Конспект
Открытого занятия по сценическому мастерству
театрального объединения «Арлекин»
Группа 3 года обучения
Выполнила: педагог высшей категории
дополнительного образования
Смирнова В.Н.
г. Мантурово 2020 г.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
1. дать понятие исполнительского искусства актера
2. показать неразрывность актера, театрального исполнительского искусства от реальной жизни
3. дать характеристику «выразительным средствам», используемым в театральной практике (остановиться на вопросе «Приемы голосового тренинга подробнее)
Тип занятия: тематический, обучающий
|
|
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Дать характеристику «выразительных средств, « используемых в театре, для достижения наибольшего эффекта при демонстрационном показе:
-учитывая специфику театрального искусства, это могут быть: технические средства (свет, музыка, декорации, бутафория, в т.ч. грим, произведении архитектуры и искусства), самым выразительным средством, приковывающим внимание зрителей, будет являться - АКТЕР, так называемый «живой материал»- его речь, его физические данные, его действия, его органика.
Актер – является важным материалом в работе над ролью. И, если учесть, что актерами становятся люди незаурядные, то можно сказать, что выразительным средством Актера, может быть он сам.
Следует отметить, что все обучающиеся в группах так же не похожи друг - на друга, и не случайно, что каждому из них определена та или иная роль, исходя из его личностных данных. Иными словами, на каждую роль актер подбирается индивидуально
Действие актера:
Своей выразительности оно достигает в том случае, когда актер владеет методами и приемами мышечной свободы. Обладание этим искусством позволяет актеру владеть собой на сцене (быть органичным), помогает оценивать происходящее на сцене, общаться с партнером, иными словами,
вести себя «органично», следуя «жизненной правде». Ведь, оказавшись под пристальным взглядом зрителей, актер, недостаточно подготовленный, может повести себя неадекватно,…. «ведь только в театре «живые глаза актера «встречаются с «живыми «глазами зрителя и только в театре Он «творит «на глазах изумленной публики «здесь и сейчас «. Из этого следует, что Актер, «ошибиться «может только один раз.И,исходя из всего вышесказанного, ему просто необходимо овладевать выразительными средствами, помогающими сделать его игру интересно, яркой и запоминающейся.Существующие ЭЛЕМЕНТЫ Сценического мастерства помогают ему в этом.
|
|
Элементы сценического мастерства»
«Внимание «:упражнения:«Путь в школу и домой «- условно, мысленно проделать этот путь и попробовать воспроизвести его по памяти.
.» Кто во что одет»:- внимательно посмотреть на партнера и затем по памяти назвать все те вещи, которые надеты на нем.
«Хлопки «- беззвучно предать хлопок, только движением глаз, тот, кому передается, должен точно поймать его «
«ОБЩЕНИЕ «: упражнение «Новичок в классе (вариант «Белая ворона «) каждый должен выстроить свою линию общения.
«Очередь «(пристройка)- каждый выбирает себе действие в очереди: кто-то завязывает шнурок,кто-то лезет без очереди,, кто- то недоволен действиями в очереди, либо продавца и т.д.
«ВООБРАЖЕНИЕ «- упражнения «Ходьба «идут по болоту, по снегу босиком, по щиколотку, по пояс в воде., затем в обратном порядке – по костру, по раскаленному песку. Сравнивается шаг, в зависимости от среды.
«Повтори фигуру ««Встань на свое место «» Письмо «.» Умение держать паузу «Зеркало «Опаздывающее зеркало «и др.- все эти упражнения, при условии правильности их выполнения, помогают добиться максимальной выразительности роли обучающихся
2.Следующим выразительным средством является – РЕЧЬ.
Речь актера должна быть четкой, выразительной, окрашенной различными оттенками эмоциональности, манера произношения должна обязательно соответствовать роли и быть уместной
3.Тренинг с обучающимися: Приемы голосового тренинга.
Речевой характер упражнений:
ПРИЕМ ЕСТЕСТВЕННОСТИ - пробуем воспроизвести различные виды шумов, шорохов, озвучить голоса животных. С виду эти простые
незамысловатые голосовые действия, на первый взгляд покажутся совершенно простыми и малозначимыми,но, если учесть, то правило, что «великое всегда просто», истина заключается в следующем: следуя правилам обучения подготовки голоса, педагог не может проверить правильность постановки языка, зубов, челюсти и др. во рту у обучаемого, а при произношении простых звуков, обучающий естественным образом может выполнить эти упражнение правильно.
РЕЧЬ в ДВИЖЕНИИ: тренировка голоса на прочтении стихотворных строк в напевной манере, двигаясь в различных направлениях, помимо естественности, тренирует дыхание, развивает голос в различных тонах.
Примером служит упражнение «Лестница «, в котором, двигаясь по воображаемой лестнице, обучаемый, повышая голос, как бы поднимается по воображаемой лестнице и «кладет «звук все выше и выше, достигая ее пика.Далее следует спуск с понижением голоса.
СТИХИ – как один из видов тренировочного материала: они как ритмически организованная речь,легко возбуждают нервную систему.Ритм сам по себе вызывает эмоциональный отклик, рождает так называемую ритмическую эмоцию или ритмическое переживание, которое организует, приводит в рабочее состояние весь организм, в т.ч и голосовой аппарат.
Ярким примером могут служить стихи МНЕМОНИЧЕСКОГО плана, т.е словесные приказы организму. В этом случае, подчиняясь внутреннему напряжению, обучаемый в естественной форме легко справляется с заданием. Примером может служить диалог «В деревню к тетке, в глушь – в Саратов «.
Выполняют двое – роли определяют самостоятельно: одна из них – «Отца «, другая дочери «
Дочь: (возбужденно) … «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов?! Нет, не поеду, мой отец!» с каждым словом, вкладывает свои эмоции, достигая эпогея (крика)
|
|
Отец: (не теряя спокойствия, снимает самую высокую нотку дочери) «… в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! Поедешь, дочка, и конец ……
МЕЖДОМЕТИЯ в работе над голосом являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы можем привлекать к себе внимание объекта, воздействуя на его волю и чувства. Они выражают ужас, гнев, страх, упрек, восхищение, возмущение, иронию и др.А также такие волевые импульсы, как угрозу, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, призыв, приглашение и др.
Междометия состоят из одного гласного И!,Э!,А,О,У!
Из гласного с последующим неслоговым й: Эй!,Ай!, Ой
Из гласного с согласным: Их!,Эх!,Ах!, Ох!. Ух!,Хе!,Ха!,Но!,Ну!,Уф!,Фу!,Фи!
Они бывают;: в удвоенной или утроенной форме: А-я-яй, О-е-ей и др.
сочетающиеся с частицами: Ну- же!, Да – ну же и др.
с глагольными окончаниями 2 го лица множественного числа:Нуте! Полно- те.
условное воспроизведение звучаний, сопровождающих реакцию на то или иное раздражение: Брр! Тьфу!Есть междометия:
образованные путем фонетического сокращения: Тш-шш!(тише);Вишь-ишь(видишь)Пли! (пали);Чу!(от древнерусского глагола «чути «- слышать);
из иноязычных слов – междометий из других частей речи: Алло!Стой!Браво!, Караул! и др.
есть звукоподражательные: Бац!, Хрясь! Бум! Динь - динь! и др.Мяу!, Ку-ка-ре-ку! Чик-чирик! Га-га-га!
и усеченные (название животных и птиц) Кис –кис!,Уть- уть,Тель – тель Тега – тега и др.
Междометия позволяют органично вовлекать в действие нашу душевную природу, потому что рождаются естественно, непринужденно, неожиданно. Использование этого приема над постановкой голоса помогает:
-найти и укрепить «центр «голоса;
-тренировать дыхательную систему;
-предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полости;
-развивать голосовую гибкость;
-обогащать тембральную окраску слов;
|
|
- воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи.
В упражнениях по речи важно заострить внимание ребенка на манеру произношения: монотонность, выделение «логических пауз», манеру произношения, силу звука и эмоциональную окраску
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Включает в себя творческий показ воспитанниками одного из ранее подготовленных театральных работ, используя принцип выразительности роли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В заключении проводится анализ проведенного занятия «что получилось, что – нет»