Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса

План занятия

 

Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса

Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения

1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса.

Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.

Спросэто желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.

При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже.

Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Шкала спроса на музыкальные диски:

                                                                                                                            Таблица 1.

 

Определяя величину спроса, мы берем в расчет определенное время и место. Если бы измерение проводилось в другой стране или в другое время, то величина спроса изменилась бы.

Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать.

  Например, если цена пакета молока вырастет втрое, то спрос на него уменьшится. И если цена на кока-колу увеличится втрое, то спрос на нее тоже уменьшится. Однако, несмотря на то, что цены возросли в одинаковое количество раз, продажа молока уменьшится не так сильно, как продажа кока-колы, и все потому, что людям гораздо легче обойтись без кока-колы, чем без молока. Количество покупаемого молока менее чувствительно к изменениям в цене, чем количество покупаемых прохладительных напитков.          

Экономисты объяснили бы это, сказав, что спрос на кока-колу эластичен, а спрос на молоко неэластичен.

Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса.

Измерить эластичность можно с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%:

                  Еd = ∆Qd %: ∆Рd %

где Еd  – коэффициент э ластичности спроса по цене;

 

    ∆Qd % = (Q'd - Q''d): Q'd · 100 % -    изменение объема спроса в %,

 

      ∆Рd % = (P'd - P ''d): P'd · 100% - изменение цены в %

 

   В силу того, что в соответствии с законом спроса между ценной на товар и величиной спроса на него имеется обратная зависимость, величина спроса и цены изменяются в разных направлениях (с ростом цены на товар, величина спроса уменьшается). Поэтому коэффициент ценовой эластичности спроса всегда будет величиной отрицательной. При экономическом анализе абстрагируются от знака (–), т. е. берут коэффициент по абсолютной величине.

  Например: С нижение цены спортивного инвентаря на 5 % вызвало увеличение спроса на него на 10 %.

     Показатель эластичности будет выглядеть так:

 

         Ed = 10%: (-5%) = –2; Ed = 2 -Спрос на спортивный инвентарь эластичен

 

Если  Ed > 1, то спрос называют эластичным. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда спрос на продукт эластичен, даже небольшие изменения в цене повлекут значительные изменения в спросе.

 

Если, Ed   = 1, то говорят о единичной эластичности – это ситуация, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение спроса на товар. Это означает, что изменение цены пропорционально изменению спроса.

 

  Если, Е d < 1, то спрос называют неэластичным (жестким). Это означает, что спрос растет или падает медленнее, чем изменяют цены.

 

     Спрос бесконечно эластичный – ситуация, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар.

 

Минимально возможное значение Ed = 0, спрос на товар абсолютно неэластичен, т. е. при любом изменении цены спрос на товар остается неизменным. Это случается, когда потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: