Цель: познакомиться с морфологией хромосом млекопитающих, сделать элементарное описание кариотипа, сравнить кариотипы близких видов.
Оборудование: ксерокопии фотографий хромосом разных видов хомячков, шимпанзе и человека.
Ход работы
1. Рассмотреть фотографии хомячков, определить число хромосом для каждого вида.
2. Вырезать хромосомы, найти парные хромосомы, XиY- хромосомы. Распределите хромосомы по группам в зависимости от соотношения длин плеч. Попарно наклейте хромосомы в пределах группы.
3. Сравните кариотипы трех видов.
4. Проведите сравнение кариотипов человека и шимпанзе.
Лабораторная работа № 4. Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур
Цель: изучить строение клетки и клеточных органоидов. Научиться измерять размеры клеточных структур на электронно-микроскопических фотографиях с помощью масштабной линейки.
Оборудование: электронно-микроскопические фотографии различных клеток и клеточных структур, линейка, калькулятор.
Ход работы:
|
|
1. Определите структуры на микрофотографиях
2. С помощью линейки измерьте (в мм и см) относительные размеры различных клеток и клеточных структур.
3. Используя указанный на фотографиях масштаб, определите абсолютные размеры. Для определения средних размеров необходимо провести 4-5 измерений.
4. Заполните таблицу «Размеры клеточных структур»
Название измеряемого объекта | Относительный размер, мм | Абсолютный размер, нм |
Лабораторная работа № 5. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Цель: Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.
Оборудование: микропрепарат гигантской хромосомы мотыля, хромосомы различных видов растений.
Ход работы
1. Рассмотрим микропрепарат гигантской хромосомы мотыля, хромосомы различных видов растений.
2. Посмотрим, как проходит деление клетки:
3. Найдем и рассмотрим строение отдельных хромосом:
4. Строение хромосом и отличие в делящейся и неделящейся клетке.
Лабораторная работа № 6. Митоз в клетках корешков лука
Цель: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
Ход работы
1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Название стадии | Особенности стадии | Рисунок |
4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 7. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой
|
|
Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).
Ход работы
1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или посчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Лабораторная работа № 8. Составление родословных и их анализ
Цель: научиться использовать генеалогический метод для анализа наследования различных заболеваний.
Условные обозначения и термины:
- женщина - мужчина - больные
- носители или гетерозиготы
- брак - умерли в раннем возрасте
- дети одного возраста
Пробанд – лицо, с которого начинается исследование семьи и составляется родословная.
Сибсы – в генетике человека братья и сёстры, но не гомозиготные близнецы.
Задание. Наследование глухонемоты в ряду поколений.
В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. У него есть сестра с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы. Заболевание наследуется по рецессивно-аутосомному типу.
Определить какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.
Примечание. Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой.