Появление библиотек-читален, первых музеев и полиграфии в

Донбассе

      Культура издавна была естественной потребностью человека. И неслучайно рабочие и крестьяне Донбасса приветствовали появление таких очагов культуры, как библиотеки и театры, хотя в те годы они были почти недоступны трудовому народу. А в период подъема рабочего движения в Донбассе трудящиеся требовали от предпринимателей открытия на заводах и шахтах бесплатных библиотек и клубов.

      В 70-е гг. народные библиотеки стали создаваться в селах на средства деревенских общин. В Луганске была известна общедоступная библиотека-читальня на Гусиновке, которая в начале содержалась на средства земства и паровозостроительного завода. К ее открытию было приобретено книг на 250 руб. Одним из ее организаторов и председателем библиотечного совета долгое время был А.А. Певцов. Размещалась она Преображенской улице в 10-15 мин. ходьбы от завода, в дальнейшем не раз меняла свое расположение. От этой библиотеки берет начало Луганская областная научная библиотека им. М. Горького, отметившая в 2017 г. свое 120-летие. В 1900 г. бесплатная библиотека-читальня открылась в поселке Катериновка для рабочих и служащих Новороссийского завода. Значительную часть читателей библиотек в Каменном Броде и в Лозовой-Павловке составляли также рабочие ближайших шахт и заводов.

      В 1896 г. губернское земское собрание приняло постановление об организации в наибольших селах народных библиотек-читален. Библиотеки занимали одно из наиболее важных мест в системе внешкольного образования. Земства считали библиотеки важнейшим условием развития народного просвещения, отмечали, что без них безграмотность была бы неизбежным явлением. Книги были редки в деревне, денег на их покупку крестьяне не имели. Если же и приобретали их у книгонош, то они были невысокого качества и не могли способствовать развитию знаний, полученных в народной школе. Эту задачу могла выполнить только народная библиотека. Открытие библиотек шло очень медленно. К 1 января 1905 г. в Екатеринославской губернии состоялось открытие 79 новых библиотек-читален. В 1912 г. их насчитывалось уже 237.

      Пользование земскими народными библиотеками было бесплатным. Для заведования библиотекой земство избирало совет, в состав которого входили несколько лиц, избранных земством, а также представители от местных обществ, участвовавших в содержании библиотеки. Ответственным лицом по библиотеке являлся председатель совета – попечитель.

      Еще одной реформой внешкольного образования была организация земствами музеев. Так, 23 октября 1913 г. был открыт губернский педагогический музей. Осуществление его устройства, по мнению управы, давало возможность учителям знакомиться и изучать лучше методы преподавания и добытые таким путем сведения передавать слушателям.

      В первое полугодие 1914 г. до начала войны было открыто 12 музеев в шести уездах. Далее из-за войны эта деятельность замирает. Однако из отчетов действующих музеев видно, что их деятельность была значительной. Музеи, будучи открытыми ежедневно в определенное время для всех желающих, привлекали к себе тех, кто видел в них наглядное объяснение всему тому, что давали школа и жизнь. Взрослое население, в большинстве безграмотное, приходило в музей по тем же побуждениям, что и дети, они хотели получить в нем объяснения по волнующим проблемам. В результате, музеи – новый вид деятельности земств – стали учебновспомогательными учреждениями как для школьного, так и внешкольного образования.

      Во второй половине XIX в. появляется типографское дело. В 1870 г. Соломон Горелик открыл в г. Мариуполе типографию, а в 1876 г. заработала типография Залюбовского.

      Первую типографию в Бахмуте в 1872 г. создал в собственном доме на Большой Xарьковской улице горожанин Р. Грихилес. Ее годовая прибыль составляла 2,5 тыс. руб., работало там 3 чел. В ней изготавливали в основном производственную документацию и этикетки. В этом же городе в 80-е гг. основали и большую уездную типографию с 12 рабочими и объемом продукции до 6 тыс. руб. в год. Она также работала под заказ. Здесь печатали всевозможные бланки, удостоверения, школьные тетради и другие изделия. Оживление деловой активности после кризиса 90-х гг. XIX в. вызвало появление новых типографий. Так, собственник типографии М. Крамарев в 1898г. издал сборник стихов Чернявского «Бахмутские сонеты», который считается началом книгопечатания в городе.

      В начале XX в. сеть типографий значительно расширилась, они существовали как в Юзовке, так и в других промышленных центрах края. Развитие типографского дела способствовало появлению первых периодических изданий. Первая газета в крае стала выходить в Мариуполе в 1899 г. и называлась «Мариупольский справочный листок».

 

      3. Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века

 

      В данный период в Донбассе оживилась театральная и музыкальная жизнь.

      В 1847 г. в Мариуполе выступала театральная труппа В.И. Виноградова, который и стал первооткрывателем театральной истории Мариуполя. Виноградов привез с собой довольно посредственную труппу, которая ставила свои спектакли в амбаре, наскоро переоборудованном в театр, который сдал в аренду антрепренеру купец Логофетов. У Виноградова оказалась легкая рука: в город одна за другой стали приезжать различные труппы. Интерес мариупольцев к театру навел местного купца Н. Попова на мысль, что иметь собственное театральное здание – дело и почетное, и прибыльное. Деревянный сарай в своем дворе он наскоро переоборудовал и дал ему пышное название «Храм музы Мельпомены». На сцене Попова играли труппы М. Стрельского, А. Ярославцева, артисты Александров, Минский, Прокофьев, Неверова, Пилони, Новицкий, Медведева и др. Ставили здесь Шекспира, Шиллера, Гоголя, Грибоедова, Островского. Любимыми пьесами мариупольцев были трагедии, драмы и малороссийские пьесы.

      В конце XIX – начале XX вв. в духовной жизни Юзовки также произошли качественные изменения, связанные с открытием учреждений культуры. Директор Новороссийского общества Адам Александрович Свицын на Ларинской стороне соорудил здание театра под названием «Аудитория». При этом летнем театре работали два драматических кружка. Участниками этих кружков были служащие и квалифицированные рабочие. Известно, что спектакли ставили и валлийские специалисты в «Английском клубе поклонников представлений» в английской колонии в Юзовке.

      В начале XX в. в Енакиеве также был создан любительский русско-малороссийский рабочий кружок Русско-Бельгийского металлургического общества, ставший центром культурной жизни города. Организовали кружок артист из Бахмута Александр Иванович Андронов, служащие металлургического завода Григорий Яковлевич Григорянц и Федор Константинович Синицын. Ставились спектакли как на русском, так и на украинском языке. Иногда в один вечер давали два спектакля. Особенно популярны были у зрителей спектакли «Рабочая слободка», «Батраки, або ж Повернувся з Сибіру» и др., их ставили по 2-3 раза. За постановку этих, по выражению полиции, «крамольных пьес» бахмутский исправник Барткевич дал указание приставу Гореву прекратить выступление кружка. В 1914 г. кружок возобновил свою работу, но вновь распался в 1917 г.

      До 1917 г. в Донбассе существовал единственный профессиональный театр в Мариуполе. Его создание связано с именем В.Л. Шаповалова. Он мечтал, чтобы в его родном городе был свой стационарный театр, на базе которого могли бы играть самые знаменитые актеры ведущих театров страны.

      Свой план В.Л. Шаповалов осуществил в 1878 г., когда создал профессиональную труппу. Театральный сезон начался постановкой «Ревизора» Гоголя. Шаповалов вырастил большую плеяду известных артистов, и среди них Л.П. Липницкую, которая впоследствии одной из первых получила звание народной артистки СССР. Концертный зал привлек в Мариуполь выдаюшиеся театральные коллективы. На его сцене играли корифеи театра П.К. Саксаганский, И.К. Карпенко-Карый, Н.К. Садовский, труппы М.Л. Кропивницкого и многие другие.

      На сцене зала Шаповалова было поставлено около 30 пьес. В 1887 г. был открыт концертный зал им. Шаповалова (хотя он был и не таким грандиозным, как мечталось его владельцу, из-за финансовых трудностей). Билеты в театр стоили не меньше 1 рубля, но посещаемость его была очень высокой.

      Вместительность зала включала 800 зрительских мест (население Мариуполя в 1887 г. составляло 16 815 жителей). Спектакли Шаповалова смотрели каждый седьмой взрослый мариуполец в дни аншлагов, которые были нередким явлением. Беднейшие слои населения, естественно, не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

      Музыка. В эти же годы в Донбассе получило развитие музыкальное искусство. Существовали повсеместно любительские кружки, которые создавались как среди учащейся молодежи, так и в рабочей среде. Большую тягу к музыке проявляли рабочие Юзовского завода. Из числа рабочих был организован любительский оркестр.

      Кроме самодеятельности, музыкальных кружков, аматорских концертов, в городах Донбасса выступали профессиональные музыканты, певцы, артисты балета. Например, только в Мариуполе в концертном зале «Континенталь» в январе 1917 г. с большим успехом прошли балетный вечер с участием Ю.М. Седовой, примы-балерины Императорского театра, С. Рыжова – ведущего солиста Петроградского Императорского балета. 8 января состоялся концерт пианистки С. Эльстон, 16 января – концерт скрипача Р. Пиручно-Винницкого и певца В. Нинсановского. Все исполнители имели успех у мариупольской публики. В начале XX в. предприниматель Нина Ивановна Макарская открыла в Мариуполе музыкальные курсы, которые функционировали более трех лет.

      1 сентября 1916 г. открылись двери мариупольского музыкально-педагогического училища, которое находилось на Екатеринской улице в доме № 47 – каменном двухэтажном доме у Александровского сквера с двумя портиками, флигелем и небольшим количеством вспомогательных служб. При училище были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, вокала, духовых инструментов, теории композиции.

      Леонид Каневский в 1910 г. открыл частную музыкальную школу на Марии-Магдалиновской улице в доме Михайловского. Глубокой осенью 1917 г. учеба в музыкально-педагогическом училище приостановилась, но учащиеся и преподаватели не хотели мириться с этим, несмотря на сложные условия жизни, многие из них продолжали занятия на дому.

      В начале двадцатого в. в Енакиеве организуется симфонический оркестр. В 1902 г. 18-летним подростком пришел в этот оркестр Мстислав Иосифович Книжек. В 1905 г. в городе организуется духовой оркестр, М. И. Книжек переходит в него, как оказалось, на всю жизнь. Он становится руководителем оркестра и бессменным преподавателем музыкальной школы по классу духовых инструментов.

      Таким образом, после 1850-х гг. по всей стране усилился интерес к театральному и музыкальному искусству, который был связан с подъемом общественно-политической жизни России. Театр и музыка имели большое значение для эстетического развития населения, были важным средством организации культурного досуга горожан Донбасса. Для горожан, участвовавших в музыкальных концертах и спектаклях, такая деятельность была средством самовыражения и реализации их творческой активности. Эта деятельность, кроме того, являлась одним из немногих выходов социальной активности женщин. В начале XX в. театр в Донбассе стал довольно устойчивым явлением культурной жизни края.

      В условиях недостаточного количества гастролей профессиональных трупп и коллективов интересы горожан удовлетворяли местные артистические силы, уровень артистического мастерства которых был довольно высок, а репертуар, представленный местными аматорами, отличался разнообразием. Благодаря наличию стационарного театра в Мариуполе жители этого города оказались в выигрышном положении по сравнению с остальным населением региона. Но из-за высокой стоимости билетов театр был в недостаточной степени ориентирован на широкого зрителя и доступен не для всех слоев горожан.

      4. Деятельность творческой интеллигенции: живопись и література

 

      В течение четырех лет с Донбассом была связана деятельность композитора Н.Д. Леонтовича. Он приехал в регион осенью 1904 г. На станции Гришино в железнодорожном училище преподавал пение. Вначале организовал хор из учащихся. Со временем в него влились железнодорожники станции Гришино. Так был создан первый рабочий хор в Донбассе. С ним Н.Д. Леонтович гастролировал по региону. В Донбассе композитор впервые познакомился с бытом рабочих, условиями труда. Именно здесь Н.Д. Леонтович обработал для хора «Марсельезу», «Вставай, поднимайся рабочий народ».

      Среди писателей необходимо выделить М.М. Петренко. Он родился в 1817 г. в Славянске. Его отец владел тремя десятинами земли со строениями и четырьмя душами крестьян. Будущий поэт после окончания в 1841 г. Харьковского университета работал в палате уголовного суда.

      В селе Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии родился будущий писатель В.М. Гаршин. До 1864 г. он жил в имении близ города Старобельска (Харьковская губ.). Описание здешних лугов появится позже – в рассказе «Медведи». Особенностью творчества писателя явилось обостренное чувство несправедливости.

      «Писателем нескольких эпох» называют М.Ф. Чернявского. Он родился 3 января 1868 г. в селе Торская Алексеевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Будущий писатель окончил духовное училище в Бахмуте (1883), затем духовную семинарию в Екатеринославе (1889). Возвратившись на родину, преподавал музыку и пение в Бахмутском духовном училище.

      С Донбассом была связана деятельность В.Н. Немировича-Данченко. Он ежегодно в летнее время приезжал в имение Нескучное. Здесь отдыхал и писал повести, рассказы, среди них: «Губернаторская ревизия», «В степи», «Пекло» и пьесы «Соколы и вороны», «Новое дело», «Цена жизни», «В мечтах». В Нескучном В.И. Немирович-Данченко обдумывал новые постановки, помогал крестьянам. В 1895 г. открыл начальную школу.

      Викентий Викентиевич Вересаев, будучи студентом-медиком, впервые посетил Юзовку в 1890 г., где инженером на шахте работал его брат. Эта поездка дала только начавшему литературную деятельность писателю обширный материал, который он использовал для создания серии очерков под названием «Подземное царство». В них впервые прозвучали слова о труде саночника, «часами ползающего взад и вперед по норе в двенадцать сажен длины, отвозя на себе уголь в вагончике». Через два года писатель вновь оказался в Юзовке во время вспышки холеры. Два месяца он заведовал карантинным бараком, помогал людям. Основываясь на своих впечатлениях, он написал повесть «Без дороги», которая по признанию самого автора позволила ему вступить в большую литературу.

      Заметный след в творчестве А. Серафимовича оставили два года жизни (1896-1898) в качестве корреспондента газеты «Приазовский край» в Мариуполе. Местные впечатления послужили темой для очерков, корреспонденций, рассказов и оказали влияние на крупные произведения писателя. Побывал А. Серафимович в Юзовке. В рассказах «Под землей», «Маленький шахтер», «На заводе» и др. он достоверно описал условия труда металлургов, шахтеров, уделил внимание благоустройству поселка.

      В качестве приемщика снарядов в 1916 г. приехал на Юзовский завод К.Г. Паустовский. Одновременно заведовал отделом газеты «Приазовский край». Впечатления от посещения этих мест были отражены им в прозе «Беспокойная юность» и «Степная станица».

      Посещение заводов в Юзовке и Дружковке в 1895-1896 гг. произвело на А.И. Куприна неизгладимое впечатление «чудовищно громадного царства огня и железа» (очерки «Юзовский завод», «В огне», «Рельсопрокатный завод»). Очерк «О главной шахте» – результат пребывания А.И. Куприна на Гладковском руднике. Самое крупное произведение, созданное писателем на донецком материале, – повесть «Молох».

      Многие писатели приезжали в Донбасс в поисках образов героев своих произведений. Так, русский писатель М.Е. Петропавловский весной 1891 г. посетил Никитовку, Щербиновку, Горловку, Святые Горы. Свои впечатления он изложил в произведениях цикла «Очерки Донецкого бассейна», где описал тяжелую работу шахтеров, условия их жизни и природу Святогорья.

      Специфику региона в детских сказках отразил писатель С.В. Василенко (Панасенко). В 1913г. в Юзовке и Макеевке побывал русский писатель С. Н. Сергеев-Ценский. После посещения шахты «Наклонная Софья» в Макеевке им была написана повесть «Наклонная Елена». Реалистическую картину от посещения Святых Гор дает писатель в повести «Сад». Яркие, запоминающиеся картины природы Донбасса описал А.П. Чехов в повести «Степь».

Природа, история края, его древности вызвали большой интерес у И.А. Бунина (рассказ «Святые Горы/На Донце»). Для сбора шахтерского фольклора в 1916 г. приехала в Донбасс писательница Днепровая Чайка. В 1863 г. курорт посетили Ф.И. Тютчев, в 1880 г. – И.Е. Репнин, в 1891 г. – М. Горький, в 1915 г. – М.И. Цветаева.

      5. Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков

 

      История юзовского спорта – это история двух его направлений – английского, которое было первичным, и массового, рабочего, которое стало неотъемлемой частью способа жизни промышленного города. Эти две ветви существовали параллельно.

      Сначала спорт в Юзовке был экзотикой для рабочих Юзовского металлургического завода и шахт Новороссийского общества. Для занятий спортом не было ни денег, ни технических условий, ни соответствующей культуры. Рабочие могли только наблюдать, как английская элита – управляющие, инженеры и специалисты катаются на «Самокатах» (велосипедах), играют в теннис, гольф, футбол. Футбол был едва ли не главной забавой заграничных служащих и их детей.

      До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какое из событий в развитии спорта считать датой рождения донецкого футбола.

      В статистических данных футбольных справочников дата рождения футбола на донецкой земле приведена другая – 1910 г. Именно тогда английскими служащими Юзовского металлургического завода и была создана первая футбольная команда Юзовского спортивного общества. Из одиннадцати игроков команды только трое были русскими. Это К. Масленников, В. Афонский, Г. Мармазов.

      Кирилл Алексеевич Масленников в 1904 г. в 15-летнем возрасте работал в должности контрольного мальчика табельного отдела металлургического завода Юзовки. Чемпион Донбасса 1913 г., участник II чемпионата Российской империи. После революции – первый председатель юзовского рабочего спортивного общества. Чемпион Донецка по конькобежному спорту. Закончив активное выступление в спорте, долгие годы занимался с футболистами, гимнастами, конькобежцами.

      Известны и фамилии английских футболистов: Джеймс, Лаз, Челески, Горбати, Амстронг, Гау, Атвуд, Дорре. Фото первой футбольной команды Юзовки помещено в экспозиции краеведческого музея.

      «Юзовское» направление развития спорта начинается в 1900 г. и связано с именами российского горного инженера, дворянина Валериана Данчича и рабочего Артема Филина, которые работали на юзовском заводе. По инициативе В. Данчича именно в это время было создано Атлетическое общество, которое размещалось в помещении школы Новороссийского общества. В. Данчич также выступил инициатором строительства одного из лучших в России в те годы циклодрома (велотреков). Однако велоспортом занимались в основном инженеры и служащие Новороссийского общества, так как велик был членский взнос.

      И велотрек, и кружок тяжелой атлетики после событий 1905 г. были ликвидированы, а сам В. Данчич за либеральную деятельность был переселен из Юзовки в Горловку, затем сослан на каторжные работы. Велотрек впоследствии был перестроен под футбольную площадку.

      Затем в Юзовке стали создаваться рабочие спортивные кружки. Первый из них был организован молодыми рабочими металлургического завода А. Филиным, Н. Рыжовым, П. Загоруйко. Члены универсального кружка занимались одновременно борьбой, боксом, штангой, гимнастикой, футболом.

      Артем Андреевич Филин стал с 1917 г. организатором спорта в Донбассе. Далее он устаивается слесарем механических мастерских Рыковского рудника. Территория, где находился рудник, область Войска Донского, не попадала под юрисдикцию юзовской полиции. Здесь А. Филин создает первую футбольную команду «Вперед». Так начинается новый этап в развитии юзовского футбола.

      Неслучайно позже команда получает название «Кальмиус». Появившаяся на левом берегу реки, протекавшей по Юзовке, она была первой командой, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку.

      Вновь образованная команда считалась «дикой», так как входили в нее рабочие из разных заводов и шахт. Первая игра «Кальмиуса» состоялась в 1911г. с командой Смоляниновского рудника. Под влиянием «Кальмиуса» появляются и множество других команд, названия которых отражали жилые поселения: «Пастуховка», «Ветка», «Смолянка». Состав команд был организационно свободным, неподконтрольным администрации шахт и заводов.

      В поединках с этими командами доминировал «Кальмиус». Его игроки имели еще одно очень важное преимущество: играющий тренер команды А.А. Филин обязательно занимался с футболистами борьбой и тяжелой атлетикой, приучал их к изучению спортивной литературы.

      Футбол, как вид спорта, становится массовым, поэтому возникает необходимость его организационного устройства. В январе 1912 г. по инициативе спортивных обществ Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя в Петербурге состоялось учредительное собрание по организации Всероссийского футбольного союза (ВСО).

      В апреле 1913 г. была создана «Донецкая футбольная лига», избравшая комитет. Первый матч на Кубок Донбасса состоялся 11 мая 1912 г. в Юзовке. В этом же году Донецкая лига вошла во Всероссийский футбольный союз и приняла участие во II первенстве России по футболу. Очередной розыгрыш Кубка Донбасса не был завершен: его прервала в 1914 г. Первая мировая война. Но наибольший успех ЮСО был достигнут в сезоне 1915 г., когда команда завоевала звание чемпиона Юга России. Просуществовало Юзовское спортивное общество до 1919 г.

 

 

2. Письменно ответить на вопросы к изученному материалу:

 

1. Укажите учебное заведение, в котором основное внимание уделялось естественным и точным наукам:

а) гимназия; б) прогимназия; в) школа грамоты; г) реальное училище.

 

2. Из приведенного списка выберите начальные учебные заведения:

а) гимназия; б) школа грамоты; в) реальное училище; г) церковно-приходская школа; д) земская школа.

 

3. Укажите название первой футбольной команды в Юзовке, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку:

а) «Александровка»; б) «Смолянка»; в) «Кальмиус»; г) «Петровка».

 

4. Укажите цель, с которой писательница Чайка Днепровая приехала в Донбасс:

а) сбор шахтерского фольклора; б) сбор материала о положении женщин – работниц Донбасса; в) паломничество; г) встреча с писателями.

 

5. Напишите название города, в котором действовал единственный в Донбассе, до 1917 г., профессиональный театр. _____________________

 

6. Какие особенности развития системы просвещения в Донбассе в начале ХХ в.?

 

7. Каков был уровень начального образования в регионе в начале XX в.?

 

8. За счет каких средств шло развитие школьного дела в Донбассе?

 

9. Какие проблемы стояли перед системой народного просвещения Екатеринославской губернии?

 

10. Каким образом уездные земства решали проблемы, стоящие перед системой народного просвещения?

 

11. Какой вклад в образование и просвещение внесли H.А. Корф и X.Д. Алчевская?

 

12. Охарактеризуйте роль библиотек-читален для развития народного просвещения?

 

13. Какова была роль музеев в развитии образования населения?

 

14. В каких городах Донецкого региона впервые появляются печатные издания?

15. Какие театральные группы работали в Донецком крае и перечислите основной репертуар?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: