КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Самостоятельная работа № 1
1. Какова роль воды в клетке?
2. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав: Г-Г-Г- Ц-А-А-Г-А-А-Г-Т-Т-Ц-А. Постройте и-РНК.
3. Прокомментируйте утверждение: «Все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой».
4. Приведите примеры специфичности действия ферментов. Правильно, ли на ваш взгляд, что такие нарушения в питании, как недостаток белка и витаминов, могут привести к нарушению химических реакций в клетке?
Самостоятельная работа № 2
1.Перечислите органоиды, входящие в состав растительной клетки.
2. Какова функция митохондрий в клетке?
3. Объясните взаимосвязь между строением ядра и его функциями в клетке.
4. В чем выражается функциональная зависимость между рибосомами и митохондриями?
Самостоятельная работа № 3
1. Дать определение: фотосинтетики, хемосинтетики, анаэробы, окисление
2. Гликолиз: локализация, условия протекания, описание процессов, образующиеся продукты.
3. Особенности световой фазы фотосинтеза.
4. Каковы особенности энергетического обмена в животной клетке?
Самостоятельная работа № 4.
1. Генетический код. Свойства генетического кода.
2. Особенности репликации ДНК у эукариот.
3.Отличие строение гена про- и эукариот.
4. Этапы биосинтеза белка в клетке.
Самостоятельная работа № 5.
1. В чем заключается биологическое значение митоза?
2. Опишите процесс образования бластулы.
3. Сравните нервную и гуморальную регуляцию организма.
4. Докажите преимущества непрямого развития у животных. Приведите примеры
Самостоятельная работа № 6.
1. Дополните предложения: а) доминантный ген - …….. б) гомозигота - …. в) гамета А + гамета а = зигота…….
г) гетерогаметный пол - …..
2. Почему рождается примерно одинаковое количество особей мужского и женского пола?
3. Основываясь на современных понятиях генетики, объясните, почему в случае менделеевского гороха форма и цвет семян наследуются независимо друг от друга, а в случае моргановской дрозофилы, окраска тела и длина крыльев наследуются преимущественно вместе?
4. Решите задачу: у человека ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой. Девушка, отец которой имел гемофилию, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Самостоятельная работа № 7.
1. Напишите классификацию мутаций по уровню их возникновения.
2. Дайте характеристику полиплоидии у растений.
3. Объясните затухание гетерозиса в последующих поколениях.
4. Сравните модификационную и мутационную изменчивость.
Самостоятельная работа № 8.
1. Дайте понятие дифференцировке и детерминации.
2. Какое действие оказывают гены на эмбриональное развитие организмов?
3. Почему организм человека может ответить синтезом антител на попадание любого антигена, даже если такого антигена раньше не существовало в природе?
4. Какие перспективы открываются перед учеными, создающими трансгенных животнвх?
Самостоятельная работа № 9.
1.Приведите примеры признаков или заболеваний, определенных близнецовым методом.
2. Что такое конкордантность? Когда и как используют этот показатель в генетике человека?
3. Почему наличие лишних половых хромосом намного слабее сказывается на фенотипе больного, чем трисомии по аутосомам?
4. Возможно ли излечение наследственных аномалий у человека? Поясните.
Лабораторная работа №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей.
Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения),
кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.
Ход работы
На срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
Прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.
Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
На предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
Нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.
Составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.
Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода? Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Лабораторная работа № 2. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных
Цель: сравнить строение клеток прокариот и эукариот, изучить особенности растительной, животной и грибной клеток; сделать выводы о причинах сходства и различий.
Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение бактериальной клетки», «Плесневые грибы», плесень, микрофотографии, микроскопы, стеклянные палочки, иглы, постоянные микропрепараты, предметные и покровные стекла
Ход работы
Строение прокариотической клетки
Стерилизованной стеклянной палочкой соскоблить с поверхности зубов около десен нале, перенесите его на предметное стекло и накрыть покровным. Микропрепарат рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.
Рассмотрите микрофотографию кишечной палочки, зарисуйте схему строения бактериальной клетки
Строение эукариотических клеток
Рассмотрите готовый микропрепарат «Строение улотрикса», зарисуйте одну клетку.
Рассмотрите и зарисуйте готовый микропрепарат «Строение амебы».
Препаровальной иглой перенесите небольшой участок мицелия плесневого гриба мукора на предметное стекло, капните воду и накройте покровным стеклом; рассмотрите и зарисуйте приготовленный микропрепарат.
Рассмотрите микрофотографии клеток растений, животных и грибов, сравните с увиденным под микроскопом
заполните таблицу.
Признаки | Бактериальная клетка | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Сделайте выводы:
Чем принципиально отличаются прокариотическая и эукариотическая клетки? Объясните причины различий.
Почему животная, растительная и грибная клетки похожи по строению и с чем связаны их различия?