Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису

Новое время, по принятой в современной науке периодизации истории культуры стран Европы и Америки, это историческая эпоха трех столетий (XVII–XVIII–XIX), когда развивается бурный процесс формирования буржуазного общества и начинается активная «капиталистическая эра» (К. Маркс). Условность указанных временных границ вполне естественна, ибо капиталистические производственные отношения складываются задолго до этого, то есть еще в недрах феодального общества, и приобретают довольно прочные позиции до начала буржуазных революций, открывших широкий простор новому общественному укладу – капитализму. А капитализм – качественно новое явление всемирной истории

XVII–XIX вв. для Европы, с одной стороны, единый пространственно-временной период глубоких качественных (революционных) изменений в политической, экономической, социальной жизни десятков народов, а с другой, – время возникновения и расцвета нового, во многом уникального, типа культуры. Она возникает на едином основании:

а) буржуазном способе производства, в основе которого лежит частная собственность. («Определить буржуазную собственность, - считал К. Маркс, - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства»)[1];

б) буржуазной демократии, которая означала огромный прогресс по сравнению с государственно-политической организацией средневекового феодального общества;

в) развитии человеческой индивидуальности (субъектности);

г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей.

 

Крупные качественные изменения происходят в хозяйственно-экономической жизни Европы. Они связаны с первоначальным накоплением капитала, развитием капиталистических отношений. За счет разорения мелких собственников, захвата и грабежа колоний, работорговли создается крупная частная собственность. Складывается новая модель экономики. Ее фундаментом стал механизм товарного производства и рыночного обмена, базирующийся на непрерывном движении капитала. Под его влиянием формируется единое общеевропейское экономическое пространство. Западная экономика отличалась необыкновенной подвижностью и гибкостью. Капитал, непрерывно вращаясь, подталкивал рост производства, стимулировал развитие техники, регулировал распределение и, как следствие, поддерживал определенный уровень благосостояния. Становление нового хозяйственного уклада привело к радикальному переосмыслению всех ценностных установок, прямо или косвенно связанных с экономической деятельностью. В их основе лежало стремление к получению дохода, вокруг которого строилась система буржуазных ценностей. Важнейшим элементом новоевропейской символики становятся деньги. В обществе свободно распространялись новые знания, порождая изобретательность и установки на принятие инноваций. Так возникла капиталистическая система хозяйства, еще одна автономная область культуры, живущая по своим собственным законам.

Испытав небывалый взлет в эпоху Возрождения, западноевропейская культура в середине XVI в. вступила в полосу перманентного кризиса, который углублялся с каждым десятилетием. К мыслителям-гуманистам, прославлявшим ранее человеческую личность как «венец творения равный Богу разуменьем», считавшим ее доброй от природы, приходит разочарование. Число сторонников гуманизма уменьшается, а их идеи уже не вызывали энтузиазма. Трактаты мыслителей Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы, Томаса Мора и других представителей гуманистической мысли стали рассматриваться как социальные утопии, а великие творения гениев Возрождения сознательно замалчивались или переосмысливались, приобретая религиозное толкование. Кризис гуманизма становится реальностью, и культура XVII в. начинается с осознания кризиса ренессансной веры в гармонию бытия, трагического переживания несовершенства мира и человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: