Лабораторная работа № 2. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 



Самостоятельная работа № 1

1. Какова роль воды в клетке?

2. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав: Г-Г-Г- Ц-А-А-Г-А-А-Г-Т-Т-Ц-А. Постройте и-РНК.

3. Прокомментируйте утверждение: «Все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой».

4. Приведите примеры специфичности действия ферментов. Правильно, ли на ваш взгляд, что такие нарушения в питании, как недостаток белка и витаминов, могут привести к нарушению химических реакций в клетке?

Самостоятельная работа № 2

1.Перечислите органоиды, входящие в состав растительной клетки.

2. Какова функция митохондрий в клетке?

3. Объясните взаимосвязь между строением ядра и его функциями в клетке.

4. В чем выражается функциональная зависимость между рибосомами и митохондриями?

Самостоятельная работа № 3

1. Дать определение: фотосинтетики, хемосинтетики, анаэробы, окисление

2. Гликолиз: локализация, условия протекания, описание процессов, образующиеся продукты.

3. Особенности световой фазы фотосинтеза.

4. Каковы особенности энергетического обмена в животной клетке?

Самостоятельная работа № 4.

1. Генетический код. Свойства генетического кода.

2. Особенности репликации ДНК у эукариот.

3.Отличие строение гена про- и эукариот.

4. Этапы биосинтеза белка в клетке.

Самостоятельная работа № 5.

1. В чем заключается биологическое значение митоза?

2. Опишите процесс образования бластулы.

3. Сравните нервную и гуморальную регуляцию организма.

4. Докажите преимущества непрямого развития у животных. Приведите примеры

Самостоятельная работа № 6.

1. Дополните предложения: а) доминантный ген - …….. б) гомозигота - …. в) гамета А + гамета а = зигота…….

г) гетерогаметный пол - …..

2. Почему рождается примерно одинаковое количество особей мужского и женского пола?

3. Основываясь на современных понятиях генетики, объясните, почему в случае менделеевского гороха форма и цвет семян наследуются независимо друг от друга, а в случае моргановской дрозофилы, окраска тела и длина крыльев наследуются преимущественно вместе?

4. Решите задачу: у человека ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой. Девушка, отец которой имел гемофилию, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.

Самостоятельная работа № 7.

1. Напишите классификацию мутаций по уровню их возникновения.

2. Дайте характеристику полиплоидии у растений.

3. Объясните затухание гетерозиса в последующих поколениях.

4. Сравните модификационную и мутационную изменчивость.

Самостоятельная работа № 8.

1. Дайте понятие дифференцировке и детерминации.

2. Какое действие оказывают гены на эмбриональное развитие организмов?

3. Почему организм человека может ответить синтезом антител на попадание любого антигена, даже если такого антигена раньше не существовало в природе?

4. Какие перспективы открываются перед учеными, создающими трансгенных животнвх?

Самостоятельная работа № 9.

1.Приведите примеры признаков или заболеваний, определенных близнецовым методом.

2. Что такое конкордантность? Когда и как используют этот показатель в генетике человека?

3. Почему наличие лишних половых хромосом намного слабее сказывается на фенотипе больного, чем трисомии по аутосомам?

4. Возможно ли излечение наследственных аномалий у человека? Поясните.


 

 


Лабораторная работа №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей.

Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), 

кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.

Ход работы

На срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.

Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

Прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

На предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

Нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.

Составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода? Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

 

 

Лабораторная работа № 2. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных

Цель: сравнить строение клеток прокариот и эукариот, изучить особенности растительной, животной и грибной клеток; сделать выводы о причинах сходства и различий.

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение бактериальной клетки», «Плесневые грибы», плесень, микрофотографии, микроскопы, стеклянные палочки, иглы, постоянные микропрепараты, предметные и покровные стекла

Ход работы

Строение прокариотической клетки

Стерилизованной стеклянной палочкой соскоблить с поверхности зубов около десен нале, перенесите его на предметное стекло и накрыть покровным. Микропрепарат рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.

Рассмотрите микрофотографию кишечной палочки, зарисуйте схему строения бактериальной клетки

Строение эукариотических клеток

Рассмотрите готовый микропрепарат «Строение улотрикса», зарисуйте одну клетку.

Рассмотрите и зарисуйте готовый микропрепарат «Строение амебы».

Препаровальной иглой перенесите небольшой участок мицелия плесневого гриба мукора на предметное стекло, капните воду и накройте покровным стеклом; рассмотрите и зарисуйте приготовленный микропрепарат.

Рассмотрите микрофотографии клеток растений, животных и грибов, сравните с увиденным под микроскопом

 заполните таблицу.

Признаки Бактериальная клетка Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
         

Сделайте выводы:

 Чем принципиально отличаются прокариотическая и эукариотическая клетки? Объясните причины различий.

 Почему животная, растительная и грибная клетки похожи по строению и с чем связаны их различия?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: