be/4HOmSeWzgnI

Вопросы для размышления № 4 (устно):

Сделайте общий вывод о специфике идеологического воздействия на общество в послевоенный период. Отметьте общие итоги подобного воздействия: какое общество (с какими чертами, особенностями) «удобно» было для управления существующей системой власти? Аргументируйте свое суждение.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: